Войти

Виктор Булатов: «Попаданием в восьмерку ограничиваться уже не хотим»

«Рабочий путь», 29.07.2011

Воспользовавшись паузой в чемпионате, мы пригласили в редакцию «Рабочего пути» наставника «Днепра» Виктора Булатова. Тренерский штаб и футболисты буквально днем ранее вышли из отпуска, набравшись сил не только на вторую часть сезона, но и для общения с прессой, поэтому разговор получился как никогда интересным и продолжительным.

Задачи повышения в классе нет

- Виктор Геннадьевич, вы молодой, амбициозный тренер. Нет желанием уехать из забытого богом Смоленска в перспективную команды с задачей выхода в ФНЛ или Премьер-лигу, а не барахтаться черте где с «Днепром»?*

- Может быть, я и амбициозный, но все-таки еще начинающий тренер. Для меня это только первые шаги в новой профессии. И я прежде всего рад, что представилась возможность поработать главным тренером в профессиональном клубе, пусть и в низшей лиге. Второй год на этом месте дается гораздо легче и вызывает массу положительных эмоций. Поэтому желания уезжать из Смоленска нет, хочется до конца доработать контракт. Конечно, затем нужно двигаться дальше, но время покажет.

- Надеетесь ли вы, что «Днепру» выделят денег на повышение в классе и именно с ним вам придется решать более серьезные задачи?*

 - Исходя из ситуации, которая складывается сейчас, мыслей об этом нет. По бюджету мы уступаем многим командам нашей зоны, но все необходимое для выступления в чемпионате имеем, за что следует сказать спасибо нашим учредителям, прежде всего, губернатору Сергею Антуфьеву.

- Если перед командой поставят серьезные задачи, вы бы хотели и дальнейшем связать свою тренерскую карьеру со Смоленском?

- Если выделят средства и поставят целью повышение в классе, то конечно останусь. А сейчас мы, к сожалению, зажаты в рамках бюджета.

- В тех условиях, что есть сейчас, возможно занять первое место?

- С таким положением дел задачи решать очень сложно. Хотя в тройку даже с таким бюджетом, и с таким подбором футболистов попасть можем. А первое место все-таки будет сродни подвигу, понадобится прыгнуть выше головы.

- В связи с тем, что «Днепр» с самого начала чемпионата находится в лидирующей группе, учредители не скорректировали цели на сезон? Все-таки изначально говорилось лишь о попадании в «восьмерку»…

- Нет. Никаких новых задач перед нами не ставилось, и отношение со стороны руководства остается прежним.

Заранее серию пенальти не отрабатывали

- «Днепр» в кубке уступил «Локо-2», «железнодорожники», в свою очередь, проиграли «Истре», которая в итоге дошла до «Спартака». Не обидно, что не смогли привезти в Смоленск клуб Премьер-лиги и когда «Днепр» станет наконец серьезнее относится к Кубку?*

- Перед нашей командой изначально не стояло никаких задач в Кубке. Весь матч отыграли те футболисты, которые имели мало практики, а те, кто должен был появиться в основе в ближайших матчах чемпионата, вышли на один тайм. При этом мы настраивали ребят на победу. Была равная игра с хорошей командой, которая оставила, несмотря на поражение, неплохое впечатление, благодаря качеству футбола, который мы показали. С одной стороны - у нас не было конкретной задачи, с другой - специально мы никому не проигрывали.

Чемпионат, на мой взгляд, все- таки важнее Кубка. Особенно если учесть, что у нас в обойме перед каждой встречей только 16 - 17 футболистов, всегда кто-то травмирован, кто-то пропускает матчи из-за дисквалификации. Лишние игры в Кубке обязательно отразились бы на выступлении в чемпионате.

- Если говорить о том самом матче в кубке с «Локо», вы заранее отрабатывали серию пенальти?

- Нет. Заранее к ней не готовились. Видимо, потому что сверхзадач перед нами не стояло.

