«Волга Ньюс», 23.01.2014
21-летний защитник «Крыльев Советов» Дмитрий Голубев на днях должен на условиях аренды перейти на полгода в одну из команд первой лиги. А пока он индивидуально тренируется на самарской базе «Крыльев» со специалистом по подготовке резерва Равилем Аряповым и с юношеской командой Владимира Шкребы. А в паузе между тренировками Дмитрий предельно откровенно ответил на вопросы корреспондента «Волга Ньюс».
Полгода без практики
– Ты снова уезжаешь в аренду. Почему?
– Уйти в аренду на полгода – это мое решение. Когда я объявил, то генеральный директор «КС» Денис Маслов хотел меня остановить. Но через несколько дней, посоветовавшись с главным тренером Александром Цыганковым, согласился, что так будет лучше для меня.
– Ты даже не попытался побороться за место в составе «КС» на сборе. Почему?
– Я считаю, в нынешней ситуации закрепиться в команде шансов у меня нет. Резко возросла конкуренция – восстановился Бруно Телес, купили Дмитрия Ятченко, просматривают Джиоева. А я не имел полгода игровой практики. Уйдя в аренду в клуб ФНЛ, смогу получить игровую практику, восстановить кондиции. И летом вернусь в Самару готовым к конкуренции за место в составе.
– Александр Цыганков дал понять, что в нынешней ситуации не видит тебя в составе?
– Можно сказать и так.
– До этого, будучи игроком «КС», ты уже уезжал в «Мордовию» на условиях аренды. Зачем?
– На финише прошлого сезона из-за травм я много пропустил. И для получения игровой практики попросил у Гаджи Гаджиева и Дениса Маслова отпустить меня в «Мордовию». В Саранске хотели меня видеть в составе и ставят задачу возвращения в элиту. Но у меня не получилось заиграть в «Мордовии». Я понимаю, что вернувшись в «Крылья» сейчас, полгода потеряю без игровой практики, ведь смогу играть только за «молодежку». И попросил агента найти мне клуб первой лиги, где бы я смог играть.
– Почему не удалось закрепиться в «Мордовии»?
– Однозначного ответа нет. Летом, перед началом предсезонных сборов в «Мордовии», меня вызвали в состав сборной России для участия в Универсиаде в Казани. И я пропустил все летние предсезонные сборы, приехав в состав команды на два дня сбора в Турции, после чего уехал в Казань. А вернулся, когда команды ФНЛ сыграли по шесть матчей. И позицию левого защитника застолбил игрок сборной Черногории Владимир Божович.
После возвращения из Казани я сыграл один матч, и в «Мордовии» поменяли тренера: вместо Сергея Подпалого пришел Юрий Максимов. Но я не успел с ним толком познакомиться – уехал в молодежную сборную России.
– Сколько ты сыграл за «Мордовию»?
– Один матч. Все остальное время тренировался. А осенью, за месяц до перерыва в чемпионате, получил травму – вылезла межпозвонковая грыжа. Операция, к счастью, не потребовалась – залечил терапевтическими методами.
– В июне в матче со «Спартаком-Нальчик» тяжелую травму получил и выпал на полгода Бруно Телес. Ты мог сразу вернуться в Самару?
– Нет. Я тогда уже был игроком «Мордовии».
Оглядываясь назад
– Каким для тебя получился 2013 год?
– Неудачным. Рад, что сыграл за сборную России на Универсиаде. Но мы провалили турнир, заняв четвертое место.
– Особенно громким получился заключительный матч, когда проиграли Японии – 0:3.
– Не так было обидно проиграть Японии за «бронзу», как досадно уступить по пенальти англичанам в полуфинале. Японцы на полуфинал с Францией выставили полурезервный состав, а против нас – «основу». И разгромили нас.
Вернулся я из Казани в Саранск – и тут не сложилось. Меня спасала только молодежная сборная России, за которую я играл постоянно. Но и тут концовка получилась «смазанной»: из-за травмы спины попросил замену на 60-й минуте матча в Болгарии и не сыграл в домашнем матче с датчанами.
– Как лечил?
– Обратился за помощью к доктору «молодежки», которого хорошо знал по работе в Академии Коноплева, и выполнял его рекомендации: плавание, вытяжка. Обследование показало: все хорошо.
В Казани проиграли любителям
– Как футболисты сборной России, выступающие в клубах РФПЛ и ФНЛ, отнеслись к участию в Универсиаде-2013?
– Как к очень крупному турниру. Но все пошло наперекосяк с самого начала: в первом матче проиграли Ирландии (1:2). После этого тренерский штаб во главе с Игорем Шалимовым, образно говоря, «настучал нам по голове», и у Китая с Мексикой мы выиграли по 2:0. Но было заметно: много моментов создаем – забить не можем.
