Войти

Роман Шаронов: «Сейчас играть хочется больше, чем в молодости!»

«Советский спорт – Футбол», 24.11.2009

Первый после чемпионства день у него выдался напряженным: в полдень – сбор на базе, затем – тренировка, восстановительные процедуры, домашние дела… В общем, чемпионы страны ведут себя, как будто ничего не случилось. С этого и началось наше интервью с 33-летним центральным защитником «Рубина» Романом Шароновым, по общему мнению, проводящим отличный сезон.

БОКАЛ ВИНА ЗА ПОБЕДУ НЕ ПОВРЕДИТ

– Роман, вот вы проснулись в воскресенье и…

– Ну, конечно, я проснулся счастливым, если вы об этом. Важно только понять, что сезон еще не закончен, что впереди важные матчи Лиги чемпионов. Но одна из задач сезона, главная, наверное, уже выполнена.

– Вчера как-то отметили чемпионство?

– Да, был командный ужин.

– И что? Ни-ни?

– Ну почему? Я думаю, бокальчик вина никому не повредит. Это даже полезно.

– Вся страна видела, как после финального свистка вы засунули мяч под футболку. Супругу Надежду таким образом приветствовали?

– Да, совершенно верно. Мы ждем пополнения в семье.

– Кого?

– Девочку.

– А еще вы подбежали к фан-сектору и передали чемпионскую футболку какому-то мальчику….

– Не хотелось просто так бросать футболку на трибуны, я решил, что выберу какого-нибудь конкретного болельщика. Увидел этого мальчонку и отдал ему.

– Вы верили, что сможете подтвердить успех прошлого года?

– Просто мы очень хотели этого. В прошлом году я не верил, что сможем стать чемпионами, только после победы над «Спартаком» поверил. А в этом после старта – пусть не суперудачного, но и не провального – я подумал: почему бы нам не выиграть второй чемпионат подряд?

ФУТБОЛ ОТБЛАГОДАРИЛ ПЕТЮ ЧЕМПИОНСТВОМ

– В середине сезона у «Рубина» был неудачный финал Кубка России, потом – жуткая история с Петром Быстровым. Эти события как-то повлияли на «Рубин»? Быть может, объединили команду?

– Да, Кубок России мы проиграли, но это футбол. Полагаю, любой нормальный тренер сказал бы своей команде, что турнир закончен, что надо переключаться на чемпионат. А случай с Петей… Двумя словами этого не передать. В раздевалке все было очень страшно, просто ужас какой-то…. Хорошо, что Петя вернулся, и футбол отблагодарил его нынешним чемпионством. Конечно же, все ребята переживали за него. Пусть не все ездили в больницу, но всем-то и смысла не было туда ехать. Я был в Казани, и мы всей нашей семьей были рядом с Петей и его супругой. Ребята в душе их поддерживали. И я уверен, эта поддержка сказалась. Одно из наших сильных качеств – это коллектив. Не буду утверждать, что все игроки между собой друзья, но коллектив в команде есть. Это точно.

– И насколько велико значение этого фактора в нынешнем успехе «Рубина»? Может ли чувство локтя быть козырем в матче с заведомо более сильным соперником?

– Естественно! Когда мы выходим с одной целью – выиграть – и поддерживаем друг друга в игре, это здорово помогает. Да, мы можем и поругаться по ходу игры, но это все рабочие моменты, никто потом не ходит и не дуется на партнера. Нас тренер объединил одной целью. Но он и спрашивает с нас. Ни одной тренировки у нас не проходит в вальсирующем режиме! Бывает, конечно, когда играем в теннис-бол, на этих занятиях можно и пошутить, посмеяться. Но когда идет подготовка к игре, у Бердыева не до шуток. И ему без разницы, как твоя фамилия – работать должны все.

– Можно ли нынешний сезон назвать лучшим в вашей карьере?

– В прошлом году я говорил, что провел лучший сезон, а в этом же нам еще в Лиге чемпионов играть. Поэтому пока не хочется подводить итоги.

С НАВАСОМ МЫСЛИМ ОДИНАКОВО

– О вашем взаимопонимании с Сесаром Навасом говорят сплошные комплименты. Многие считают пару центральных защитников Шаронов – Навас сильнейшей в чемпионате.

