Войти

Антон Рогочий: «В самых смелых мечтах – сборная»

«Спорт-Экспресс», 01.03.2001

Нередко болельщики и журналисты задают тренерам «Ростсельмаша» один и тот же вопрос: когда же лицо команды наконец будут определять воспитанники донского футбола? Те неизменно парируют: «Когда нам юношеские школы области дадут пополнение достойного уровня». Недавно лед тронулся – молодые Антон Рогочий и Андрей Воробьев, коренные ростовчане, утвердились в команде, став примером для подражания для других молодых футболистов.

Сегодня, на мой взгляд, наиболее интересен в рядах ростсельмашевской молодежи Рогочий, зарекомендовавший себя крепким (рост 189 см, вес 77 кг), надежным защитником. 23 января на сборе в Эмиратах команда отметила его 19-летие, по случаю которого был испечен огромный торт.

– Догадайтесь, что в детстве было для меня лучшим подарком? – сам задает мне вопрос Рогочий. – Мяч. Настоящий игровой фирменный мяч. Его подарил мне отец Николай Григорьевич, заядлый болельщик со стажем, не пропускающий ни единого матча. Мы жили неподалеку от стадиона СКА, и с нежного возраста имена ростовских звезд были у меня на слуху, а сами они на виду – с трибуны. Понятно, когда пришло время, я записался именно в армейскую юношескую школу. Больше других тренеров возился со мной Юрий Романов, сам в прошлом игрок СКА. Далее – интернат или, точнее, школа олимпийского резерва, и новый наставник – Геннадий Усенко. С ним мы занимали в детской футбольной лиге России третье и четвертое места среди команд 1982 года рождения.

– Вас в сборные России привлекали?

– Когда я был в девятом классе, Александр Пискарев пригласил в юношескую сборную России из Ростова сразу семерых. Из них в Италию с командой поехали Андрей Воробьев и я. Причем мне доверили повязку капитана. В сезоне-2000, уже при Александре Гребневе, в Австрии нам не удалось в отборочном раунде пройти хозяев, хотя до них обыграли Азербайджан – 10:0 и Боснию – 4:0. Это в юношах. В «молодежку» Валерия Гладилина вызывали пока только раз, мол, слишком молодой.

– О «Ростсельмаше» мечтали?

– Так кто же из мальчишек ростовских о нем не мечтает?! Сначала меня взяли в дубль вместе с шестерыми интернатовцами, которых приглядели ростсельмашевские тренеры Валерий Буров и Юрий Лыков. В тот 98-й меня часто вызывали в сборную. Приеду – уеду, по сути, в дубле не играл. А затем свершилось чудо. Сон наяву. Собственно, сон, как таковой, был крепким – я после утренней тренировки прилег. Разбудил звонок. На проводе Лыков: «Скорее собирай вещи – и на тренировку основы!

– Это случилось при Сергее Андрееве?

– Он тогда возглавлял «Ростсельмаш» и стал в большом футболе моим крестным отцом. Разговор с ним вышел коротким: «Тебе предоставляют шанс, не упускай. Что умеешь – показывай. Вот моя рука на удачу!» До того игроки «Ростсельмаша» казались мне небожителями. И вот я среди них! Поселили меня на базе в одной комнате с Геннадием Степушкиным. Он, многоопытный и мудрый, кстати, дал мне немало советов – и по игре, и по жизни.

– Помните дебют в «Ростсельмаше»?

– В запас меня объявили к встрече с «Черноморцем». Просидел на лавке тогда и еще пяток матчей, все они выдались тяжелыми. Далее принимаем дома грозную «Аланию». Аншлаг. Яростная борьба. 1:2 уступаем. Потом ведем – 4:2. По два гола забили Олег Пестряков и Дима Кириченко. Смотрю из-за ворот: кого-то из резерва зовут на замену. Выяснилось, меня. Испугаться даже не успел. Дебют мой продлился четверть часа. «Чувствуй игру!» – учил Андреев. В следующем туре во встрече с «Торпедо» в Лужниках он меня бросил в бой в концовке при скользких 2:1 в нашу пользу и натиске с той стороны. Действовал на позиции правого хавбека. А настоящей премьерой стал в 2000 году матч 1 апреля с «Ротором» на старте чемпионата в Ростове. Персонально опекал Дениса Зубко.

– Когда вам сказали, что выйдете в тот день на поле?

– А мне не говорили, сам почувствовал. У нас «сломался» Степушкин, вечером на отработке «стандартов» я контролировал указанные тренером зоны. Вот и понял – завтра непременно выйду!

– Вы толком не поиграли в чемпионате, зато успели показаться на европейской арене.

– В Кубке Интертото Андреев рискнул послать в Македонию, в Скопье, экспериментальный состав, по сути, второй – первый готовился к очередному российскому туру. В зоне левого защитника я противостоял лидеру «Цементарницы» Серафимовски. Минут 25 было очень тяжело, несколько атак в моей зоне получились очень опасными. Но потом я успокоился и заставил Серафимовски угомониться.

– Напомните счет.

– 1:1. Домой приехал, друзья звонят: «С каким счетом в Македонии проиграли?» Говорю о ничьей, воспринимают как шутку. Когда в следующем туре летели в хорватский Вараждин, уже в команде шутили: «Для основы задел будет, мы обеспечим!» Как в воду смотрели: «Вартекс» победили – 2:1. Саша Малыгин, тоже моего возраста, на 88-й минуте решающий гол забил.

– Потом на пути стал великий «Ювентус?

– С ним, к великому сожалению, сыграть не довелось. Зато увидел вживую ван дер Сара, Индзаги, Феррару, Анри – мурашки по коже бежали…

– Вы теперь уже не новичок, третий сезон в высшем дивизионе, за спиной 20 матчей в основе. Какая встреча самая памятная?

– Осенью в Лужниках со «Спартаком». Спартаковцев тогда заранее чемпионами объявили – для них все могло досрочно решиться в игре с нами. Нас, старых и молодых, крепко задело, что «Ростсельмаш» и в грош не ставят. Постарались дать кандидатам в чемпионы бой. Помню, в раздевалку после финального свистка зашел Вячеслав Колосков, поблагодарил за праздник, который мы со спартаковцами подарили болельщикам всей России.

– Какую тактическую задачу тогда вам поставили?

– Титова опекать!

– И как, получилось?

– Он видит: против него пацан, что с ним церемониться, все равно разберусь. Стараюсь не дать ему принять мяч. Вроде получается. «Чего бегаешь? Делать нечего?» – в паузе говорит Егор. Не зло, но так, с легкой досадой. Вышло, в той дуэли я не уступил, установку выполнил.

– Кто для вас, молодого игрока, образец?

– Титов, хотя у него другое амплуа, Лоськов, Гусев. Среди защитников – Нижегородов, Парфенов. В европейском футболе – Каннаваро, Десайи и Блан, которого, увы, больше увидеть на поле нам не придется. Лишь на кассетах моей футбольной видеотеки. Команды-кумиры – «Спартак», «Реал» и «Манчестер Юнайтед».

– Тренеры – и ваш футбольный крестный Сергей Андреев, и теперешний главный Сергей Балахнин, не сговариваясь, хвалят вас за редкую добросовестность, целеустремленность, преданность футболу. Не видится ли вам в мечтах майка российской сборной?

– Может, это нескромно, но… видится. Правда, только в самых смелых мечтах.

Серов Евгений

О ком или о чем статья...

Рогочий Антон Николаевич