Палочкой-выручалочкой был Владимир Дядюн: лидер «Рубина» играл в родном городе, трибуны за него болели персонально. Он тащил за собой сборную.
– Как сборная России могла проиграть любителям из Англии, не имеющим контрактов с профессиональными клубами?
– Если бы я знал… Мы вели – 1:0. Соперник за матч два раза перешел на нашу половину поля. И забил: подача, суета в штрафной – 1:1. Мы проиграли по пенальти – 3:5.
– Что после этого было в раздевалке?
– Тихо. Зашел Игорь Шалимов, сказал, что надо реализовывать свои моменты. И мы стали готовиться к игре за «бронзу».
– Доволен своей игрой в Казани?
– Для меня сборная на Универсиаде и «молодежка» стали отдушинами в сезоне. Огромное спасибо наставнику «молодежки» Николаю Писареву, который вызывал и верил в меня, когда я не играл в клубе.
Если Николай Писарев вызывает меня на сбор перед ответным матчем в Дании, постараюсь оправдать его доверие. Но для этого нужна постоянная игровая практика – выходить неготовым против датчан, у которых игроки из «молодежек» «Манчестер Сити» и «Баварии», чревато большими проблемами.
– Футбол не терпит сослагательного наклонения, но, если бы можно было вернуть все назад, ты отказался бы от участия в Универсиаде и молодежке ради закрепления в «Мордовии»?
– Сложный вопрос. Как можно отказаться от чести играть за Россию в сборной ради клуба? У меня нет ответа на этот вопрос. Я не был сосредоточен на футболе
– Ты заиграл в «КС» при Андрее Кобелеве. Почему после оглушительного дебюта, когда ты из команды второй лиги «Академии» попал в состав клуба РФПЛ, не получилось продолжения?
– Причиной вылета из основы стала моя грубая ошибка в домашнем матче с «Амкаром», из-за которой нам забили решающий гол. Но до этого главный тренер делал мне предупреждения о том, что я не сосредоточен на работе.
– Ты им не внял?!
– Отчасти. У меня в тот момент родился сын. Скажу честно: сосредоточиться на футболе мне было тяжело. Представь мое состояние: 19 лет, и у меня – сын. Переход из «Академии» в «КС», рождение ребенка, дебют за «Крылья» – столько сразу навалилось. А еще жену после родов оставили в больнице, и я после каждой тренировки в Самаре мотался в Тольятти. Признаюсь: голова у меня была забита совсем не футболом.
Андрей Кобелев всегда поддерживал меня и говорил, что семья – это главное в жизни. И закономерно после ошибки с «Амкаром» отправил в запас. Виноват в этом только я. Усугубили ситуацию травмы: из-за надрыва боковой связки пропустил два месяца, еще одна травма – три недели не тренировался. А потом на место защитника купили Телеса.
– На своем примере скажи: реально молодому игроку из второй лиги заиграть в клубе РФПЛ?
– Если ты сосредоточен только на футболе – да. Мне помог опыт игры за «Академию» во второй лиге. Это дало намного больше, чем игры за дублеров.
– Помнишь тот день, когда тобой заинтересовались «Крылья»?
– Это был летом, товарищеский матч в Самаре «КС» – «Академия». После первого тайма Андрей Кобелев попросил нашего тренера Игоря Осинькина подробно рассказать обо мне. Затем Кобелев приезжал несколько раз в Тольятти – смотреть мои игры.
Ключевым оказался следующий товарищеский матч в Самаре 8 октября. Я мог в нем не сыграть – в этот день у меня была свадьба. В обед мы с женой расписались в ЗАГСе. И я, опаздывая на игру, бросил за столом жену, родителей, гостей и помчался в Самару.
Заехал на базу – матч уже идет 15 минут. За 45 секунд переодеваюсь, бегу, и первым меня встречает вопросом Андрей Кобелев: «А что ты тут делаешь? Ты же на свадьбе?» Пошутил и Игорь Осинькин: «Свое место в составе профукал?» И выпустил меня играть левым центральным защитником. После матча я остался в Самаре тренироваться с «КС».
С «академиками» встречаем Новый год
– Ты воспитанник Академии им. Коноплева. Успел застать тяжелый период ее истории?
– Все стало рушиться спустя полгода после моего ухода: отказался финансировать Роман Абрамович, уходили игроки и тренеры. Я застал те времена, когда команда «Академия» готовилась к сезону на сборах в Израиле, Турции и Европе, когда зарплаты – вовремя.
Нашей лебединой песней стало третье место в чемпионате второй лиги дивизиона «Урал-Поволжье», а Александр Коротаев, забив 25 голов, установил рекорд результативности дивизиона.
