«Футбол. Хоккей», 05.2005
11 мая новому главному тренеру сборной России Юрию Сёмину исполняется 58 лет. Дата, конечно, не круглая. Тем не менее, это неплохой повод оглянуться назад, ведь Юрий Павлович впервые встречает день рождения в ранге наставника национальной команды страны, вдалеке от рутины клубных дел и потому имеет возможность спокойно переосмыслить свое житие-бытие.
– Юрий Павлович, во многих справочниках и даже энциклопедиях футбола пишут, что вы родились в Орле. Но это ведь не так.
– Я появился на свет в Оренбурге. Мой отец был военным и проходил службу в этом городе. Демобилизовавшись, он до пенсии работал шофером. Мне было всего год с небольшим, когда семья вернулась в Орел. Там жили все наши родственники. Как мне рассказывала мама, мы приехали в этот город буквально с одним чемоданом, в котором уместился весь семейный скарб. Отец – Павел Ильич – начал строить дом своими руками.
– Значит, родным городом считаете Орел?
– Конечно. Там я вырос, начал играть в футбол. Там до сих пор живет мама.
– Вы родились через два года после окончания Великой Отечественной войны…
– Вот День Победы – это настоящий праздник! Великий! Особенно – 60-летие. Мой дядя, Павел Филиппович, прошел всю войну и закончил ее в Берлине. Девятого мая я поздравил его, а сегодня через газету хочу поздравить всю страну со столь знаменательной датой!
– Нынешний день рождения для вас особенный? Все-таки в прежние времена вам приходилось отмечать этот праздник чисто символически.
– Да, наверное, впервые за несколько лет у меня могу себе позволить именно 11 мая отпраздновать с родными и близкими свое рождение. Пока еще не решил, где буду отмечать – в Москве или в Орле. Очень хочется увидеть маму.
– У вас есть какая-то традиция отмечать дни рождения?
– Откуда им взяться, когда постоянно нужно было к матчам готовиться. Просто всегда старался в этот или на следующий день пообщаться с близкими, друзьями, с семьей. Вечером обычно садились за праздничный стол.
– А подарки?
– О, подарков всегда было много, причем самых неожиданных. Что-то особенное сейчас и не вспомню.
– Игроки «профессионально» вас поздравляли или, как в том анекдоте про тренера, галстук покупали?
– К слову, 11 мая 1996 года «Локо» впервые выиграл Кубок России!.. На «Динамо» мы обыграли «Спартак» со счетом 3:2, а победный гол забил Юра Дроздов. Разве для тренера может быть подарок лучше? Хорошая игра моих ребят – главная награда в день рождения.
– С высоты прожитых лет что считаете главным разочарованием в карьере?
– Когда «Динамо», цвета которого я защищал, проиграло «золотой» матч ЦСКА в Ташкенте в 1970 году. Там получилось так, что первая встреча, в которой я играл, завершилась нулевой ничьей. Переигровку назначили на следующий день. Но на вторую игру я не мог выйти – у меня случился спазм желчного пузыря. Как сказали врачи, от перегрузок и напряжения в первой встрече. И мы упустили чемпионство за несколько минут до конца матча. При счете 3:3 после удара Владимира Федотова мяч попал в кочку и залетел в ворота, а мы остались без золотых медалей…
– Самый памятный, может быть, самый лучший матч?
– Осенью 1966 года московский «Спартак», за который я тогда выступал, дебютировал в еврокубках. Нашим соперником стал белградский ОФК. В первом матче мы победили 3:1, причем мне удалось забить два гола.
– Самое большое достижение?
– (Пауза). Отношение ко мне со стороны болельщиков. В тот момент, когда уходил из «Локомотива» в сборную, я очень остро прочувствовал ту искреннюю любовь, доброту, симпатию со стороны тысяч поклонников футбола, которая помогает жить, работать.
– Кто оказал наибольшее влияние на вас, как на футболиста?
– Великие динамовцы Лев Яшин и Валерий Маслов.
– А как на тренера?
– Прежде всего, Константин Бесков, а также Валерий Лобановский и, конечно же, главный тренер московского «Локомотива» с 1973 по 1978 годы Игорь Волчок.
– Вы никогда публично не критикуете своих подопечных. И тем более не позволяете себе говорить про них грубые слова…
– Это мое правило. Есть информация, которая ни при каких обстоятельствах не должна выходить за стены раздевалки, куда имеют право входить только игроки и тренеры. Не чувствую за собой права критиковать своих игроков. Представляю состояние футболиста, если он вдруг услышит, что тренер где-то нелестно отозвался о нем. Поэтому выработал привычку: о своих плохо никогда и ни с кем не говорить.
– У вас много друзей?
– Со временем многое пересматриваю, в том числе и отношение к некоторым людям.
– Часто в людях разочаровывались?
– Бывало. Но это не мои проблемы, а их.
– Что хотели пожелать себе в день рождения?
– Не люблю жить прошлым. Прошлое – это всего лишь повод для каких-то воспоминаний. Хотелось бы пожелать себе вывести сборную на чемпионат мира. А «Локомотиву» – вновь стать чемпионом страны!
