Войти

Антон Соснин: «Равнодушных нет – сто процентов»

Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 20.04.2016

Полузащитник «Динамо» Антон Соснин – о «Старте» и «Смене», Зырянове и Деку, квестах и «Физруке», «Кубани», «Крыльях», атмосфере в раздевалке, концовке сезона и многом другом.

– Антон, в одном из давних интервью ты признался, что с первых шагов в футбольной школе поставил себе цель стать профессиональным футболистом. Что, прямо в шесть лет?

– Понятно, что родители отдавали в футбол, думая, в первую очередь, о моем здоровье. Но повезло: первым тренером в школе «Старт» стал Владимир Петрович Лягул – очень хороший специалист. Если иные наставники просто бросят мяч – играйте, мол, то Владимир Петрович разбирал все нюансы – как ставить опорную ногу при ударе, какой частью стопы отдавать передачу, призывал думать на поле, а не носиться толпой за мячом, как это обычно бывает у детей. И я с первых же дней относился к тренировкам серьезно, как к делу жизни, а не просто бегал для здоровья. Лягул, кстати, до сих пор работает с детьми, я к нему постоянно захожу, когда бываю в Питере.

Условия для тренировок были аховые: продовольственный магазин, и к нему пристроен маленький спортзал, меньше, чем в школах на физкультуре. И вот в этом зале на деревянном паркете мы и росли. Только спустя несколько лет стали выходить на гаревое поле. Казалось бы, в таких условиях сделать сильную команду непросто, но нашему тренеру удавалось. Скажем, сейчас в «Амкаре» играет Паша Комолов, с которым мы вместе начинали в «Старте», пусть он и на год старше. Два футболиста в Премьер-лиге из одной группы – такое нечасто бывает и у ведущих академий страны. Несмотря на тренировки в малюсеньком зале, мы выигрывали все, что только можно. Владимиру Петровичу удавалось находить каких-то спонсоров, уже в семь лет мы ездили на турнир в Финляндию. Хотя понятно, что для развития в какой-то момент нужно было уходить в ведущую школу города. В Питере явных лидеров было два – «Смена» и «Зенит». Мы с Комоловым в 11-летнем возрасте отправились в «Смену».

– В общеобразовательной школе проблемы из-за увлечения футболом были?

– Нет. Закончил ее без «троек», одни «четверки» и «пятерки». Хотя в классе было много футболистов, нам делали поблажки, ведь понимали, что не прогуливаем, а на сборах или турнирах. Я, скажем, последние полгода уже был в дубле «Зенита», в школе практически не появлялся. Но экстерном все сдал.

– В детстве равнялся на кого-то?

– Самый близкий пример для подражания в центре полузащиты был Константин Зырянов, а в мировом футболе больше всего нравилась игра Деку во времена его выступлений за «Барселону». Но в детстве у нас не так много времени было, чтобы смотреть футбол по телевизору. В выходной в 10 утра уходил играть в футбол и в 11 вечера возвращался домой – уставший, но довольный. Знал все площадки в округе – где стоят ворота, где просто палки воткнуты вместо штанг. В одном месте мяч унесут, идешь к следующей компании играть. Без перерыва на обед: полуторалитровую бутылку «Колокольчика» купишь – на весь день хватает. Не знаю, так ли сейчас живут дети, но на том месте, где мы всегда играли, сейчас возвели высотку.

– Шансы пробиться в основу «Зенита» у тебя были?

– В 2009 году меня дважды включали в заявку на матчи Премьер-лиги. Потом пришел Лучано Спаллетти, пригласил на сборы, но на этом все закончилось – весной играл только за молодежную команду. Для «Зенита» это нормально – за последние десять лет более десятка матчей сыграли, кажется, только Ионов и Канунников. Остальные даже такого шанса не получали, хотя перспективных ребят всегда хватало. Только из нашего поколения дублеров сейчас 7-8 человек играют в Премьер-лиге – все-таки были на ведущих ролях в стране. Скажем, со «Сменой» стали чемпионами России по выпускному году. С дублем в 2009-м стали чемпионами России. Но в основе «Зенита» делают ставку на готовых футболистов, поэтому согласился, когда в августе 2010 года агент предложил вариант с арендой в «Крылья». Тренером там был Александр Тарханов, который известен умением работать с молодежью. Он стал мне доверять, у меня все стало получаться, и зимой самарцы выкупили контракт. В итоге я отыграл за «Крылья» подряд в 42-х турах. Для вчерашнего дублера это было здорово.

