Войти

Сергей Беженар: «Однажды На Меня Наехал КрАЗ»

«Спорт-Экспресс», 14.02.1996

Сергей Беженар на поле – воплощение мощи, жесткости, игровой страсти. Ну и, разумеется, других, сугубо футбольных качеств, присущих классному игроку. А вот, так сказать, в миру либеро киевского «Динамо» – мягкий, скромный, интеллигентный молодой человек. И интересный собеседник.

– Родился я в Днепропетровске, а с футболом впервые познакомился в Никополе, куда переехала моя семья, когда я был еще маленьким. В местную спортшколу меня, девятилетнего, привела мама. Попал я к тренеру Василию Маслаку. Видимо, Василий Иванович увидел во мне будущего футболиста, потому что всегда уделял мне повышенное внимание и в тренировках, и после них. Когда его пригласили в Никопольский спорт-интернат, он взял меня с собой.

– Видимо, у вас это самые яркие воспоминания детства?

– Приятные – да. Но вот самое яркое – другое, не связанное с футболом. Шел как-то из школы, и меня зацепил КрАЗ. Был гололед. Меня бросило прямо между колес. А КрАЗ – махина огромная, одно колесо – в мой рост. Водитель затормозил, но машина еще скользила несколько метров по льду, а я – у нее между колесами. Собралось много народу. Так вот я выбрался из-под машины, схватил портфель и побежал. Может быть, в шоке был. Бегу, навстречу – карета «Скорой помощи». Водитель кричит из кабины: «Эй, пацан, кого тут грузовик сбил?» «Не знаю, – отвечаю перепуганно, – не меня». И побежал домой. А вскоре к нам водитель КрАЗа пришел, рассказал обо всем родителям. Они, конечно, стали охать да ахать, посмотрели – а у меня ни царапинки.

– Одноклассники, наверное, завидовали: повезло, мол, под машину попал, полгорода о тебе говорит?

– Два дня я в школу не ходил – родители разрешили дома побыть. А пришел – друзья, конечно, с расспросами полезли, что да как. Но в героях походить недолго довелось: приехали дяди из милиции, застращали всех и заставили учить правила дорожи ого движения. Из-за меня, выходит.

– Вернемся, однако, к вашим футбольным делам.

– Окончил спортинтернат – и меня сразу пригласили в «Днепр». Правда, в команде мастеров я успел поиграть и до этого. Летом, между девятым и десятым классами, провел несколько матчей за «Кривбасс» во второй лиге.

– Сколько же лет-то вам тогда было?

– Пятнадцать или шестнадцать, не помню точно. Играл на месте центрального защитника. Это мое амплуа еще с детских команд.

– И никогда не тянуло вперед, голы забивать?

– Никогда. Поставили – и играл в защите. А голы все равно забивал, да и сейчас 5-6 мячей в сезоне для меня норма.

Во взрослый футбол я пришел уже с немалым опытом выступлений за различные юношеские и юниорские сборные СССР. В 87-м стал чемпионом мира среди юношей, а в 88-м – чемпионом Европы. Команда тогда у нас была – сказка! Стауче, Пчельников, Тедеев, Тетрадзе, Касымов, Саленко, Кирьяков, Никифоров, Юра Мороз, Тимошенко, Заец…

А в «Днепр» я попал в 87-м, поступил в днепропетровский институт физкультуры. Правда, через год оказался в киевском «Динамо». Но отслужил армию и вернулся в Днепропетровск.

– Удивительно: многие мечтают попасть в «Динамо», а вы добровольно с этой командой расстались.

– Потянуло домой. Да и Евгений Кучеревский, тогдашний тренер «Днепра», настойчиво звал меня, обещал место в составе. В Киеве я все-таки в дубле играл.

– Помнится, тогда целая плеяда талантливых футболистов покинула «Динамо»: Канчельскис, Онопко, Никифоров, Погодин, вы…

– Заговора, как многие тогда подумали, не было. Все прозаичнее. Просто каждый из нас хотел играть в основе, а в «Динамо» тогда пробиться было сложно. Вот и ушли.

