«Спорт-Экспресс», 16.12.2003
УВИЛИВАТЬ ОТ ОПЕКУНОВ НАУЧИЛИ ОДНОКЛАССНИЦЫ
КАЗУС СО «СПИСКОМ 33-х»
Свидетельством очевидного прогресса «Быстрого» или «Хавчика», как называют реактивного, техничного правого полузащитника петербургские болельщики, стало и то, что он включен в «Список 33 лучших». Моложе в этом почетном списке только приятель и партнер Владимира Быстрова по юношеской сборной России спартаковец Александр Павленко..
Примечательно, что юный зенитовец, этот весельчак, пока явно воспринимающий большой футбол не как тяжелый труд, а как увлекательную игру, и сам толком не знал, что в список включили его, а не однофамильца из «Сатурна». Ясность наступила только после беседы с корреспондентом «СЭ».
- Как вышло-то? - объясняет Быстров зенитовский. - Через день или два после публикации этого списка прочитал в одной питерской газете удивленно-возмущенную статью: мол, Спивак, Денисов и Быстров почему-то не включены в «33 лучших». Подумал: не включили - и не включили, ничего страшного. Больше этой темой не интересовался. Но коль, по вашим словам, все-таки попал в список, приятно, конечно. Прежде всего из-за родителей: они всеми моими достижениями интересуются. Дома в Луге мама и папа специальную стенку в моей комнате оборудовали, еще когда я за юношеские команды играл, - под медали, грамоты, фотографии. Надо будет постараться в ближайшие годы пополнить коллекцию.
ЛУГА
В «Зените» Быстров представляет Ленинградскую область вместе с уроженцем Кингисеппа Александром Кержаковым, двумя колпинцами - Константином Лобовым и Максимом Астафьевым, а также появившимся на свет в поселке Приладожском Олегом Власовым. Правда, тяжелый путь Кержакова, которому иной раз приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть на очередной матч чемпионата города, ему повторять не пришлось. Разве что несколько недель летом 1997-го он в сопровождении родственников проездил из Луги в Петербург и обратно. Тогда он проходил смотрины в легендарной школе «Смена» у тренера Василия Костровского.
- Больше всех папа переживал - возьмут или нет? - вспоминает Быстров. - Он сам долго играл в чемпионате области. Защитником - летом в футбол, зимой в хоккей. Брал меня с собой на матчи. Даже на детсадовской фотографии я стою с мячом вместо игрушки. То есть судьба была предопределена. И в футбол играю, сколько себя помню. Даже перед уроками в школе успевал мяч погонять. Учился во вторую смену, занятия начинались в 11.40, так перед уроками минимум час на поле проводил. Едва успевал домой за учебниками заскочить. Но первую настоящую тренировку провел только в «Смене». В 13 лет. И боялся, что меня быстро выгонят. Ничего ведь почти не умел после школы дворового футбола.
- Но ведь не выгнали? Наверное, врожденные скоростные качества помогли удержаться?
- Видимо, да. На одном из первых занятий тренер поставил меня соревноваться в беге с самым быстрым парнем в команде. Не уверен, что сумел его опередить, но не отстал - совершенно точно. И тогда Костровский определил меня в крайние полузащитники. Свободна была левая бровка. Но иногда удавалось сыграть и на противоположном фланге, где чувствовал себя поувереннее.
- Были проблемы в игре левой ногой?
- Почему «были»? Они и сейчас есть.
- А в нападение в «Смене» вас не ставили?
- Приходилось играть и форвардом. Забивал, кстати, довольно много. Но когда возвращались из юношеской сборной штатные нападающие, меня возвращали в глубину поля.
- Бегать нравилось с детства?
- Скорее привык. Всегда защищал честь школы на всевозможных соревнованиях. Предпочитал спринт, двухсотметровку. Пробежал - и свободен. Но «увильнуть» получалось не всегда - заставляли бегать и дистанции подлиннее. Терпел, а что делать? Проигрывать-то ненавижу. В беге - в том числе.
- Зато на поле увиливать от защитников у вас частенько получается прекрасно. Где обучались этому искусству?
- Опять же в школе. На переменах нам запрещалось ходить в грязной обуви по линолеуму. Но как было не оставить черную полосу назло дежурным девчонкам! Отомстить они пытались моментально. Окружат - и стараются хлестнуть мокрой тряпкой. А ты вертишься, чтобы не попали. Вот соответствующие навыки и приобрел.
ПЕТЕРБУРГ
- Вы переехали из маленькой Луги в огромный Санкт-Петербург 13-летним. Трудно было вписаться в жизнь мегаполиса?
- Не сказал бы - приспособился довольно легко. Все бытовые вопросы решала бабушка, которая переехала вместе со мной из Луги, когда выяснилось, что я остаюсь в «Смене». Родители сняли квартиру, и мне оставалось думать только об учебе и тренировках. Впрочем, учеба - громко сказано. Мне всегда нравился только один предмет - физкультура. А вот тренироваться был готов хоть целый день. Тем более что в «Смене» приняли меня очень хорошо. Атмосфера у нас вообще была замечательная. И не случайно многим удалось пробиться в «Зенит». Денисову, Иванову, Власову, мне. В дубле играют Ефимов, Лопатенок, Милосердов, в «Зените-2» - Подпружников и Мещеряков.
