«Советский спорт – Футбол», 22.03.2011
Главный тренер нашей сборной Дик Адвокат на редкость закрытый человек. Не только никаких футбольных секретов не выдаст, но и о себе слова живого не скажет. Если и величают его Маленьким Генералом, то в пору добавить – в наглухо застегнутом мундире.
Тем не менее корреспондент «ССФ» отправился в Голландию с вполне конкретным заданием – поговорить с Диком по душам.
СУХАРИ НА ЗАВТРАК
– Ха, эту фотографию опубликовали все голландские газеты, – Адвокат рассматривает фотографию, на которой он изображен укутанным в одеяло в лужниковском матче ЦСКА – ПАОК, помещенную на обложке в одном из последних номеров «ССФ», который я пролистываю на ноутбуке в мультимедийном виде. После рукопожатия направляемся в ресторан при гостинице Ado Den Haag, расположенный неподалеку от стадиона гаагской команды. Когда-то Дик играл в местном клубе, он и живет в этом районе, но о «домашнем» интервью не может быть и речи. Говорят, даже закадычные друзья Дика Николаевича (родись голландец в России, получил бы именно это отчество) не знают, где конкретно живет тренер.
– С таким графиком вам редко удается позавтракать дома – чаще это происходит в гостиницах. Что можно отведать в гостинице, известно, а что сегодня было у вас на завтрак?
– Как обычно – крекеры, сухари да фруктовый коктейль. Минимум сахара.
– Легонький рацион.
– Хочется сбросить лишний вес. Но давай о футболе.
Дика с накатанной дорожки не собьешь.
– Конечно, конечно, – киваю своему статусному собеседнику. А для себя решаю, что после первой попытки обязательно будут другие. У главного тренера хорошее настроение. На улице тепло, ярко светит солнце, отличный ресторан, живая классическая музыка… Где, как не в этой обстановке, разговорить непробиваемого на нефутбольные темы тренера, тем более что находимся на хорошо знакомой ему территории. Но сейчас поговорим немного о футболе.
ИСКУССТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НЕ БУДЕТ!
– Матчи против сборной Армении называют чуть ли не решающими в отборочном цикле. Согласны с такой формулировкой?
– Да, это будут крайне важные матчи. На полпути армяне отстают от лидеров группы (России. – Прим. ред.) всего на два очка, и наверняка у них в голове будет вертеться мысль «мы близки к успеху, как никогда раннее». Это окрыляет. Не стоит ждать легкой прогулки, особенно в Ереване.
– В последнее время все больше говорится об отсутствии конкуренции внутри сборной. Некоторые предлагают ее создать.
– С тем, что нет большой конкуренции, согласен. Но я не буду создавать искусственную конкуренцию. В этом нет никакого смысла. Повторюсь: именно эта группа игроков должна успешно завершить отборочную кампанию. Во-первых, сборная обладает необходимой квалификацией, а во-вторых, ребята не попали на чемпионат мира в ЮАР, и пропустить два крупных турнира подряд… Это сильно ударит по самолюбию футболистов. Это невозможно!
– В интервью «ССФ» Роман Шаронов выразил недовольство тем, что для вас не существует других команд, кроме ЦСКА, «Зенита» и «Локомотива». Вы даже не приехали в Энсхеде на матч «Рубина» в Лиге Европы. Что ответите?
– То, что я не был в Энсхеде, не означает, что не видел игры. Эту встречу смотрел в записи. Каждый имеет право высказать свою точку зрения, и Шаронов – не исключение. Однако этому защитнику уже 34 года, и, при всем к нему уважении, он не всегда попадает в стартовый протокол казанского клуба. Думаю, он не тот футболист, которого нужно пробовать в сборной. А что касается остальных рубиновцев, уверен, их возможности мне известны гораздо лучше, чем Шаронову. За ними пристально слежу. Многих из них я прекрасно знаю по играм против «Рубина», когда работал в Питере. Команда Бердыева всегда доставляла нам больше всех хлопот!
– Как относитесь к тактической перестройке «Рубина»?
– У «Рубина» отличный тренер, который наверняка имеет серьезные основания для перемен. Но и его прежняя система приносила успех. Всем было тяжело против казанцев – «Зениту», «Барселоне», другим…
– Из команды, проповедующей комбинационный футбол, будет легче попасть в сборную, которая стремится показывать атакующую игру?