– И вас даже не уговаривали остаться?

– Не знаю, как других, но меня не отпускали, Аж до апреля запрещали играть за «Днепр». Но потом все уладилось.

Команда у нас была дружная, все – «бойцы». На отдельные матчи как волки выходили – так как Кучеревский заводил. Да и позже, когда команду привял Николай Павлов, бойцовский дух, характер команды не изменился.

Но, видимо, не суждено нам было всем вместе долго играть. В клубе возникли финансовые трудности. Менялись спонсоры, в порядке вещей стали задержки с выплатой зарплаты. И, главное, не было никакой гарантии, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему, стабилизируется. Поэтому ведущие игроки стали подыскивать себе новые команды. И тут как раз подоспело предложение из киевского «Динамо». Подчеркну – конкретное предложение. Вот потому-то мы с Похлебаевым, Максимовым и Коноваловым и оказались в «Динамо». А на полгода раньше – Михайленко.

– Но ваш маршрут Киев – Днепропетровск пролегал через Москву, не так ли?

– Дело в том, что у меня тетя в Подмосковье живет, Я к ней приезжал в гости. Торпедовцы узнали об этом (уж не знаю как), нашли меня и стали звать к себе. Но в им сразу сказал, что буду играть в «Динамо». На том все и закончилось, а некоторые газеты поспешили сообщить, что я с «Торпедо» готовлюсь к сезону.

– В Киеве вы не сразу попали в состав. В чем причина?

– Сначала травма была, и я не смог поехать с командой на сбор в Израиль. Потом чуть снизил требовательность к себе. А состав тем временем уже наигрывался. На один матч вышел – и сразу почувствовал, что не готов еще играть на все сто.

– Но если откровенно. Сергей, ведь тогда поговаривали, что к сезону вы не подготовились из-за того, что слишком уж позволяли себе пивком побаловаться, да и кое-чем другим, покрепче…

– Чушь все это! Пару раз застукали с пивом, вот и приклеили ярлык выпивающего. Теперь вот попробуй отмойся. А в состав «Динамо», повторяю, я не из-за этого не попадал.

– Теперь уже сложно представить киевскую оборону без Беженара, За последние полгода вы заметно прибавили в игре – и в «Динамо», и в сборной Украины.

– в «Динамо» всегда была и остается высокая конкуренция за место в составе. Сейчас в центре защиты и Леженцев, и Ващук готовы сыграть в любой момент, Ващук, который до меня был либеро, ведь лучшим в этом амплуа считался. Не зря же Лигу чемпионов прошел, в Европе его заметили. Но все решает тренер – не игроки.

– А обиды со стороны Владислава не чувствуете?

– У вас дружеские отношения. Но лучше, конечно, у него самого об этом спросить.

– Могло бы «Динамо», на ваш взгляд, пройти группу в Лиге чемпионов, если бы команду не дисквалифицировали?

– Конечно, могло.

– Вы помните тот момент, когда впервые услышали о наказании команды?

– На всю жизнь запомнил. Вышли на утреннюю тренировку, как всегда с шутками, подначками. И вдруг, кажется, наш массажист Валерий Евлантьев говорит: «Ребята, беда…» Вскоре приехал президент клуба. Поговорили. Он сразу сказал, что никого из игроков продавать не будут, будем бороться за справедливость до конца. Мы потом с ребятами сами собрались, все обсудили и решили, что останемся в команде.

– Отличается ли микроклимат в «Динамо» и «Днепре»?

– В «Днепре» все же более сплоченная команда была. Не хочу сказать, что в «Динамо» недружный коллектив, но в Днепропетровске мы все же были как одна семья.

– Может, это потому, что в «Динамо» есть и днепропетровцы, и киевляне?

– Такого разделения уже давно нет.