- Но из всей этой замечательной «Смены»-84 первым на серьезном уровне отметился Быстров. В мае 2002-го Юрий Морозов, к неописуемому удивлению даже самых «информированных» поклонников «Зенита», включил вас, 18-летнего, в стартовый состав на финальный матч Кубка России с ЦСКА. Поставить дебютанта на такую игру - слишком «круто» даже для такого экспериментатора, как Морозов! Или вы не согласны?
- Так дебютантом накануне финала я как бы уже и не считался. Один матч в чемпионате провел. Целых 30 минут. Вот тогда, когда после привычного сменовского стадиончика вошел в большую игру, поволновался. А перед матчем в Лужниках даже понервничать как следует не успел: о том, что играю с первых минут, узнал лишь за два часа до выхода на поле. Мне вменили в обязанность отвечать за бровку, поэтому чаще всего оказывался против Соломатина. Но воспоминания о том матче остались не лучшие - мы ведь проиграли ЦСКА.
СЛАДОСТЬ ПОБЕД НАД «СПАРТАКОМ»
- А какой из матчей «Зенита» вы вспоминаете с особым удовольствием?
- Один сложно выделить. Радимов в интервью «СЭ» правильно сказал: во втором круге, когда у «Зенита» пошла игра, команда получала удовольствие, по сути, от каждого матча. С готовностью подпишусь под этими словами. Я тоже в конце чемпионата жалел, что он оказался таким коротким и мы вместе уже не выйдем на поле до весны. А так хотелось бы, чтобы сезон продолжался!
- Радимов, судя по вашим словам, авторитет для вас?
- Еще какой! Влад - настоящий капитан. Всегда поможет и подскажет, если надо. И на поле, и в жизни. А как играет! Зимой такую травму получил, но сумел быстро восстановиться и набрать форму.
- Вас серьезные пока, к счастью, обходят стороной?
- Пока - да. Действительно, к счастью. Правда, однажды в финальном турнире юношеского чемпионата России в Ижевске неудачно упал и сломал левую руку. Ну а повреждения голеностопа как бы и не в счет.
- Есть для вас в российском чемпионате особо принципиальный соперник? Или защитник-опекун?
- Нет. На любой матч настраиваюсь одинаково, у каждой команды хочу выиграть. Папа перед играми порой меня специально «заводит», но в принципе это ни к чему. Разве что победа над «Спартаком» приносит больше радостных эмоций, чем остальные. Потому что там играют давние приятели по сборной - Павленко, Данишевский. Победить их вдвойне приятно.
НЕНАВИСТНОЕ «ЖЕЛЕЗО» И ЛЮБИМАЯ РЫБАЛКА
- Поговорим о ближайшем будущем. В январе 2004-го «Зениту» предстоит 16-дневный сбор в Турции. Год назад в той же стране и в те же сроки Властимил Петржела изнурительными тренировками закладывал общефизический «фундамент» на весь сезон. Не опасаетесь таких нагрузок, тем более что тогда вы в Турцию не ездили?
- Да, тот памятный сбор я, можно сказать, проскочил. Сейчас не получится. Но если серьезно, подобный сбор действительно создает базу на весь год. Значит, придется потерпеть. Хотя никак не могу сказать, что с восторгом переступаю порог тренажерного зала. Не люблю ворочать «железо». Не мое это занятие. И к таким весам на штанге, какие поднимает, допустим, Чонтофальски, мне в жизни не приблизиться. Но раз надо - значит, надо.
- Примерно два года назад на трибуне СКК «Петербургский», где проходил Турнир памяти Гранаткина, я разговорился с коллегой на тему вашей игры и физических кондиций. Мол, парень очень способный, но ему явно не хватает массы (вес Быстрова - 66 кг. - Прим. А.К.). «Наверное, плохо ест», - пошутил коллега. Как же мы удивились, когда сидящая за нами женщина эмоционально вступила в разговор: «С аппетитом у Володи все в порядке». Как оказалось, это была ваша мама, Светлана Анатольевна.
- Я же, в свою очередь, готов выступить защитником маминых кулинарных талантов. Все, что она приготовит, ем с большим удовольствием. Жаль только, в Лугу удается выбираться нечасто, и то в лучшем случае на день- два. А насчет килограммов... Видимо, такая конституция. И еще неизвестно, как бы я бегал, если бы весил больше, чем сейчас.
- Сейчас, в отпуске, вам удастся вволю побыть дома. Кстати, почему вы не последовали примеру одноклубников и не отправились в теплые края?