– Это не играет большой роли. Игроки не должны подстраиваться под мою систему, это я подстраиваю схему под них. Если бы у нас были более подходящие футболисты для расстановки 4-4-2, играли бы по этой схеме. Но я, например, люблю, когда фланговые защитники подключаются к атакам. При 4-4-2 их эффективность падает.
ШИРОКОВА – В ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИРЕКТОРЫ!
– Это правда, что в сборной вы уделяете больше внимания зенитовцам, нежели остальным?
– Кто так говорит? – голландец хмурит брови.
– Об этом пишут газеты.
– Ложь. Кто так пишет, должен закончить с писаниной. Они плохо проинформированы. Почему бы им не спросить игроков ЦСКА об отношениях в сборной? Зачем что-то выдумывать? Это похоже на какую-то зависть. Нужно быть объективным: если я делаю что-то не так, напишите об этом, скажите мне лично, но не надо выдумывать того, чего нет.
– В «Зените» у вас была полная поддержка со стороны местной прессы, а на уровне сборной такого нет. Ощущаете это?
– И в Питере меня сначала были готовы съесть заживо, но потом отношения улучшились. Все зависит от результата. Другое дело, нужно остерегаться вещей, которые могут негативно повлиять на атмосферу и микроклимат. И я не понимаю, зачем людям это нужно.
– Давайте о более приятном. Кто, по-вашему, играет в более красивый футбол в Европе – «Арсенал» или «Барселона»?
– «Канониры» демонстрируют фантастическую игру, но у них есть одна проблемка: у Венгера нет Месси! Считаю аргентинца лучшим футболистом за всю историю существования футбола. Он умеет все: отменная техника, дриблинг, скорость, всегда бьет в створ… Потрясающий исполнитель!
– Вам не жаль, что атакующие схемы редко приносят титулы? Взять тот же «Арсенал»…
– Зато такой стиль привлекателен для болельщиков, его ценят настоящие эксперты! И потом, он тоже приносит результат. Вспомните, в «Зените» с такой игрой мы справились с «Вильярреалом», «Марселем», «Баварией» и «Байером»… Но проблема того «Зенита» в том, что из-за успехов в итоге пострадала команда. Ведь лучших футболистов раскупили.
– Вы снова о «Зените»… Как, кстати, оцениваете работу Спаллетти?
– Он успешно работает с командой, молодец! Спаллетти не стал рушить базу, созданную до него, а лишь внес свои корректировки. Это умный шаг со стороны итальянца.
– У вас никогда не было проблем с Романом Широковым из-за его прямоты?
– В «Зените» случались рабочие недопонимания. Когда трудишься в клубе, постоянно сталкиваешься с противостоянием между игроками и тренером. Это нормальная обстановка. Когда этого нет, значит, что-то не так. В таком случае тренеру следует спровоцировать ситуацию. А почему вы спросили о Широкове?
– Он очень откровенный собеседник. Вот недавно, на мой взгляд, он весьма разумно высказался о том, что в «Анжи», вместо того чтобы отстроить базу и постелить нормальные поля, начали с дорогостоящих покупок… Вы так не считаете?
– Ха-ха! Меня не удивляет, что Роман высказался и на эту тему. Из него выйдет великолепный технический директор! – Дик заразительно рассмеялся, словно позабавившись собственной мысли. – Широков обо всем знает лучше всех и любит, чтобы его слово было последним. Роман хороший, думающий парень. А в то, что творится в «Анжи», я вмешиваться не стану.
– Хорошо. В Ирландии вы признались, что опасаетесь спада Широкова…
– Он играет в таком ключе, что ошибки неизбежны. Если он совершает их по нескольку кряду, это становится заметно. Достоинство Широкова в том, что он может играть на всех позициях. Однако если игрок совершает ошибку в середине поля, это незаметно, а в обороне это приводило к голам. К счастью, в сборной Рома допускает минимум брака и приносит немало пользы.
ОДИН ТЕЛЕВИЗОР НА ВЕСЬ ДВОР
Во время нашей беседы многие узнают Адвоката, но за час разговора никто так и не подходит к нашему столу. Делюсь наблюдением с тренером.
– Таков голландский менталитет, – объясняет Дик. – Люди никогда не подойдут с просьбой об автографе, могут лишь по-доброму улыбнуться. Здесь ценят свободное время человека.
– В начале беседы вы сказали, что желаете сбросить пару лишних килограммов…
– Не пару, а чуть больше – около десяти. Хочу весить 90 кг. Это оптимально.