– У вас отлично поставлен удар. Интересно, вы его специально на тренировках отрабатываете или это, как говорится, от Бога?

– Конечно, отрабатываю. Часто остаюсь после занятий и бью с различных дистанций. А вообще стандартные положения у нас есть кому исполнять – у Юры Калитвинцева блестящий удар, у Димы Михайленко, Виталия Косовского.

– В игре покрикиваете на партнеров?

– Кричу, но не грубо, Я как задний защитник обязан руководить действиями партнеров, особенно в обороне. Помню, в матче с «Панатинаикосом» так накричался, что голос сорвал. Но, правда, вряд ли меня кто слышал. Ведь киевский стотысячник был битком набит.

– Вы только один круг отыграли вместе с Александром Головко в центре защиты. А такое впечатление, что уже много лет действуете в паре.

– Саша здорово читает игру, хорошо выбирает позицию, отлично действует в воздухе, бесстрашен в единоборствах – с таким партнером любой бы сыграл, Но вообще-то мне все равно, с кем выходить на поле: за десять лет в футболе столько уже было партнеров…

– Есть ли, на ваш взгляд, в команде безоговорочный лидер?

– Да, это Юра Калитвинцев, Он и игру ведет, и вне поля наш вожак. Серьезный, очень начитанный парень. Добрый, отзывчивый. Ребята всегда идут к нему за советом. Словом, настоящий капитан.

– Чем вы, игрок уже опытный, можете объяснить столь стремительный взлет Андрея Шевченко?

– Прежде всего, конечно, талантом. При этом, что немаловажно, честолюбие Андрея адекватно его трудолюбию. Шевченко получил хорошую выучку у тренеров динамовской школы Александра Шпакова, Александра Лысенко, а затем – и в «Динамо»-2 у Владимира Онищенко и Валерия Зуева. Уверен, звездный час Андрея еще впереди.

– Некоторые футболисты сетуют, что им неинтересно играть в чемпионате Украины. Мол, слишком большой разрыв в мастерстве различных команд, и потому сложно постоянно держать себя в тонусе.

– Есть такое. Четыре-пять команд еще могут что-то противопоставить киевскому «Динамо», а вот остальные… Когда выигрываешь – 4:0, 5:0 у откровенных слабаков, право же, особого удовлетворения не испытываешь. Федерация должна срочно что-то делать. 10-12 команд вполне достаточно на сегодня в высшей лиге. Тогда там сконцентрируются все лучшие игроки, и уровень нашего чемпионата обязательно повысится.

– Когда это еще будет! А играть, небось, уже сегодня хочется на другом уровне. Тем более что динамовские игроки ныне нарасхват…

– Понимаю, о чем вы. За рубеж особенно не тянет. Пока меня все в «Динамо» устраивает. Если уж ехать куда, так в Испанию или Германию. Но меня туда вроде бы не зовут. Когда-то австрийская «Адмира-Ваккер» интересовалась, когда я еще за «Днепр» играл. Но это тоже не уровень.

– Ваша жена не спортсменка?

– Нет, она болельщица. Посещает все матчи с моим участием. Часто берет с собой нашего пятилетнего Сережку. Провожая на игру, он мне всегда говорит: «Смотри, чтоб 2:0 выиграли…»

– Где вы предпочитаете отдыхать с семьей?

– Когда играл в «Днепре», отпуск проводили дома, к родителям обязательно ездили. А вот в Киеве отправились всей командой с семьями в Эмираты. Но, если честно, мне больше по душе с семьей отдельно куда-то поехать.

– В Днепропетровск тянет?

– Конечно. Все-таки я там шесть лет прожил. И квартира там у меня есть.

– Надолго ли планируете связать свою судьбу с «Динамо»?

– Как получится. Контракт с клубом у меня до конца 1998 года. Все зависит от руководства «Динамо».

О ком или о чем статья...

Беженар Сергей Николаевич