Войти

Как дела? Аркадий Афанасьев

«Спорт-Экспресс», 15.08.2003

– Ваша 13-летняя игровая карьера в родном Питере прервалась на сезон, который вы провели в «Даугаве». С чем была связана командировка в Ригу?

– Не дождался приглашения в «Зенит», за который мечтал играть с детства. До этого повторил путь многих зенитовцев. Сначала – Выборгская ДЮСШ, причем играл за ребят 58-го года рождения. Затем попал в «Смену» – вместе с ушедшим из жизни Лешей Степановым. В 18 лет получил от тренера Анатолия Васильева приглашение в «Динамо». Надеялся «дорасти» до «Зенита», но Юрия Морозова моя кандидатура не заинтересовала. А вот Янис Скределис в «Даугаву» звал настойчиво. Собрался я туда основательно и надолго, в Риге уже и квартиру трехкомнатную получил. Но спустя год все в моей жизни изменил звонок из «Зенита», от принявшего команду Павла Садырина.

– В 25 лет вы добились своего высшего успеха. Какой матч в чемпионском сезоне-84 самый памятный?

– Тот, в котором я… не сыграл: проигранный финал Кубка с московским «Динамо». Грустная для меня предыстория такова. За три дня до финала в Лужниках играем с минчанами. По ходу матча ведем 4:1 и «возим» их, как хотим. И тут такая ситуация: бегу рядом с Гоцмановым, он в меня утыкается и падает. И судья дает мне «горчичник» – ни за что! При таком счете, да еще накануне финала – у меня и в мыслях не было фолить! Дисквалификация. Уже спустя много лет мне рассказали, что карточка та якобы была отнюдь не случайной.

– Думаю, знаменитый гол в ворота «Гурии» в чемпионате СССР-87 вспоминать приятнее?

– Это точно. Тем более что недавно его вроде бы включили в какую-то версию десятки лучших мячей наших чемпионатов.

– Как же вы умудрились забить в падении головой в «девятку» из-за пределов штрафной?

– У Володи Долгополова вместо навеса получилась срезка, мяч сильно полетел в мою сторону примерно на уровне груди. Останавливать его было неудобно, и я решил подстроиться и послать его в прыжке головой в направлении ворот. А получилось сильно и точно: мяч влетел в дальнюю «девятку».

– Из «Зенита» вы собирались уехать в Польшу, а оказались в Норвегии.

– Да, Саша Канищев предложил вариант с «Погонью», но у меня возникли финансовые разногласия с руководством клуба. И поехал к другому одноклубнику, Диме Бараннику, в Норвегию. Оказалось, надолго. Даже какое-то время был играющим тренером в клубе второго дивизиона.

– А ваша дочь Надежда в середине 90-х считалась восходящей звездой норвежского женского футбола.

– Было такое. Но сейчас она от спорта отошла, изучает экономику и налоговое право в Осло. Другая дочь вместе с матерью и ее мужем живет в Голландии. У меня же в Питере вторая семья.

– Недавний матч ветеранов «Зенита» и «Спартака» подтвердил, что вы по-прежнему в неплохой форме.

– А как иначе – выхожу на поле минимум дважды в неделю. Играю на первенство города сразу в двух возрастных группах – за «Союз ветеранов» и «Оккервиль».

– Значит, времени на футбол хватает?

– Не всегда, конечно. Есть свой бизнес, но не заниматься футболом не могу. Активно сотрудничаю с Фондом «Зенит-84», помогаю с организацией матчей. В Милане сыграли вничью 1:1 с ветеранами «Интера», по инициативе Канищева ездим в Ригу, в начале октября полетим в Ташкент на крупный турнир ветеранов. Сейчас, надеюсь, удастся взять в аренду стадион «Турбостроитель» и построить там спортивный комплекс. Те же проблемы есть и с запущенным стадионом на Васильевском острове. Но необходима поддержка городских властей.

О ком или о чем статья...

Афанасьев Аркадий Георгиевич