- Из-за своей девушки. Она боится самолетов. Поэтому вместо рейса куда-нибудь в Таиланд отправились на теплоходе в Финляндию и Швецию. Тоже неплохо, да и компания подобралась замечательная. Шава (Аршавин), Гарик (Денисов), Макс (Астафьев) и я. Все со своими девушками. Отлично отдохнули!
- А в Луге чем займетесь?
- Пока вопрос. Будь зима похолоднее, он бы не возник. Выбрался бы на озеро и порыбачил бы вволю. Только вот льда пока нет.
- Так вы рыбак?
- Не скажу, что заядлый, но процесс нравится. Успокаивает. Я вообще не очень люблю шумные места, поэтому и в клубы выбираюсь не слишком часто. Лучше побыть на природе. Я ведь и вырос возле воды, на берегу озера. А к рыбалке меня бабушка приучила.
- Вы азартный человек?
- Смотря в какой ситуации. На поле - безусловно. Но завожусь в пределах разумного. Если по ногам получу, «подкачусь» в ответ тоже жестко. Однако не более того. Иной раз обидно бывает, когда тебя откровенно сбивают, а судья почему-то не замечает. Но это - в игре. В жизни же, как мне кажется, я человек спокойный.
- Из своей бешеной популярности пользу научились извлекать?
- В каком смысле?
- Допустим, останавливает вас гаишник.
- Так они разные встречаются. Один узнает и автограф попросит, а другой, наоборот, побольше штраф захочет выписать. Но в целом, в решении каких-то бытовых вопросов известность лишней не бывает.
МАСКА, ИРОКЕЗ И СЕРЕБРЯНАЯ КРАСКА
- Автографы даете с удовольствием?
- Сейчас уже нет. Воспринимаю как необходимую часть работы. В первые несколько недель, как стал играть в основном составе, очень нравилось, когда узнавали. Сейчас же это порой мешает.
- Поэтому на хоккейном матче СКА в ледовом дворце надели маску?
- Точно.
- А кому принадлежала идея соорудить на голове ирокез?
- Сейчас уже и не вспомню. Кажется, Кержакову. Но он-то себе совсем маленький сделал. Мне же Лобов профессионально соорудил заметную прическу. И ведь совпало - забил я в том матче гол. Футболисты в приметы верят. А вот посеребрить волосы после игры с «Локомотивом» точно Кержаков придумал. Принесли в раздевалку два баллончика краски - и отметили завоевание второго места. Кержаков, Денисов и я. Аршавин тоже хотел, но на него краски не хватило.
- Маской, ирокезом, краской ваша фантазия себя не исчерпала. В конце первого тайма домашней игры с «Черноморцем», открыв счет, вы продемонстрировали такой танец, что Нванкво Кану с его страусиной походкой, как говорится, отдыхает.
- Тоже домашняя заготовка. Решили с партнерами: кто забивает первый гол - устраивает танец и втягивает остальных. Ничего не репетировали, все экспромтом. Кто что умел, то и изобразил. Но душу в танец вложили все.
- Недавно вы заключили пятилетний контракт с «Зенитом». Значит ли это, что вас все устраивает в клубе?
- На данный момент все именно так. Хотя перед подписанием контракта примерно месяц ходил и раздумывал. Доволен, что постоянно играю и выхожу на поле бок о бок с хорошими футболистами, в том числе с тем, с кем дружу много лет.
ШАНС ПОИГРАТЬ ЗА СБОРНУЮ
- А о более далеких перспективах задумываетесь?
- Почему же нет? Вот недавно в Интернете обнаружил сведения о будущей зарплате Быстрова в киевском «Динамо» - так слюнки потекли. Но если суждено будет отправиться через два-три года за рубеж и появится возможность выбора, предпочту Италию. Нравится смотреть чемпионат этой страны. И еще испанский.
- Вообще, футбол по телевизору часто смотрите?
- Да. И не только футбол. Готов смотреть любые виды спорта. В правилах разбираюсь: с отцом в детстве и в хоккей, и в волейбол, и в теннис играл.
- В чем-то преуспели?
- Особенно - ни в чем. Больше всего люблю играть в русский бильярд, но тягаться с «внутрикомандными» чемпионами - администратором и доктором - мне пока не под силу.
- Многие петербургские болельщики убеждены: помимо Кержакова, Малафеева и Радимова шансы проявить себя в сборной России должны получить еще несколько зенитовцев, в том числе вы. Готовы морально к подобному, пусть пока теоретическому, приглашению?
- Думаю, да. Уходящий год, столь удачный для «Зенита», добавил уверенности в себе. Учусь игровой мудрости у тренеров, Радимова, Спивака: это хорошие педагоги. Поэтому, если получу шанс, тушеваться не намерен.
- Вы на протяжении всей нашей беседы излучаете хорошее настроение. Неужели абсолютно ничего не огорчает вас в жизни?
- Почему же? Есть одно, что порой раздражает, а то и бесит. «Чайники» на дорогах!
- У вас-то самого какой водительский стаж?
- Ну небольшой. Пока.
О ком или о чем статья...
Быстров Владимир Сергеевич