– С одноклубниками из академии поддерживаешь отношения?
– Команда 1992 года рождения – одна из самых дружных в истории академии. Мы уже несколько лет собираемся в Тольятти, снимаем коттедж и отмечаем Новый год. Приезжали Рома Емельянов, играющий за «Ильичевец», Николай Иванников («Газовик»), игроки «Ротора» – Коротаев, Дмитрий Кабутов. Но многие из наших уже завязали с футболом.
– При тебе Алан Дзагоев ушел из академии в ЦСКА. Ты мог представить, что общаешься с будущим лидером ЦСКА и сборной России?
– Алан – молодец: как ни заглянешь в крытый манеж академии – он всегда там возится с мячом. Но, когда Дзагоева, Дмитрия Рыжова и Антона Власова пригласили в ЦСКА, то у нас все были уверены: первым заиграет Рыжов. Мощный, фактурный, скоростной форвард с ударом, хорошо играет головой. А заиграл Дзагоев.
Или Юсупов. Все отмечали его в играх за «Академию», но из его года выше котировался Евгений Песегов. А в «Динамо» пробился Юсупов.
– Каким был в академии играющий ныне в Португалии Станислав Крицюк?
– Когда он в форме – тащил сумасшедшие мячи. Я недавно видел нарезку его игр в Португалии – круто. Но я запомнил, что немало матчей за «Академию» он пропустил из-за травм. Поэтому желаю Стасу в Португалии избежать повреждений.
– В курсе, что правительство Самарской области выкупило Академию им. Коноплева?
– Конечно. Рад, что сложный период в жизни родной академии завершен. И уверен – все будет нормально. Хотя золотой век академия футбола пережила, когда ее финансировал Юрий Коноплев. Вот тогда у нас было все. А когда футбольную школу стали финансировать через структуры Романа Абрамовича, уже было по-другому.
– И тут приехали голландцы?
– Тренеры из Голландии работали в самой академии. К команде Игорь Осинькин их не подпускал. А для меня остается загадкой, как этот тренер, ежегодно теряя половину состава, год за годом делал команду. И какую – мы были грозой дивизиона.
Забил академии – взяли в Тольятти
– Ты сам не тольяттинец. Как попал в Академию Коноплева?
– Я родом из поселка городка типа Ува, недалеко от Ижевска. В академию попал, удачно сыграв за сборную Ижевска против тольяттинцев в Кубке России среди юношеских команд Приволжья. Дома мы обыграли тольяттинцев благодаря голу, который я забил. Повторить успех в Тольятти не удалось: благодаря хет-трику нынешнего игрока «КС» Виктора Кузьмичева академия победила – 3:0 и поехала на финал. А я остался в Тольятти.
– Тебя, 13-летнего мальчишку, родители сразу отпустили в Тольятти?
– Конечно, нет. Мама была против. У меня есть родной брат Денис, мы двойняшки. Он тоже занимался футболом, играл за Ижевск. Вот папа в шутку предложил: чтобы нас не разлучать, в академию взять двоих. Никто на это не пошел. И сейчас Денис завершил футбольную карьеру. А меня родители отпустили в «Академию».
– Тяжело было?
– Жизнь была такой насыщенной, что задумываться об этом было некогда. Тяжело было перейти из академии во взрослый футбол, в клуб Премьер-лиги.
– Почему?
– Я выскажу свое мнение, с которым могут не согласиться, но… Я считаю, что в академии готовят игроков больше по-европейски – обучение идет через работу с мячом. И кроссами нас почти не «грузили».
Отправившись с «Крыльями» на первый предсезонный сбор, я был в шоке, увидев, как одноклубники бегут шесть раз по 1 тыс. м через паузу. После первых 6 км у меня свело икроножную мышцу. И два дня я не тренировался.
На тот сбор Андрей Кобелев разрешил взять жен и подруг. Я представляю себе состоянии супруги, когда мы с приехавшим на просмотр Коротаевым пришли с тренировки, пробежав шесть по 1 тыс. м, семь по 1 тыс. м и восемь по 1 тыс. м: упали в кресло и сидим без движения. А она приносила нам попить.
Тот сбор я запомнил на всю жизнь: не мог дотронуться до ног – они были каменные из-за забитых мышц. Мне делают массаж, а я из-за боли ору на всю гостиницу. Но потом втянулся.
А 11 марта 2012 г. сбылась моя мечта – я в 20 лет дебютировал в «Крыльях», заменив в перерыве матча в Ростове Ибрагима Цаллагова. И я очень хочу снова надеть форму с ромбиком «КС» на груди.
О ком или о чем статья...
Голубев Дмитрий Вадимович