Войти

Осталась память

18.09.2002

Сегодня, 18 сентября заслуженному тренеру России Павлу Фёдоровичу Садырину исполнилось бы 60 лет.

Хорошее название дал своей передаче Леонид Филатов – «Чтобы помнили». Не даром ведь сказано, что человек живет до тех пор, пока его помнят. Остаться в памяти потомков удается далеко не многим. Скольких политических деятелей, писателей, актеров, певцов, спортсменов, чья слава некогда гремела повсеместно, успевают забыть при жизни.

Со дня смерти Павла Фёдоровича Садырина не прошло и года. Его не стало в первый день зимы. О том, что Садырин неизлечимо, безнадежно болен, тогда уже знали многие. Все же весть о его кончине стала ударом. Журналисты, бывшие футболисты, просто болельщики, любители футбола звонили в тот вечер друг другу, делясь печальной новостью. На всех, как пел Высоцкий, «будто холодом подуло».

Умер не просто знаменитый тренер и футболист. В тот день стало с пронзительной ясностью понятно, что наш город – Ленинград-Петербург – потерял частичку своей истории, своей славы. Ведь Садырина знали и любили все – от школьников до пенсионеров, от академиков до слесарей. Даже старушки-блокадницы, никогда в жизни не бывавшие на стадионе, знали кто такой Павел Фёдорович. Футбол ведь не просто вид спорта, пусть самый популярный, футбол – это социальное явление.

С уходом из жизни Садырина чувствуешь, что пора прощаться с некоторыми вещами, которых прежде не ценил. С переполненным стадионом имени Кирова, рев трибун которого был слышен аж в Кронштадте. С чувством причастности и к успехам, и к неудачам команды, в которой футболисты играли не за деньги, а как шутили их коллеги из других городов, «за Медный всадник» и искренне пели «Я счастлив, что я ленинградец, что в городе славном живу».

«Зенит» тех лет был одним из символов нашего мира, мира под названием Ленинград, таким же как, например, БДТ Товстоногова. Кстати, билеты на футбольные матчи в Спортивно-концертный комплекс точно также разыгрывали в лотерею как и билеты на премьеры БДТ. От великого БДТ остались записи спектаклей, пусть не всех. А что осталось от «золотого» «Зенита»? Неужели только до обидного короткий фильм с закадровым текстом в исполнении Кирилла Лаврова? Нет, конечно.

Осталась память. И благодарность за эти светлые воспоминания людям, что нам подарили 21 ноября 1984 года настоящий праздник. Праздник, который ждали очень и очень долго, почти всю жизнь. Некоторые старые болельщики в тот день плакали, шепча «Теперь можно и умереть». Игроки и их молодой тогда тренер стали настоящими героями, почти богами.

Конечно, Павел Садырин с успехом работал затем в Москве. Привел в последний год существования СССР прославленный ЦСКА к победам в чемпионате и Кубке страны. Армейские болельщики тоже его любят, но все же это другая история.

Как его боготворили в Питере! Наверное, в нашей стране ни одному тренеру так не верили. Когда Садырина осенью 1996-го изгнали из «Зенита», в его защиту прошла демонстрация болельщиков – ее никто не организовывал, они собрались, пусть это прозвучит банально, по зову души.

До 1 декабря 2001 года тысячи петербуржцев – не только болельщиков, а и тех, кто не слишком интересуется футболом, надеялись на еще одно, последнее возвращение Садырина в «Зенит». Хотелось вновь пережить счастливые мгновения молодости, хотелось вновь прокричать «Самый лучший тренер в мире – Павел Фёдорыч Садырин»…

О ком или о чем статья...

Садырин Павел Фёдорович