«Спорт-Экспресс», 09.09.2011
Последним местом работы известного тренера Виталия Шевченко, который менее чем через месяц отметит 60-летие, был волгоградский «Ротор».
– Вы работали в четырнадцати клубах из четырех стран мира. Чем запомнился последний?
– Волгоградский контракт закончился 31 декабря прошлого года. Когда приходил в команду, мне говорили: будем возрождать, выходить на прежний уровень. Но за те семь месяцев, что возглавлял «Ротор», никаких шагов в этом направлении сделано не было. Могли остаться в первом дивизионе, боролись до конца – вот и все возрождение. Бюджетная команда, ни базы, ни стадиона – одно тренировочное поле. Правда, приличное.
– За последние годы российский футбол изменился?
– Появилось 4-5 клубов с серьезным подходом к делу. Других больших изменений, думаю, нет.
– Есть немало тренеров, не сидящих без работы более месяца-двух. Про них говорят – в обойме. А вы в ней, как считаете?
– Сейчас, наверное, чуть в стороне. Все-таки до «Ротора» три года работал с украинскими клубами – «Металлургом» и «Черноморцем». В России выпал немного из поля зрения.
– Что должен делать тренер, чтобы просочиться в ту самую обойму?
– У меня другая ситуация. Есть молодые тренеры, готовые взяться за любую работу. Им нужен опыт, репутация, заработок. Мне это тоже нужно, но если зовут в клуб, всегда иду под определенную задачу. Меня выбирают, но и я выбираю тоже. Работать, чтобы работать – не мое. Должна быть цель и условия для ее достижения. Все-таки мною уже что-то сделано и выиграно. В Украине с донецким клубом становился третьим, в России с «Торпедо» брал бронзу, в Боливии был первым и вторым, в Израиле третьим. Все время работаю «под задачу», поэтому выдвигаю какие-то требования. В «Черноморце», скажем, бился за шестерку. А туда, где процесс важнее результата, не пойду.
– В свое время вы пригласили из «Уралана» в «Торпедо» вслед за собой ряд игроков. Сейчас найдете, кого позвать, если получите приглашение?
– Найду. Хотя в то время футболисты еще не были в такой степени связаны агентскими и прочими обязательствами, как сейчас. С другой стороны, я ведь не крал игроков из Элисты. Команда разваливалась, ребята захотели продолжить работу со мной.
– Как насчет тренерского штаба? Есть специалисты, которые без верных ассистентов в новый клуб ни за что не придут. А у вас вроде бы репутация одиночки.
– В Раменском, Грозном и Ростове я работал вместе с Алексеем Ильиным, отвечавшим за физподготовку. За границей привести в команду свой штаб сложнее.
– Чиновником пошли бы работать?
– Интересное дело, но я пока лучше тренером…
– Зачем вы приходили на недавнюю тренировку сборной в «Лужники»?
– Посмотреть занятие, людей повидать. Там и Семшов, и Зырянов – почему не пообщаться?
– Почерпнули что-то профессионально важное?
– Обычная предыгровая тренировка. Это не критика, просто в сборной и не может, наверное, быть по-другому. За три-четыре дня новейшим методикам не обучишь и «физику» не подтянешь. Это дело клубов, а Адвокат должен сказать свое веское слово перед финальным этапом, если туда попадем.
– Как вам игра сборной?
– Второй матч она провела на хорошем уровне, хотя мне очень не понравились ирландцы. Или уставшие были, или к газону не привыкшие – совсем никуда не успевали. Нашим же, кажется, не хватает одного-двух сильных форвардов-завершителей. А без реализации в футболе никуда.
– За всеми своими бывшими командами следите?
– За израильскими – чуть меньше, но в целом слежу.
– Даже за «Боливаром» из Ла-Паса?
– Конечно. Уровень футбола там стал чуть ниже. Экономическая ситуация изменилась, и поколение мне досталось более сильное.
– К высокогорью гости боливийцев научились приспосабливаться?
– К этому невозможно привыкнуть. Определенное преимущество высота давала и будет давать.
– А лужниковская синтетика, которая была постелена как раз в пору вашего пребывания в «Торпедо», для сборной России – козырь?
– Последнее поколение искусственной травы не сильно отличается от натуральной. Но для команд, которые вообще на ней не играли, отсутствие привычки может сказаться.
– Есть мнение, что синтетика сыграла свою роль в неудачном приземлении Игоря Акинфеева после столкновения с Веллитоном. Согласны?
– Она более травмоопасна, это факт. В то же время хорошая синтетика лучше плохого естественного газона.
– В прошлом вы форвард. Оцените эпизод с участием спартаковца и армейца.
– Любой серьезный нападающий сыграл бы как Веллитон. А любой серьезный вратарь должен уметь защищать себя в те моменты, когда есть возможность. Выставлять ногу, колено. Корректный футбол – вещь виртуальная. На поле идет война. Так что момент, на мой взгляд, был чисто игровым.
– На матчи «Торпедо» приходите?
– Случается. Команда жива, но чтобы вернуться в элиту, финансовую ситуацию надо улучшать.
– Что думаете по поводу дисквалификации за букмекерские ставки вашего бывшего подопечного Сергея Кормильцева?
– Мы виделись как-то на сборах, но, кажется, раньше. На эту тему точно не разговаривали. Пообщались тепло, он меня медом алтайским угостил.
– Могли бы назвать самого одаренного из футболистов, которых тренировали?
– Тяжело сравнивать. Скажу лишь, что очень жалко Женю Дурнева, который поднимался, да так и не поднялся до конца после травмы. Врачебная ошибка. Мог бы играть на хорошем уровне.
О ком или о чем статья...
Шевченко Виталий Викторович