Войти

Валерий Гладилин: «Мне повезло, что выбрал тогда «Спартак»

Пресс-служба ФК «Енисей», 1999

– Валерий Павлович, красноярский «Автомобилист» ваша первая команда мастеров. Что она дала вам как футболисту?

– Это была огромная школа футбола. В то время (70-е годы) сибирско-дальневосточная зона была одной из самых сильнейших во второй лиге. Потому что туда приехала группа очень сильных футболистов не только из Москвы, но и с Украины. В каждой команде было по несколько игроков, прошедших школу высшей лиги. Ну и вдобавок – был большой приток талантливой молодежи из разных регионов. Молодежь приезжала в Сибирь и на Дальний Восток, так как финансовые условия в то время были лучше (северный коэффициент, система премирования). Из-за этого в регионе в начале 70-х был футбольный бум.

– Отыграв четыре сезона в «Автомобилисте», вы попали сразу в «Спартак»…

– В то время меня приглашали уже несколько команд. Помимо «Спартака» звали в московские «Торпедо», «Локомотив». Но я выбрал «Спартак», в котором тренером работал Николай Алексеевич Гуляев, а начальником – Николай Петрович Старостин. После пяти лет пребывания в московском «Спартаке», четвре сезона отыграл в алмаатинском «Кайрате», на два сезона вернулся в «Спартак», а затем еще два года играл за московский «Локомотив».

– А заканчивали играть в Казахстане?

– Вообще-то, я заканчивал в Польше. В Казахстан меня пригласили на должность играющего тренера в Чимкент, затем два года я был главным тренером наманганского «Новбахора» в Узбекистане. А потом поехал играющим тренером в Польшу, в команду «Кемпно» из одноименного городка. Здесь, в принципе, я еще не закончил играть. Вернувшись в Москву, в 40-летнем возрасте, я играл за сборную СНГ по мини-футболу и в команде «Дина», где я стоял у истоков этой команды вместе с Козловым. В 40 лет я стал обладателем Кубка Москвы, выезжал на международные турниры и только потом окончательно завершил футбольные выступления.

– Довольны ли, как сложилась ваша судьба футболиста, тренера?

– Конечно. Я очень доволен, что судьба мне предоставила возможность на протяжении двух десятков лет работать с такими выдающимися тренерами, как Константин Иванович Бесков, Николай Петрович и Андрей Петрович Старостины. Это дается не каждому спортсмену. Тот опыт руководителя и тренера – во многом заслуга этих людей. Были и другие – Игорь Семенович Волчок. Дал многое, кстати, и Загрецкий, который тренировал «Автомобилист». Это была неординарная личность. Играл я в сборной СССР у Лобановского. Были на моем пути и такие люди, как Симонян. Я считаю, мне повезло, что я выбрал «Спартак». Это поистине народная команда. У меня так складывалась судьба, что в «Спартак» я заходил три раза. Два раза, как игрок, и один раз, как тренер. Третий заход у меня получился и в «Динамо». Еще в 1970 году я был у Бескова в «Динамо» (как раз перед тем, как уехать в Красноярск). Потом из «Кайрата» меня приглашал в «Динамо» Соловьев. Я прошел с динамовцами предсезонные сборы и почти уже был в команде, но переход из «Кайрата» мне тогда не разрешили. В то время перейти из клуба в клуб было не так просто. Партия решала многие вопросы, и одного желания футболиста было мало. И вот третий мой заход в «Динамо», как тренера, произошел в 1998 году. Сезон был тяжелый, но поставленную задачу, войти в десятку, мы выполнили. Предстоящий сезон, я надеюсь, творчески должен быть интересным.

– То есть, получается, что вы человек Ярцева, а не Романцева, как многие думали?

– Да, в 1996 году в «Спартак» меня пригласил Георгий Ярцев, и мы очень удачно провели сезон, став чемпионами. Романцев был не против, так как тренерский штаб тогда комплектовал себе Ярцев. По сути дела, с 1996 года мы с ним вместе и работаем.

– В Красноярске много болельщиков и московского «Динамо». Какая задача поставлена перед командой на сезон 1999 года?

– Поставить игру команды, чтобы бороться за самые высокие места в чемпионате России и вернуться в Европу, то есть попасть в зону еврокубков.