– Вы знаете, для меня самого загадка, как быстро мы с Навасом нашли общий язык. Мы с ним сыграли одну контрольную игру – нет, даже один тайм – на сборе в Испании. И сразу выяснилось, что мы на поле одинаково мыслим. А по ходу сезона Сесар стал еще и русский язык подучивать… Но проблемы есть всегда, мы же небезгрешны. Считать нас двумя центральными суперзащитниками было бы неправильно, ведь вся команда выполняет работу на поле – и крайние защитники, и опорные хавы, и Серега Семак – все помогают нам.

– Вам не удалось пока поиграть в Европе, но зато с «Рубином» выросли до Лиги чемпионов. Сейчас вы ощущаете себя игроком европейского топ-клуба?

– Нет. Не могу о себе говорить как об игроке европейского топ-клуба. Такую оценку могут дать только, – Роман на секунду задумывается, – да, только тренеры. Не обижайтесь на меня, но оценки журналистов я всерьез не воспринимаю – это все для болельщиков. Для футболиста же лучшая оценка – это когда тренер ставит его в состав. Если главный тренер видит тебя в составе, не имеет никакого значения, что мне поставили в газетах – 5,5 или 7,0.

– Сейчас модно что-нибудь этакое выкидывать необычное в случае успеха команды. Вы на что способны, если «Рубин» выйдет в плей-офф нынешней Лиги чемпионов?

– Нет, я такими вещами не занимаюсь, стричься я не буду! – смеется Роман. Видимо, вспомнил видеооператора «Рубина» Николая Рябцева, который после победы на «Ноу Камп» побрил под ноль голову.

– Каковы ваши перспективные планы? Контракт «Рубина» у вас еще долго действует?

– Еще год. Предложений от клуба мне еще не было, но я надеюсь, что закончу карьеру в «Рубине».

– Сколько собираетесь играть?

– Надеюсь, не один и не два сезона. Пока здоровье позволяет, буду помогать своему клубу.

– А после чем займетесь?

– Об этом я еще не думал. Вы знаете, сейчас мне хочется играть в футбол даже больше, чем в молодости.

– Успехи придают сил?

– Скорее, просто я пересмотрел свое отношение к футболу. Был в моей жизни период, когда я почувствовал, что большой футбол – уровня премьер-лиги – от меня уходит. И тогда премьер-лига от меня практически ушла… Я понимал, что вернуться будет очень сложно. Но пытался. Когда получилось, появилось огромное желание играть. Не наигрался я еще!

БЕРДЫЕВ – НАШ ПСИХОЛОГ

– Вы прошли с «Рубином» путь от первого дивизиона до Лиги чемпионов. Можно ли говорить о том, что пример «Рубина» – это эталон для клубов, которые мечтают стать большими?

– Не только «Рубин», но и «Зенит», и «Локомотив», и ЦСКА, и «Спартак». Когда эти клубы выигрывали чемпионство, они были примером для подражания. Не зря же руководители клубов изучают опыт более успешных коллег – и тренировочный процесс, и инфраструктуру. Нужно брать все лучшее! Вчера мы доказали, что на сегодняшний день лучшие в России, хотя до сих пор очень многим не нравится, что «Рубин» чемпион – сужу об этом по многим комментариям. Но собаки лают – караван идет.

– А мне кажется, что в этом году отношение прессы к «Рубину» стало более лояльным.

– Я разницы не почувствовал.

– Вы как-то говорили, что газет практически не читаете.

– Не читаю, но когда смотрю или слушаю какие-нибудь передачи, то через пять минут выключаю телевизор. Вы знаете, корреспонденты должны быть объективными, несмотря на то что все они болеют за ту или иную команду. Но многие из журналистов не скрывают своих клубных пристрастий! Это ненормально.

– Еще есть одна фишка у «Рубина»: в нем игроки раскрываются. Сергей Рыжиков в Казани расцвел, у Домингеса после Питера крылья выросли, Милошевич красиво завершил карьеру, Семак вторую молодость переживает, Бухаров превращается в большого игрока. И список можно продолжить! В чем секрет?

– Быть может, сходятся все качества, которые есть у ребят? У того же Саши Бухарова большой талант, но есть тренер Курбан Бердыев, который лепит из него футболиста. Курбан Бекиевич видит игроков, иногда я поражаюсь, насколько хорошо видит и насколько далеко вперед смотрит. Иногда, как и все люди, ошибается, но повторюсь: именно Бердыев лепит из Бухарова игрока. Сережа Семак – это… Это просто Семак, он вписался в «Рубин» так, как будто всю жизнь здесь играл. Рыжиков за счет своего трудолюбия планку поднял. Домингес тоже знает все требования Бердыева, потому-то ему легко здесь играть.