Год завершим с нынешним составом

- Не планируется ли усиление состава в текущем сезоне. Если да, то где будет вестись поиск футболистов?*

- Если и будет усиление, то по одной позиции. Пока, считаю, у нас более-менее ровный состав, которым вполне можем довести до конца чемпионат. Есть люди, способные сыграть на разных позициях. Проведем контрольный матч, сыграем два тура, вот тогда и решим, требуется ли усиление. В любом случае по финансовым соображением сможем заявить только одного игрока: или нападающего, или центрального защитника.

- Не планируете ли возвращать в Смоленск Андрея Арлашина?

- Этот вопрос вставал еще зимой. В принципе, в наших силах было пригласить в Смоленск обоих братьев. Но возникло два препятствия. Во-первых, у них самих появилось желание поиграть в разных командах. Во-вторых, у нас на позиции левого полузащитника есть Мурат Хотов, тоже талантливый местный футболист. Получается, кто-то из них не играл бы. Поэтому пригласили только Дениса, и пока он наши ожидания полностью оправдывает: старается, прогрессирует.

- В составе «Днепра» есть молодые футболисты, которые себя ярко проявили. Поступают ли им предложения от серьезных клубов, и как планируете их удерживать?

- На просмотр звали Арлашина, есть интерес к Хотову, Прудникову, Козыреву. Но у всех контракты, поэтому этот год они точно доиграют. У некоторых соглашения с клубом до конца чемпионата, то есть до следующего лета. В любом случае оставшиеся до зимнего перерыва игры завершим тем составом, что есть сейчас. А дальше все будет зависеть от разных факторов.

О спонтанной селекции и своем-чужом Прудникове

- Каким образом устроена в «Днепре» селекционная работа? Как ведутся поиски новых футболистов?

- У нас в штабе нет человека, ответственного за селекцию. Она происходит больше спонтанно: мне звонят агенты и предлагают услуги своих подопечных, я звоню агентам и говорю, на какую позицию требуется футболист, какие условия можем предложить.

Иногда и вовсе все происходит случайно: Сафина нам, например, посоветовал посмотреть его друг Мелкадзе. У каждого футболиста свой путь; Хотов вот хотел вернуться в родной город. Регулярно рекомендуют посмотреть кого-то из местных - так оказался в команде Петрусев.

Выстроенной системы в селекции у нас нет. Конечно, мне, как тренеру, было бы легче, если бы в клубе работал человек, отвечающий за поиск футболистов. Он мог бы предоставлять мне список кандидатов на конкретную позицию, с характеристиками игроков, биографиями. Это экономило бы много времени. А так приходится самому сидеть на телефоне, расспрашивать тренеров из предыдущих команд футболиста, выяснять, какими качествами он обладает как человек и как игрок.

- Нет ли у вас желания пригласить в «Днепр» футболистов, которые ранее выступали в Премьер-лиге, но теперь оказались без работы? Например, Руслана Пименова. Или смолян, которые имеют мало практики в своих клубах, Прудникова и Антипенко?

- У нас есть свой Прудников (смеется. - прим. ред.). Не думаю, что эти футболисты поедут на наши условия. Они поиграли н высшем уровне, получали другие зарплаты и вряд ли захотят оказаться в Смоленске. На любого играющего ветерана нужны деньги. Если бы такие средства у нас были, с удовольствием пригласил бы в Смоленск какого-нибудь футболиста, выступавшего на высшем уровне. Это привлекло бы на трибуны еще больше зрителей.

Бондарь в «Сатурне» не нарадуется на Бузникина, который и болельщиков привлекает, и на молодежь благотворно воздействует. Если ветеран играющий, а не «доигрывающий», ни один тренер от него не откажется.

До сих пор не понял, в чем суть играющего тренера

- Как вы оцениваете состояние футбольных школ в Смоленске? Можно ли в таких условиях вырастить хороших футболистов?*

- Думаю, условия такие же, как и в других небольших городах. Что бросилось в глаза, так это отсутствие места для тренировок в зимнее время. С конца октября и до начала апреля мальчишки ютятся в залах, но это все равно не то. Получается, полгода фактически вырвано из тренировочного процесса.

Чтобы поднять юношеский футбол, нужны большие вливания.

- Сборная СГАФКСТ удачно выступила на турнире «мини-футбол в вузы», добравшись до финала. Есть у вас заинтересованность в студентах Академии?