– Помимо диеты, занимаетесь спортом?
– Каждый день совершаю часовую прогулку, – смотрит на часы, показывающие час дня. – Обычно как раз в это время.
– В «Зените» вы часто играли с ребятами в «квадрат». А в сборной такое практикуется?
– Нет, но не потому, что я не смогу, а потому что нет такой необходимости. В клубе иногда, особенно во время долгих сборов, нужно было как-то разрядить обстановку, и я на равных с ребятами выполнял какие-то упражнения.
– А в ветеранских матчах участвуете?
– Нет, зачем усложнять свою жизнь?
– Вам легко достать билеты на игры «Ден Хага»?
– Конечно, бывшим игрокам присылают билеты на каждую встречу. Присылают и мне, и брату, который тоже играл в гаагской команде. Правда, у него не получилось профессиональной карьеры.
– Чем занимается ваш брат?
– Он на пенсии, ему уже около семидесяти. Раньше выступал на любительском уровне, но со временем закончил.
– Я читал, что вы росли в бедной семье. Это правда? – пытаюсь уйти подальше от футбола.
– Когда я был мальчишкой, здесь все было по-другому. У каждого было вот так много или вот так мало, – показывает указательным и большим пальцами две величины, не сильно отличающиеся друг от друга. – Ни у кого из моих друзей не было телефонов, машины. На весь двор у нас был лишь один телевизор. Вы можете в это поверить?! Мы не были богатыми в плане денег, зато обретали богатство в плане эмоций. Каждая мелочь доставляла радость. У меня было потрясающее детство, правда! В нашем городе совсем не было криминала, люди не знали, что это такое. Сейчас большинство зарабатывают деньги, чтобы съездить отдохнуть на другой континент или какой-то остров, а тогда все копили на одежду своим детям. Я не назову это бедностью, это просто другая эпоха. Как-то так…
ТРИ БРАТА И СЕСТРА
– В Голландии все так жили?
– В моем дворе – да. У меня даже не было своего велика, я должен был постоянно одалживать велосипед у братика. Но я так любил возиться с мячом, что мне ничего другого не надо было.
– Почему вы ушли именно в футбол?
– Потому что другие виды спорта были для богатых. Я про хоккей на траве, теннис… Я просыпался, шел в школу, там мы играли в футбол на переменах. Приходил домой пообедать, потом снова гоняли мяч, пока не стемнеет.
– И вам до сих пор не надоел футбол?
– Как он может надоесть?! Это же интересная игра! Футбол не стоит на месте, постоянно развивается. Кстати, теперь играю с друзьями в теннис. Тоже затягивает.
– Вы с детства мечтали сделать карьеру в футболе?
– Да, у меня был талант, и я счастлив, что мне удалось его реализовать.
– А ваши родители никогда…
– Они уже давно ушли. Папа умер, когда мне было семнадцать. К сожалению, он не увидел моих успехов. Мы мало бывали с родителями – только в выходные и в будние дни, когда собирались на ужин. Они все время проводили на работе, – кажется, Дик с трудом сдерживает слезу. – А вечером мы бегали по двору. Раньше никто не закрывал дверь, и я мог спокойно зайти к любому из своих друзей, позвать играть…
– Родители не препятствовали футбольной карьере? Не было такого, чтобы они рекомендовали вам пойти учиться на юриста или бухгалтера?
– Они не препятствовали, напротив, помогали каждому из детей идти своим путем. В конечном итоге, как показывает жизнь, каждый делает себя сам, не без помощи окружающих.
– А сколько у вас братьев и сестер?
– Нас было четверо мальчишек (я младший) и сестренка, самая младшая в нашей семье. За последние полтора года двое из братьев ушли…
– Какую карьеру сделали ваши родные?
– Ян неплохо работал в банковской сфере, Энди был известным тренером на любительском уровне… С остальными я не так часто контактировал. Я всегда был слегка эгоистичным, сконцентрированным на собственных делах и работе. К тому же постоянные разъезды, футбольные матчи в качестве игрока и тренера отнимали много времени.
– Нет сожаления, что не общались чаще с ушедшими родственниками?
– Нет. Зачем сожалеть о том, чего не исправить? Все нужно делать вовремя.
АНГЛИЙСКИЙ УЧИЛ ПО ТОК-ШОУ
– Голландские коллеги рассказывают, что вы 24 часа в сутки думаете о футболе. Как такое возможно?
