Войти

Магомед Адиев: «В детстве дома разбивал мячом люстры»

«Спорт-Экспресс», 14.01.2000

Когда игрок переходит из одного столичного клуба в другой – это всегда сенсация. А уж когда трансфер совершается между ЦСКА и «Спартаком» – это сенсация вдвойне. Магомед Адиев, находящийся сейчас вместе с красно-белыми на сборе в Израиле, отправился в свою новую команду – транзитом через «Сокол» – именно из ЦСКА.

В довольно многочисленной группе спартаковских новичков, прибывших в Израиль на первый сбор, 22-летний полузащитник Магомед Адиев обращает на себя внимание мягкой работой с мячом, неплохой дистанционной скоростью, высоким ростом, что позволяет ему пусть и не всегда стабильно, но порою удачно вести борьбу в воздухе. В недавней двусторонней встрече Адиев выступал на непривычном для себя левом фланге и все равно был заметен. В одном из эпизодов Магомед имел идеальную возможность отличиться, однако, выйдя один на один с голкипером Соловьевым, перемудрил и угодил мячом прямо в него. Что-то добавить к футбольному портрету этого игрока пока трудно, поскольку ни одного контрольного матча кандидаты в будущие спартаковцы еще не провели. Заодно сообщу: на 16 января запланирована такая встреча. Пройдет она в Тель-Авиве на базе местного клуба «Маккаби», в котором играющим тренером работает Александр Уваров, а в полузащите выступает Алексей Косолапов.

…В выходной, который Олег Романцев предоставил своей команде, почти все футболисты, включая тренерский состав, отправились на традиционную экскурсию в Иерусалим – к знаменитой Стене плача. Адиев, как и еще несколько человек, от поездки отказался и остался в отеле, в номере которого я и застал его после завтрака.

– Почему не поехали, Магомед? – поинтересовался я.

– Честно говоря, подустал. Ноги что-то побаливают. А там, говорят, ходить много надо.

– Что, нагрузки непривычные или вы вообще тяжело втягиваетесь в подготовительный цикл?

– Нагрузки, я бы сказал, своеобразные – чисто спартаковские. Вот в ЦСКА в прошлом году на первом сборе основное внимание атлетизму уделялось – штанге, тренажерам. И начинали готовиться не спеша. А здесь сразу с мячом пошли занятия. Причем все в движении, на скорости.

– Что же больше нравится?

– Сами понимаете, футболисту мяч ближе, чем штанга. Вроде бы с ним и нагрузки не так заметны, но зато потом час-другой проходит, и наваливается усталость.

– И на тренировках, и в двусторонней игре было заметно, что с мячом у вас сложились очень короткие отношения.

– Это с детства. В Грозном, где я родился, мне, пятилетнему мальчишке, подарили мяч, и я сразу же заболел футболом. Тем более что отец мой был старшим тренером «Терека», часто брал меня в поездки – я жил с ним на базе. Уже тогда, если так можно выразиться, работал по индивидуальной программе: поставил задачу научиться жонглировать мячом так, чтобы продержать его в воздухе не меньше часа. Использовал любую возможность попрактиковаться. Даже в нашей квартире. И однажды я, играя в гостиной с младшим братом Муслимом, ухитрился разбить мячом гордость матери – громадную хрустальную люстру. Недавно, когда родители переезжали в новую квартиру в Махачкале, я вернул ей долг, купив две люстры-красавицы.

– В Махачкалу давно перебрались?

– Родители – два года назад, а я – еще в 96-м.

– Как же получилось, что вы раньше их туда приехали?

– Отец привез меня к тогдашнему главному тренеру «Анжи» Александру Маркарову. К тому моменту я уже закончил в Грозном футбольную школу, и он попросил посмотреть мои способности. Маркаров поначалу определил меня в дубль, где я и провел первый сезон. Потом «Анжи» возглавил Эдуард Малофеев, который и начал подтягивать меня к основному составу. А после того как мы вышли в первую лигу, я уже твердо в нем закрепился на позиции «под нападающим».

– Освоились быстро?

– Пожалуй, да. С партнерами повезло. Ибрагим Гасанбеков, царствие ему небесное, и Михаил Куприянов, который сейчас в «Ростсельмаше», очень помогали – учили футбольному уму-разуму.

– Забивали?

– За два сезона в «Анжи» – мячей 12. А бомбардиром был Гасанбеков, на него и играли. Честно говоря, мне это нравилось. Какая разница, кто заставит противника начать с центра?

– Дальше был ЦСКА?

– Все произошло совершенно неожиданно. Мною вначале всерьез интересовалось московское «Динамо». В Раменское, где мы встречались с «Сатурном», помню, меня приезжал просматривать Мозер. И вдруг в 98-м после первого круга позвонил Авалу Шамханов и пригласил в ЦСКА на просмотр. Я поехал. Но тогда из «Анжи» меня не отпустили. Пришлось ждать еще полгода, прежде чем в первый раз отправился с армейцами на сбор в Финляндию.

– Почему же все-таки в ЦСКА у вас не сложилось?

– Скорее всего потому, что от меня сразу же ждали голов и, по сути, были правы. Но я не сразу привыкаю к новому коллективу к новым партнерам. В общем, времени, чтобы обжиться, было немного. Один раз с «Аланией» вышел в стартовом составе, потом выпускали на замену. Вроде бы никто особо и не хвалил, но и не ругали. Но вот «Шиннику» из стопроцентного положения не забил, и сразу же отношение ко мне резко переменилось. Стал играть за дубль. Потом подошел к Шамханову и попросился назад в «Анжи» – очень уж играть хотелось. Но меня совершенно неожиданно отдали в аренду в «Сокол».

– Там, как я слышал, произошла примерно та же история, что и в ЦСКА.

– Как под копирку. Сразу в основе играть начал, пару мячей забил, с голевыми передачами получалось. Но в Димитровграде при счете 1:1 на последней минуте не забил 11-метровый, и Ткаченко сразу ко мне охладел. Может быть, чувствовал, что именно двух очков осенью не хватит? Так я оказался на скамейке запасных…

– …откуда прямиком отправились на просмотр в «Спартак». Не удивились?

– Еще как! Перед игрой с молодежной сборной Словакии ко мне подошел вице-президент спартаковцев Григорий Есауленко и предложил поехать на сбор в Израиль, пообещав в случае чего утрясти все организационные вопросы. Вот, собственно, как все и произошло.

– У вас действующий контракт с ЦСКА?

– Да, я принадлежу этому клубу до 2002 года. Правда, был момент: уже просил руководство армейцев отпустить меня, но пока вопрос открыт.

– Как думаете, до какого момента?

– Пока не определюсь с новой командой.

– Ею может оказаться «Спартак»?

– Очень хотелось бы. Хотя таких желающих, как я, здесь на сборе аж десять человек. Но я очень постараюсь. Не зря же в детстве бил люстры.

О ком или о чем статья...

Адиев Магомед Мусаевич