- Мы постоянно в тесном контакте с Александром Новиковым, тренером «Камеи-СГАФКСТ». Сейчас с нами тренируются шесть футболистов из этой команды: четыре полевых игрока и два вратаря. Присматриваемся к ним, а они получают бесценный опыт.

Если в области появится футболист, способный усилить «Днепр», приложим все усилия, чтобы привлечь его в команду.

- Вы работали тренером во многих городах, можете сравнить условия, какие были там, с теми, что есть в Смоленске?

- В Хабаровск меня пригласили играющим тренером. До сих пор не могу понять, в чем суть этой работы. Был просто игроком. В Новороссийске в первом дивизионе уже работал помощником главного тренера. У «Черноморца» своя база на берегу моря, поле отличного качества, тренажерный зал, восстановительный комплекс. В «Нике» условия были хуже.

В Смоленске у нас есть все необходимое благодаря базе СКА. Проблемы возникли только минувшей зимой, когда тренироваться за исключением зала было негде.

О психологах и гулящих «вундеркиндах»

- Занимаетесь ли вы самообразованием, изучая труды Лобановского, Салымова и других тренеров?

- Постоянно читаю свежую литературу, которая появляется. Много как зарубежных, так и наших авторов. Прочитал три книги Лобановского. В основном все они педагогического характера. Тренировочный процесс в них не разжевывается. Все-таки в основном самообразовываешься благодаря опыту, каждодневным тренировкам.

- Все футболисты - люди молодые. Часто ли вам приходится применять свои педагогические навыки?

- Конечно. Более того, в этом вопросе мне нужно прибавлять. Все футболисты разные, к каждому нужен свой подход. Только тренируя конкретного игрока, можно понять, как настраивать его на игру: кричать, подбадривать или вообще не трогать. Тот же Слуцкий всегда привлекает в свой штаб психолога. Он знает психотип каждого футболиста, его внутренний мир. Когда у тренера есть такие раскладки, работать, конечно, проще. Мне же приходится пока полагаться на собственный опыт.

- То есть, кроме селекционера, «Днепру» нужен еще психолог?

- Нет (смеется). Психологами должны быть все, кто в клубе общается с футболистами: тренеры, начальник команды, директор и президент.

- В этом году «Днепр» одержал как никогда много волевых побед. Откуда у команды появился характер?

- Каких-то новых методик я не применяю, объясняю лишь, что каждая игра длится девяносто минут. Так что это прежде всего заслуга ребят. Первый год получился командообразующим. Костяк коллектива окреп, и еще на сборах перед этим сезоном было заметно, что «Днепр» стал другим. Пришли победы, и теперь никому не хочется останавливаться.

- Для вас принципиально, как игроки проводят свой досуг: ходят ли они по клубам, пьют, курят? Или главное, чтобы они доказывали все на поле?*

- Конечно, главный критерий - это поле. Ведь чудес не бывает: если футболист до утра гуляет, выпивает, то все это скажется. Может, одну игру он и «проскочит», но затем все станет ясно. Пока у нас нет такого «вундеркинда», который мог бы неделю «гулять», а потом выйти и отыграть, как бог (смеется). Поэтому мы уделяем внимание не только тренировкам, но и досугу. Конечно, уследить за всеми нельзя, охранника к каждому из ребят не приставишь, и в конце концов у них есть свободное личное время, которым они распоряжаются по своему усмотрению.

Но могу сказать, что в этом году проблем с дисциплиной гораздо меньше.

- Какие санкции применяются к футболистам за нарушение режима?

- Мы ввели штрафы. В прошлом сезоне за многократные нарушения режима был отчислен из команды Савельев.

- По каким признакам вы можете понять, что футболист вчера нарушал режим?

- Первым делом бросается в глаза, если у игрока нарушена координация. Выводы можно сделать по тому, как футболист двигается, работает с мячом, каков процент брака в его действиях. Потом начинаешь приглядываться, наводить справки… Смоленск - город маленький (смеется). Рано или поздно информация появляется, и ты уже знаешь, какие события происходили накануне.

Жалею, что мало сыграл за сборную

- Кто из ваших наставников повлиял на вас более всего?