САВЕЛИЙ МЫШАЛОВ: ЕГО ИНТЕРЕСУЕТ ВСЕ, ДАЖЕ ЦВЕТЫ
– Юрий Сёмин у меня лечился еще действующим футболистом. Мне всегда нравилось, что он не зацикливался на травмах и надеялся на скорейшее выздоровление. Сёмин-тренер меня поражает и восхищает своей дотошностью. Когда команда приезжала на базу в Баковку, он первым делом направлялся не в административный корпус, а на тренировочное поле. Подзывал к себе рабочих, отвечающих за качество газона, разговаривал с ними, вникал в мельчайшие детали.
Перед нашим административным зданием растут клумбы с цветами. Так вот Сёмин всегда останавливался, рассматривал растения, следил за их жизнью. Заходя в столовую, он часто интересовался, довольна ли обедом команда. Ему было важно знать мнение и игроков, и поваров.
Большое внимание Сёмин уделял и в сборной, думаю, будет уделять вопросам медицины. Не зря же медицинский корпус «Локо» насчитывает пять (!) человек. Юрий Павлович всегда доверял нам, врачам. Если я говорил, что игрока надо лечить две недели, месяц, это никогда не ставилось под сомнение. А бывали случаи, когда Сёмин, приезжая из командировки, рассказывал нам, медикам, о том, как развивается фармакология за границей. Его всегда волновали вопросы правильного питания и методики скорейшего восстановления футболистов после травм.
Савелий Мышалов, заслуженный врач РСФСР
ВЛАДИМИР КОРОТКОВ: ПАЛЫЧ СПАС РЕБЯТ ИЗ ЗАГРАНИЧНОГО «ПЛЕНА»
– Знаете, бывает, что какой-то человек совершит один хороший поступок за всю жизнь, а потом об этом все вспоминают. Для Юрия Павловича делать добро людям – в порядке вещей. На моих глазах Сёмин десятки раз отдавал свои деньги болельщикам! Никогда не отказывал. Бывало, иногда меня подзывал: «Помоги ребятам!» Такое же отношение у него и к ветеранам футбола. Если он узнает, что кому-то из них нужна финансовая помощь, то всегда старается помочь. Главное, что далеко не все из этих ветеранов имели отношение к «Локомотиву»! Это просто были известные всей стране люди.
Но один эпизод стоит особняком. Несколько лет назад «Локо» играл в еврокубках в Хорватии. Перед игрой к нам подошли два юных болельщика. На вид им было не более шестнадцати лет. Как потом выяснилось, не имея виз, загранпаспортов и денег, они пересекли две государственные границы. Сёмин сумел провести их на стадион. После матча с немалыми трудностями удалось посадить ребят в чартер «Локомотива». Самое удивительное, что гораздо сложнее оказалось провести ребят через таможню в российском аэропорту. Но благодаря авторитету Юрия Павловича мальчишек пропустили.
Владимир Коротков, начальник команды «Локомотив»
ВАЛЕРИЙ БАРИНОВ: ЮРА ТРЕНИРОВАЛСЯ БАСКЕТБОЛЬНЫМ МЯЧОМ
– С Юрой Сёминым мы выросли не только в одном городе, но почти на одной улице! Я старше его всего на год! Хорошо знал его папу Павла Ильича и всех двоюродных братьев. Помню, как Павел Ильич пообещал Юре, тогда уже фанатично преданному футболу, купить самый лучший мяч. И сдержал свое обещание. Мяч был большим, красным, кожаным и тяжелым. То есть баскетбольным! Но Юра, ничуть не смущаясь, играл и таким, не расставаясь с ним ни на минуту. Хотя это увлечение не мешало Сёмину хорошо учиться в школе.
Однажды Юра сколотил из нас, подростков, футбольную команду, и мы пошли играть с мальчишками, занимавшимися в секции местного «Динамо». Помню, как мы завидовали тем ребятам, одетым в сшитые «с иголочки» футболки. Но самое удивительное и приятное, что мы-то тогда выиграли со счетом 3:2 во многом благодаря тому, что Юра играл в нападении и тащил на себе всю команду.
Любопытно, что из Орла мы уехали в один год. Юра стал игроком «Спартака», а я поступил в театральное училище. Очень хотелось бы пожелать Юрию Павловичу больших успехов на посту главного тренера сборной!
Валерий Баринов, народный артист РСФСР
ВАЛЕРИЙ МАСЛОВ: ОН НЕ ВЫНОСИТ СОР ИЗ ИЗБЫ
– Юра пришел в «Динамо» 1968 году, и мы сразу с ним как-то подружились. Почему? Да потому что он всегда был нормальным парнем, с которым приятно общаться. Сначала я где-то помогал Юре, потом он мне. В середине 80-х был момент, когда я несколько месяцев сидел без работы. И в этот трудный момент Сёмин пригласил меня тренером-селекционером в «Локомотив». А средств-то в команде было немного! На моих глазах Сёмин отдавал деньги из своего кармана, только чтобы команда могла улететь на очередной выезд! И все-таки он меня приютил тогда в «Локомотиве»!
До 2000 года я работал тренером по хоккею с мячом в Березняках. Но появилось желание вернуться в Москву. И опять Сёмин помог мне оказаться в структуре «Локомотива»!
В Сёмине как тренере помимо прочих, важных, мне очень импонирует одно качество. Никогда не слышал, чтобы Юра плохо отзывался о своих игроках. Я, как правило, вижу по его лицу, что он не доволен игрой своей команды, не в восторге от действий отдельных футболистов, но никогда не выносит сор из избы.
Валерий Маслов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР
О ком или о чем статья...
Сёмин Юрий Павлович