«Спорт-Экспресс», 08.12.2006
Его ровесники Быстров и Денисов давным-давно на виду в премьер-лиге, а Сычев с Кержаковым, которые чуть постарше, и вовсе смотрятся в ней уже аксакалами. У 22-летнего нападающего «Амкара» и молодежной сборной России Евгения Савина, ставшего одним из открытий минувшего сезона, путь наверх занял гораздо больше времени.
По манере игры он напоминает Кержакова. Разве что намного выше (187 см) и мощнее. Зато оба палят по воротам с любого расстояния при первой же возможности. «Бил, бью и буду бить», – Савин охотно цитирует своего питерского коллегу, попутно объясняя:
– От нападающего что в первую очередь требуется? Угрожать воротам. И не бояться брать инициативу на себя. Потому готов подписаться под словами Кержакова. Мне нравятся форварды такого плана, действующие в агрессивной, силовой манере. Это как раз в моем характере.
Лучшей иллюстрацией к его рассказу служит чудо-гол «Москве» в 16-м туре, забитый Савиным ударом со штрафного. Метров с сорока!
У мяча рядом с ним тогда стояли Саркисян и Лаврик, пытавшиеся отговорить нахального юношу от авантюрной затеи.
– Сава, зачем отсюда бить? Ты же не Роберто Карлос, – был последний аргумент двух уважаемых ветеранов.
– Ну и что, – пожал плечами Савин, начиная разбег. То, что было дальше, он описывает так:
– Приложился я от души по мячу, который откатил Саркисян. Смотрю: летит-летит, летит-летит… И в конце концов попадает в верхний угол. Повезло, чего уж там. С другой стороны, на подобный удар еще ведь нужно было решиться! «Стандарты», впрочем, отрабатываю регулярно. После каждой тренировки остаемся с Саркисяном и минимум полчаса бьем по воротам. На кувырки. Из-за этого на стадионе на нашем искусственном газоне возле штрафной даже небольшие вмятины образовались.
В «Амкаре» Савин в этом году стал лучшим бомбардиром. Шесть голов – результат хотя и не гроссмейстерский, но для дебюта в премьер-лиге вполне успешный. Тем более что сыграл он всего 17 матчей. А по количеству минут, проведенных на поле, оказался в команде и вовсе на 15-м месте среди полевых игроков!
Сезон для него закончился рано. В ответном стыковом матче молодежного чемпионата Европы с Португалией Савин уже на 22-й минуте получил травму и был заменен.
– Первый тайм досмотрел на скамейке запасных, а второй – в госпитале, куда привезли на обследование, – вспоминает Савин. – Судья в том матче, конечно, напортачил, однако не стоит забывать и о том, что мы в Португалии выглядели откровенно слабо. Может, с моей стороны заявлять так чересчур самонадеянно, но, останься я на поле, думаю, сумел бы помочь сборной. Все-таки осенью набрал хорошую форму. Три гола забил за «Амкар», три – за молодежку, в том числе португальцам в Москве. Обидно, что не удалось доиграть сезон. Сломался-то на ровном месте. Выпрыгнул за мячом и неудачно приземлился на ногу. Голеностоп моментально опух. Сначала надеялся, что травма не слишком серьезная. А в Перми выяснилось, что порваны три связки и предстоит операция в Мюнхене. Сделали ее 20 октября.
Сейчас он снова в Германии. В компании Сенникова и Рогочего проходит курс реабилитации. Втроем веселее, да и нагрузки переносятся легче.
– Гоняют нас тут будь здоров! – телефонная трубка голосом Савина не скрывает удивления. – Похлеще, чем на предсезонке. Процедуры, компьютерное обследование, тесты, бассейн, тренажеры. В 8 утра подъем и до 6 вечера вкалываем, с коротким перерывом на обед. Причем кушаем в спортивной форме, так как прямиком из ресторана надо идти обратно в спортзал. А перед отъездом немцы дадут специальную программу. Целый месяц еще предстоят интенсивные тренировки, направленные на укрепление голеностопа. Так что в отпуске придется поработать. Ничего страшного. Играл я мало, устать особо не успел. Жаль только, что на моем любимом сноуборде покататься теперь доведется нескоро.
– А разве футболистам это не запрещено? – поразился я.
– Так я же аккуратненько. На «детских» горках.
15 января, когда игроки «Амкара» съедутся на первый сбор, Савин, скорее всего, начнет тренироваться в общей группе. Покидать Пермь вопреки слухам, отправляющим его то в «Крылья», то в «Кубань», не собирается. При этом о Сергее Оборине и Павле Яковенко, возглавляющих эти клубы, отзывается с большой теплотой.