– То есть первый «взрослый» контракт не вскружил голову, как это частенько бывает у молодежи? Купил новый спорткар, гоняешь на нем после ночного клуба…

– У меня не было такого: сегодня получаешь 15 тысяч рублей, а завтра миллионы. Да и к машинам нет какой-то страсти, спокойно отношусь к этой теме. Зарплата увеличивалась, но постепенно, поводов для головокружения не возникало. Из «Крыльев» перешел в «Кубань» как раз в том сезоне, который продолжался полтора года, а краснодарцы попали в первую восьмерку. Спустя три с половиной года оказался в «Динамо».

– Чем запомнился кубанский период?

– Он пока у меня самый продолжительный в высшем дивизионе. Конкуренция, конечно, была куда выше, чем в Самаре. Все-таки в команде были настоящие звезды, как Сиссе и Угу Алмейда, не говоря о звездах российского уровня. Даже не всегда попадая в состав, я чувствовал, что прибавляю рядом с такими футболистами в тренировочном процессе. Постепенно освоился, стал постоянно играть в основе. Естественно, запомнится выход в финал Кубка России и выступление в Лиге Европы. И то, и другое событие случилось впервые в истории клуба. В Европе самое глубокое впечатление произвела поездка в Роттердам. За полтора часа до матча, когда мы только приехали на стадион, там уже сидело тысяч пятнадцать болельщиков. Вот это любовь к футболу! Играть на заполненной арене было одно удовольствие, а обыграть «Фейеноорд» и пройти в групповой этап – вдвойне. Смешно было, когда после жеребьевки общался по телефону с мамой, сказал, что нам выпала «Валенсия», а она спросила: «Та самая?» Помнила, как я смотрел матчи Лиги чемпионов с участием этого испанского клуба. Правда, к моменту нашей поездки на «Месталью» валенсийцы уже решили свои турнирные вопросы, так что полноценной битвы не вышло, но все равно интересно. К слову, если в плане атмосферы и антуража еврокубки производят впечатление, то по уровню футбола я бы не сказал, что кто-то нас сильно удивил, со всеми можно играть. Начали в группе неудачно, а в последних четырех матчах никому не проиграли.

– Ты уже в четвертой команде. Где был самый сплоченный коллектив?

– В этом плане мне всегда везло. Знаю по рассказам других ребят, что бывают коллективы, где и отношения друг с другом неважные, и группировки какие-то. Я с таким, к счастью, никогда не сталкивался. И хотя, к примеру, в «Динамо» с моего прихода практически полностью поменялась команда, а результаты совершенно не радуют, но никакого разброда и шатаний, а также поисков крайних нет. И меня прошлым летом приняли здорово, и зимой новички влились практически сразу, независимо от того, говорят они на русском или нет.

– Турнирное положение «Динамо» сейчас никого не может обрадовать. В дни поражений всегда раздаются отдельные голоса о безволии. Что можешь сказать об этом, зная ситуацию изнутри?

– Могу сказать со стопроцентной уверенностью, что равнодушных в команде нет. Ни на матч, ни на одну тренировку никто не выходит отбывать номер. Это наша работа, наша репутация. У кого-то получается лучше сыграть, у кого-то хуже, могут быть ошибки, но бьются все. Хотя, конечно, мы сами не меньше болельщиков недовольны теми результатами, которые показываем. Да, всем известны сложности в клубе, связанная с этим перестройка команды, практически весь состав поменялся, но все равно для «Динамо» одиннадцатое место – это провал. При этом в моей карьере была ситуация гораздо хуже. На «Крылья» осенью 2010-го едва ли уже не махнули рукой, отправляя в первую лигу, а команда сумела выкарабкаться. «Динамо» переживает тяжелый год, но я уверен, что все будет хорошо. Впереди еще семь туров. Нужно побыстрее обезопасить себя от стыковых матчей, чтобы не доводить дело до нервотрепки на финише.

– Во внефутбольной жизни чем ты предпочитаешь заняться?

– В свободное время люблю выбраться компанией на какой-нибудь квест. У Антона Шунина уже все комнаты прошли – ограбили его «казино». Особенно же нравятся квесты с элементами ужасов. Наденут на тебя мешок, наручниками пристегнут к стулу, а товарищи должны освободить. И не всегда это у них получается быстро и ловко. Еще люблю фильмы, сериалы. Любимый – «Физрук». Сейчас жду, когда там Саня Кокорин появится: интересно, как сыграет свою роль.

О ком или о чем статья...

Соснин Антон Васильевич