- Мне повезло с тренерами. Первые наставники научили меня работе с мячом, довели до уровня первой лиги. Затем большой отпечаток оставили Тарханов, который уделял много внимания индивидуальной технике и тактике, Романцев, работавший над командным взаимодействием.

«Днепру» я пытаюсь прививать комбинационный футбол, основанный на контроле мяча, особое внимание уделяя обороне. Спартаковский это стиль или стиль «Барселоны», не знаю. Мы просто стараемся играть в футбол. Иногда это получается.

- Что бы Булатов-тренер сказал Булатову-игроку?

- Врасплох меня застали (улыбается)… Наверное, посоветовал бы легче относиться к играм. У меня было слишком большое напряжение. Иногда целыми днями думал об игре, а потом на поле закрепощался. Эта гиперответственность мешала, часто перегорал. Сейчас думаю, что мог бы большего добиться как футболист, прежде всего в сборной. Все-таки и «Спартак», и сборную тренировал Олег Романцев.

- Следите за тем, что происходит в «Спартаке»?

- Стараюсь по мере возможности. Недавно вернулся с матча, посвященного двадцатилетию клуба ветеранов. «Красные» встречались с «белыми». На поле были Романцев, Карпин, Тихонов, Титов, Кечинов и многие другие. Во время таких встреч и общаешься, узнаешь о состоянии дел в «Спартаке».

- О чем говорите с бывшими партнерами по команде?

- Встречаемся нечасто, потому общение начинается с вопроса: «Как дела?» Обсуждаем многие вещи, в том числе и проблемы российского футбола.

- Про Смоленск не спрашивают?

- Кто-то с высоты своего положения даже не думает о втором дивизионе (смеется). Кто попроще, тот спрашивает. Удивлены, что при скромных возможностях команды мы идем в группе лидеров. Те, кто работал тренером, Шалимов, Писарев, с уважением относятся к нашим результатам.

- Нет ли у вас желания провести в Смоленске матч между ветеранами «Спартака» и экс-футболистами «Искры», «Кристалла»?

- Я бы с удовольствием провел подобную игру. У меня много знакомых артистов, ветеранов, которых мог бы привезти в Смоленск. Но здесь все упирается в вопрос финансирования.

Нам есть куда расти

- Что вы думаете о фанатах смоленской команды и знакомы ли вы с Максимом Павлинским?

- Максим - известная в Смоленске личность, поэтому, конечно, знаю его. Он болельщик с большим стажем.

Фанаты вызывают самые положительные эмоции. В Смоленске богатые традиции. В лучшие годы зрители заполняли трибуны под завязку и сидели даже на окрестных холмах. Заметно, что смоляне любят футбол.

В этом году наш результат стал лучше, и сразу выросла посещаемость. Банальные слова, но для нас болельщики на самом деле как двенадцатый игрок. Их поддержка очень важна.

- Обращаете ли внимание на те баннеры, которые вывешивает самая активная группа болельщиков - ультрас?

- Конечно. В прошлом сезоне фанаты не пропустили ни одной выездной игры. В этом году, не знаю с чем связано, но смоленские болельщики добрались только до нескольких городов, куда выезжал «Днепр». Зато дома мы собираем еще больше зрителей.

- Чем занимаетесь в свободное время?

- Каждый выходной езжу домой к семье в Москву.

- Часто ли футболисты и тренеры проводят совместно досуг?

- В прошлом сезоне были в Питере на нескольких экскурсиях, посещали святые места. В этом году два раза ходили в церковь, устраивали совместные ужины.

- Какие задачи ставите перед командой на второй круг?

- У нас амбициозная команда, поэтому попаданием в восьмерку ограничиваться не хотим. Будем настраиваться на каждый конкретный матч, стремиться побеждать. При хорошем раскладе можем быть в тройке. Но здесь важны и настрой, и удача, и стабильное финансирование.

- «Днепр» сейчас показывает максимум того, на что способен?

- Нет. Нам есть куда расти. Ни одна команда не может на протяжении сезона обойтись без спадов. У нас большое поле для творчества, ведь большинство игроков в команде - совсем молодые ребята. Они хотят прогрессировать.

О ком или о чем статья...

Булатов Виктор Геннадьевич