– Неправда. Это миф, созданный журналистами. Например, во время завтрака, а также чтения книг я не думаю о работе. Иначе можно было бы свихнуться. Хотя, если того требует ситуация, действительно, могу думать о футболе целые сутки.
– Бывали у вас моменты, когда хотелось все бросить и уйти из футбола?
– Прямо все бросить? Не знаю. Но сильная усталость мне знакома. После четырех сезонов в «Рейнджерс»… В последнем сезоне в «Зените»… Даже будучи игроком, я не засиживался в одной команде дольше, чем четыре сезона. За карьеру поиграл в восьми клубах, в том числе в Штатах, в Бельгии… То же самое было на тренерском мостике. После какого-то периода хотелось нового вызова, иных эмоций. Именно поэтому ушел в свое время из ПСВ в «Рейнджерс». Думаю, я мог бы спокойно сидеть в «Зените» по сегодняшний день, если бы хотел…
– Какой последний фильм смотрели?
– Я больше люблю смотреть различные ток-шоу – черпаешь столько нового и любопытного! Каждый день по CNN смотрю шоу Пирса Моргана, заменившего всемирно известного Ларри Кинга. Недавно у него в студии были сестры Коллинз – Джоан и Джекки. Красивейшие женщины, фантастические актрисы. В раннем возрасте они уехали в Голливуд, там подружились с Марлоном Брандо и другими велики актерами. Когда они вспоминали о прошлом, по их лицу было видно, какие они тогда испытывали эмоции. Посмотрите, очень интересно!
– А вам было бы интересно поучаствовать в подобных шоу?
– Мне интереснее смотреть. По этим шоу я учил английский язык, когда бывал в Америке. Когда-то мы с «Ден Хагом» отправились на два месяца в турне по США. Было здорово! Мы объездили всю Калифорнию! Сан-Франциско, Санта-Моника, Лос-Анджелес… Столько классных мест открыл для себя!
– А в Лас-Вегас не заезжали? Там недалеко…
– А там был 1994-м, во время жеребьевки чемпионата мира 1994 года. Тогда я был тренером сборной Голландии. Увиденное поразило, но Лас-Вегас – не мой город. Я не любитель азартных игр, автоматов…
– Даже не попробовали сыграть?
– Нет, я абсолютно равнодушен к подобным вещам.
ДЖЕЙМС БОНД И ГАРРИ ПОТТЕР
– Так, а что насчет кино? – кажется, получилось отвлечь Дика от футбола.
– Я люблю что-то развлекательное, вроде фильмов о Джеймсе Бонде. Так забавно, когда один сильный парень объявляет войну целому свету и справляется с группой из тридцати-сорока человек! – Дик еле сдерживает руки, дабы не демонстрировать, как Бонд уничтожает соперников. – А вот фантастику вообще не люблю. По-моему, фильм должен быть реалистичным. «Звездные войны», «Гарри Поттер» и так далее – абсолютно не мое!
– Вы и «Аватар» не смотрели?
– Нет, но мне его многие рекомендовали. При всем почтении к Спилбергу, я уже сейчас знаю, что мне такой жанр кино не будет по нраву. Мне больше нравятся приключенческие фильмы вроде «Одиннадцати друзей Оушена». Под них можно реально расслабиться, отойти от забот.
– У вас есть айпад?
– Конечно! Слушаю музыку в самолете. Я столько времени провожу в самолетах, но по-прежнему получаю колоссальный положительный заряд от перелетов! Ничто не придает такого сильного ощущения свободы, как воздух. Мне до сих пор очень нравятся аэропорты – скопление людей, все куда-то торопятся, спешат… Иногда очень интересно понаблюдать из окна за людьми.
– Что делаете в самолете?
– Первым делом листаю газеты, потом могу почитать книгу или послушать музыку. О работе в воздухе даже не думаю.
– Скучаете по Питеру?
– Я не люблю по чему-то тосковать. А в Санкт-Петербурге бываю регулярно.
– Не верю, что вам всегда всего хватает…
– (После паузы.) Хм, если только ежедневного контакта с футболистами и помощниками… Этого действительно порой недостает. Зато сейчас у меня гораздо больше времени для других вещей. И это тоже по-своему здорово! Но стоп, что-то я разговорился…
О ком или о чем статья...
Адвокат Дирк (Дик) Николас