– Их, а также Галямина могу назвать своими главными учителями. Они научили думать на поле. Галямин вообще первый тренер, который со мной занялся тактикой. Всю футбольную азбуку мне растолковал – как правильно открываться, куда бежать, что такое командные перемещения. Я ни-че-го об этом не знал. А ведь мне был 21 год. Но там, где играл прежде, разбор игр сводился к трем фразам: «Почему не забил? Почему не отдал? Ладно, давай работай». Зимой Оборин брал на сборы с основным составом «Амкара» 17-летних мальчишек. Глядя на них, думал с тоской: «Боже мой, ну почему в меня никто не поверил в этом возрасте? Сколько времени потрачено впустую!» Я не из тех, про кого говорят – баловень судьбы. Тренеры никогда не считали меня перспективным, часто не замечали, поэтому жизнь побросала изрядно.
«Амкар», как ни странно, уже седьмой клуб в недолгой карьере этого нападающего, который родился в Белозерске, а детство провел в Тобольске. Савину было 12 лет, когда появилась возможность поехать на просмотр в Волгоград. В спортинтернат «Ротора».
– Я сам уговорил маму отпустить меня. Понимал – это совсем другой уровень. А в Тобольске у футболиста будущего нет. Интернат находился рядом с базой «Ротора». Всех волгоградских звезд – Веретенникова, Есипова, Нидергауса видели почти каждый день. Однажды собрался с духом и подошел к Михаилу Осинову. «Извините, пожалуйста, – пролепетал я, – у вас нет каких-нибудь стареньких бутс?» Осинов принес их, и я несколько лет потом в этих бутсах играл. Интересно, помнит ли нынешний капитан «Ростова» того паренька? В нашем выпуске было достаточно талантливых ребят, я на их фоне совершенно не котировался. Но сегодня никого из них нет даже в заявках клубов первой лиги… Побыв немножко в дубле «Ротора» и быстро убедившись, что там до меня дела никому нет, я уехал в «Рязань-Агрокомплект». Через год меня взяли в дубль московского «Локомотива». Контракт заключили на полгода. Пару раз привлекали к тренировкам с основным составом, но я понимал, что «Локомотиву» не нужен. Там и без меня в атаке людей хватало. Плюс Сычева купили, каких-то легионеров. Мне сказали: «Женя, в 19 лет в дубле сидеть нет смысла».
И поехал дальше по стране. Смотрины в «Химках», затем в «Томи». Там Савин и встретился с Галяминым.
– В Томске поначалу считался чуть ли не шестым нападающим, но со временем все наладилось. Первый гол, выйдя на замену забил 9 мая. Мы выиграли у «Луча» 1:0, и в городе, помешанном на футболе, был двойной праздник. «Томь» в тот год пробилась в премьер-лигу, я же остался в первом дивизионе. Команду принял Стукалов, который футболиста Савина прежде в глаза не видел и разбираться, что он собой представляет, не стал. Новый тренер сделал ставку на тех, кого давно знает. В футболе подобные вещи происходят сплошь и рядом. И вслед за Галяминым я перебрался в «Анжи». Через полгода в клубе внезапно закончились деньги. Задачу выхода в элиту сняли, из Махачкалы разбежались кто куда. Когда второй круг мне предложили доиграть в «Химках», согласился сразу. Очень уж хотелось на собственном опыте увидеть, что это такое – тренировки Яковенко. Незабываемое время. Контракт подписал по схеме «полгода+три». Но после ухода из «Химок» Червиченко опять пришлось начинать с нуля.
Выбор был велик, как никогда. Только из премьер-лиги звали «Рубин», «Томь», «Луч». Савин предпочел «Амкар». И, похоже, не ошибся.
– Оборин приглашал на готовый контракт, без всякого просмотра. К тому же «Амкар» в футбольных кругах все отрекомендовали как клуб, в котором игроков не обманывают. Это действительно так.
Хотя он никогда не играл в Санкт-Петербурге, квартиру, к удивлению знакомых, купил именно в этом городе. Московская недвижимость пока не по карману.
– Но если вдруг Гинер, Филатов или Шавло захотят меня приобрести, возможно, ситуация изменится, – засмеялся Савин. – А если серьезно, Питер мне нравится больше, чем Москва. Здесь нет такой суеты, как в столице, народ менее пафосный. Когда закончу карьеру, жить наверняка буду в Санкт-Петербурге. Мою девушку Лену город тоже очаровал. Мы познакомились еще в Тобольске. Потом она уехала в Питер. Учится в Университете имени Герцена, на философском факультете. Сейчас благодаря Лене я наверстываю все, что недополучил в школе. Тогда у меня в голове сплошной футбол был, больше ни о чем не думал. Теперь стараюсь книжки умные читать, которые обычно Лена подсовывает. Вкусу ее доверяю. В общем, развиваюсь. А то из газеты «Спорт-Экспресс» больше никто не позвонит…
Последнее он добавил определенно зря. Позвоним. Был бы повод…
О ком или о чем статья...
Савин Евгений Леонидович