– Про вас тоже можно так сказать?

– Да, безусловно. Хотя я и уходил из «Рубина», уходил не очень хорошо, но жизнь все расставила на свои места. Да, я был в чем-то неправ, в чем-то – Курбан Бекиевич, но сейчас мы работаем вместе и даже не вспоминаем о том, что было.

– Тема сборной для вас табу?

– Нет, я могу говорить о сборной. Просто как-то я вашему коллеге сказал, что ни один журналист не может повлиять на главного тренера: захочет Хиддинк меня вызвать – вызовет, не захочет – не вызовет. И я к этому именно так отношусь. Возможно, я чем-то Хиддинка не устраиваю. Я, к примеру, считаю, что Рыжиков и Бухаров должны играть в сборной, но это мое мнение, а главный тренер считает по-другому.

– Наверняка вы здорово расстроились после поражения сборной в Мариборе. Ведь в глубине души до последнего надеялись, что будет у вас хотя бы малюсенький шанс поехать на чемпионат мира…

– Нет, об этом не думал вообще. У меня есть свое мнение о том, почему проиграла сборная, но я оставлю его при себе.

О ФУТБОЛЕ С ЖЕНОЙ ГОВОРИМ, НО ФИШКИ НЕ ДВИГАЕМ

– Ваша дочь Маруся уже понимает, что папа второй подряд чемпионат выиграл?

– О-о-о, Маруся много чего знает! Иногда меня перед сном спрашивает: «Скажи, кому дали красную карточку?» Про Балотелли она помнит, про то, что он был в белой форме. Не знаю, откуда все это! Все хочу записать это – пока не получается. Она много вопросов задает: «Почему тебе дали желтую карточку?» Она знает, что мы чемпионы, что получили золотые медали…

– Сейчас женский футбол у нас…

– Нет-нет, не надо! Не надо ей футболом заниматься. Хватит на семью одного футболиста.

– Обсуждаете с женой игры?

– Ну да. Не то чтобы разбор делаем – фишки по макету поля, конечно же, не двигаем, – улыбается Роман. – Но после неудачных игр, когда настроение неважное, я просматриваю моменты, делюсь с женой впечатлениями, что не так сделал. Ну и на домашние игры Надежда с Марусей всегда приходят. Маруся говорит, что она мой талисман.

– После матча с «Зенитом» Курбан Бердыев дал понять, что еще будет разговаривать с Домингесом о его будущем. Скажите, в команде принято эти темы обсуждать? И можете ли вы, как опытный игрок, как-то повлиять на решение партнера?

– Две недели назад Чори мне говорил, что уходит. Если он уйдет в топ-клуб, я его пойму; если в «Эспаньол», то, на мой взгляд, сделает ошибку. Век футболиста короток. Пусть чемпионат Испании выше российского, но «Эспаньол» – не тот клуб. Что касается других игроков, то уходить особо никто не хочет.

– Да и некуда уходить, согласитесь?

– Ну почему? Возможно, кому-то предлагают более выгодные условия, просто эти предложения игроки не афишируют. Не думаю, что «Рубин» будет чинить препятствия ребятам. Но все понимают, что можно попасть в другую команду и все перевернуть в своей жизни.

– Ваш уход из «Рубина» в 2004-м, насколько я знаю, был связан с материальными условиями. Вы ушли в другой клуб, выиграли в деньгах, но едва не выпали из премьер-лиги. Что-либо молодежи советуете с высоты своего опыта?

– У меня другая ситуация была. Я бы ушел в любом случае – то, что мне предлагали в «Рубине», было ненормально. Я знал, сколько получали легионеры, которые не играли. И сколько мне предложили, а ведь я в сборную тогда попал… Ну да ладно, все в прошлом, не хочу вспоминать об этом… Я не знаю, какие условия контрактов у ребят, просто говорю им: не стоит торопиться менять клуб, если чуть больше предлагают. Если разница большая, тогда есть смысл уходить. Правда, я не думаю, что «Рубин» не предложит достойные условия тем, кто играет в основе и у кого заканчивается контракт. Состав сохранят, я уверен.

Егоров Александр

О ком или о чем статья...

Шаронов Роман Сергеевич