«Спорт-Экспресс», 27.09.2002
В Клубе Григория Федотова имени лучшего бомбардира в истории «Локомотива» нет. Явно по недоразумению. Поздновато пришел в большой футбол, да и не виноват Виктор Соколов в том, что в годы его расцвета наши клубы могли только мечтать об участии в еврокубках.
Зато он лучший бомбардир страны в международных товарищеских матчах тех времен, когда их результаты еще существенно влияли на футбольный престиж страны. Правда, большинство из 90 с гаком мячей центрфорвард железнодорожников забил в ворота команд слаборазвитых тогда в футбольном отношении стран – Индии, Индонезии, Ливана, Китая, Бирмы, Исландии, Канады, Японии и других. Но наряду с этим дважды «отметился» в воротах теперь уже известного всей Европе турецкого «Галатасарая», забивал бременскому «Вердеру», сборной шведских клубов «Юргорден» и «Норчепинг», «Гетеборгу», турецким «Фенербахче» и «Бешикташу», софийской «Славии», бухарестскому «Рапиду», другим известным командам.
Основной чертой его бомбардирского таланта была абсолютная нелогичность завершающих ходов в атаке. В этом можно убедиться на одном из снимков: объектив запечатлел Соколова наносящим удар по воротам «Зенита» головой в ситуации, когда проще было сделать это ногой. Его блестящие партнеры по атаке «Локомотива» середины 50-х – начала 60-х годов Виктор Ворошилов, Валентин Бубукин вспоминают немало эпизодов, характеризующих самобытный соколовский почерк.
– В одном из матчей с тем же «Зенитом» ведем в счете, играем от обороны, рассчитывая на контратаки, – рассказывает Ворошилов. – Ближе к концу защита «Зенита», увлекшись наступлением, проваливается, и Орел (прозвище Соколова, которое дал ему великий тренер Борис Аркадьев) чешет с мячом по левому флангу к воротам Лехи Иванова. Вместе с Бубукиным устремляемся параллельным курсом. Виктор забирает чересчур влево и оказывается под острейшим углом к воротам. Иванов, как всякий нормальный вратарь, просчитывает ситуацию и начинает потихоньку боком выдвигаться из ворот, поскольку единственный выход у Соколова – отдать пас мне или Бубукину: защитники-то безнадежно отстали. А Орел почти от лицевой линии… бьет по воротам и забивает! Иванов хватается за голову, мы с Бубукиным набрасываемся на Виктора чуть ли не с кулаками: «Ты что, с ума сошел? А если бы не забил?!» Он же улыбается во весь рот: «Но ведь забил!» И трусцой к центру.
Таких нелогичных голов Соколова и не сосчитать: удар у него был необычайной силы, а бил он при малейшей возможности. Играл за вторую и олимпийскую сборные СССР – в первую не попадал, поскольку его расцвет пришелся на эру Эдуарда Стрельцова и Никиты Симоняна.
О ком или о чем статья...
Соколов Виктор Захарович