– Ваш самый памятный матч и самый памятный гол…

– Я двадцать лет в профессиональном футболе. И таких матчей у меня было много на каждом этапе, за разные клубы. Конечно, очень памятный матч был в Барселоне на турнире, когда за две минуты до конца игры я забил решающий гол «Барсе», за которую выступали Кройфф, Неескенс, еще шесть игроков сборной Испании, а тренером был Михельс. В 1976 году мы выиграли там КУбок. Это было очень почетно. Потом был памятный матч в Тбилиси, 10 декабря 1983 года, когда мы впервые за много лет участия в еврокубках, прошли зимний этап. Голландской «Спарте» в том матче я забил два гола. Особенно хорош был первый – метров с 35, в верхний угол ворот. Больше всего запомнились голы, которые приносили команде победы.

– Вы часто били пенальти?

– Пенальтистом я был и много забивал с одиннадцатиметровых. Причем пенальти я исполнял и в Красноярске, и в «Спартаке», в «Локомотиве», «Кайрате». Исполнял и штрафные удары. Тоже неплохо получалось.

– Когда вы играли, были ли у вас кумиры?

– Когда играл, были – Игорь Нетто, Кройфф, Ди Стефано.

– У нас очень много пишут об истории красноярского футбола. И вас в Красноярске помнят. А помните ли вы тех, с кем играли в «Автомобилисте»?

– Конечно. Сергей Демерджи, Алик Барсуков, Владимир Бокарев, Анатолий Шевяков, Юрий Сипкин, Володя Иванов, Раф Галеев, Владислав Осадчий, Миша Бачурин, которого уже нет. Я могу весь состав перечислить. Яркие личности. Помоложе тогда были Тарханов, Романцев, Ольховик, Горовенко, Дворников… Я их всех помню.

– Валерий Павлович, а в Красноярске давно были в последний раз?

– Пять лет назад приезжал на 25-летие Центрального стадиона, где мы с ветеранами играли товарищеский матч с красноярским «Металлургом». И сыграли вничью. Уже двадцать пять лет прошло, как я уехал из Красноярска. Но помню многих людей, не только футболистов. Многие ребята, когда в Москву приезжают, позванивают.

– Как дела у вас на семейном фронте?

– Все нормально. Жена Галина. Живем дружно уже двадцать лет. Я ее привез из Алма-Аты, когда играл в «Кайрате». Две дочки взрослые – 17 и 16 лет. Одна уже поступает в институт.

– Есть ли у вас хобби?

– Как такового хобби у меня нет. Футбол – это моя профессия и хобби. Очень люблю друзей-приятелей. Я вообще общительный человек. Много поездил по регионам, и везде, где играл, у меня есть знакомые, друзья.

– Чем любите заниматься в свободное время?

– Как ни странно, играть в футбол. Я люблю собираться в компании своих друзей и два раза в неделю (по средам и воскресеньям) мы играем в «дыр-дыр» на минифутбольной площадке. Общение – это очень прекрасно. Люблю с удовольствием поиграть и в хоккей с шайбой.

– В 1996 году в Красноярске был печальный опыт выступления в первой лиге. Как вы считаете, что нужно, чтобы команда не «вылетела»?

– Раз у вас финансовые вопросы решаются, основным фактором является комплектование команды. Проблема нашего футбола – подбор высококлассных футболистов. И, конечно, объединить команду идеей, целью, чтобы люди приезжали в Красноярск не только заработать, но и решать какие-то конкретные задачи. Чтобы, выходя на каждый матч, они старались ее выполнить.

– Парадокс, в Красноярске есть условия, чтобы создать хорошую команду высокого уровня, а игроков классных заманить в наш город сложно. Как вы думаете, почему?

– Высококлассных футболистов сейчас вообще в России мало. И все, кто более или менее выходит на европейский уровень, они, естественно, уезжают. Потому что какие хорошие условия им здесь не создавай, за границей они все равно лучше. Вот и в Красноярске они относительно хорошие на уровне вашей зоны, но уступают ведущим российским клубам. И ребята едут в команды, которые борются за самые высокие места. Тут и чисто спортивный интерес молодых талантливых игроков, которые хотят играть в высшей лиге. Поэтому основной путь – растить своих ребят. Надо восстановить традиции. Выросли же в Красноярске Тарханов, Романцев и другие мастера. А селекцию вам надо вести, в первую очередь, у себя в регионе. Собирать лучших и растить своих. Тогда у вас будет путь. А если перетягивать ребят с Запада, то это более сложно. Но во все надо вкладывать много денег.

О ком или о чем статья...

Гладилин Валерий Павлович