«Спорт-Экспресс», 13.01.2004
Между Сахалином и Голландией – тысяч десять километров. Далеко. Но если захочется – можно преодолеть и такой путь. Во всяком случае, 25-летнему защитнику Сергею Темрюкову это удалось. 9 лет назад коренной сахалинец попал в юношескую сборную России. А оттуда – в голландский ПСВ. Играл, получал травмы, возвращался в Россию, снова в Голландию, пока не оказался на просмотре в «Шиннике», с которым сейчас находится на сборах в турецкой Анталье.
– Каким же образом сахалинскому юному дарованию удалось попасть в юношескую сборную России? Неужели ее тренеры «вычислили» вас прямо на родине?
– Не совсем. В свое время председателем сахалинской федерации футбола был Виталий Кречетов. А когда его перевели в Москву, в руководство ПФЛ, он привез меня, что называется, на просмотр. Я и остался.
– Но в ПСВ-то вас не Кречетов отправил?
– Пока играл в сборной, моим агентом стал Константин Сарсания. С его помощью я и оказался в Эйндховене. А теперь вот в «Шиннике». Контракт с голландским клубом закончился летом. Сейчас пробуем вариант с «Шинником». Не получится – будем искать что-нибудь другое.
– В первой команде ПСВ вам заиграть по большому счету так и не довелось. Почему?
– Да, на красавце стадионе Philips Arena сыграл всего дважды. Тренировался в основном с первым составом, а выступал поначалу за второй. Потом начал потихоньку играть за основу в турнирах межсезонья, попадать в запас в Лиге чемпионов. Но ушел Дик Адвокат, при котором я попал в команду, пришел Бобби Робсон – и все изменилось. Новый тренер привел своих людей, а я в его планы не вписывался.
– И возник вариант с «Динамо»…
– Если бы не нелепая травма, которую получил за неделю до начала чемпионата России, может, карьера сложилась бы по-другому. Тогда прошел всю предсезонку, вышел в основе в трех последних контрольных матчах, и Георгий Ярцев, помоему, на меня всерьез рассчитывал. Но сломался и вынужден был почти восемь месяцев лечиться. Вернулся в ПСВ, сделал операцию, долго восстанавливался. Потом начал играть, но уже не в главной команде, а в фарм-клубе «Эйндховен», который выступал дивизионом ниже.
– Что значит «фарм-клуб»?
– Моду на это ввел «Фейеноорд». Роттердамцы создали команду «Экселсиор», куда отдали в аренду человек восемь из основы. Федерация разрешила в ходе сезона переводить оттуда 10 человек в главный клуб и дозаявлять их в чемпионат. У нас было то же самое. А вообще, фармклубы играют во втором дивизионе как обычные команды. Но в последний год связи между ПСВ и «Эйндховеном» ослабли, качество игры снизилось, так что это время считаю для себя потерянным.
– ПСВ по европейским меркам – суперклуб?
– По организации процесса – бесспорно. Все просчитано и отлажено до мелочей. Но для серьезного успеха бюджета все же не хватает. В Лиге чемпионов в последние годы никак не могли выстрелить, да и звезд ПСВ предпочитает не закупать, а выращивать на продажу.
– Кто из российских игроков в Голландии, на ваш взгляд, добился наибольшего успеха?
– Конечно, Никифоров. Он стал чемпионом Голландии, причем играл в обороне ПСВ ключевую роль, пользовался авторитетом и у болельщиков, и у партнеров.
– В начале осени вы отметились в игре за «Эйндховен» удалением уже на второй или третьей минуте. Что произошло?
– Нелепый случай. Контракт у меня уже закончился, но, чтобы не терять форму, попросил тренера дать мне сыграть. Он разрешил, представляете! И вот первый матч после перерыва, только начали играть, а соперник летит в меня всем телом. Решил встретить его пожестче плечом, начал разворачивать корпус, но не рассчитал и влепил ему рукой по лицу. Тут же заработал удаление. Потом смотрел повтор – действительно грубо вышло. Три матча отсидел на лавке – дисквалифицировали.
– Что вам тренер сказал в ответ на такую благодарность за доверие?
– Как ни странно, выпустил меня в кубковой игре, пока тамошний КДК еще не вынес вердикт.
– Здесь, в Турции, неподалеку от вас живет второй состав ПСВ. В гости к ним заехать не собираетесь?
– Насколько я знаю, это не второй состав, а любительская команда клуба.
– У ПСВ даже любители сборы в Турции проводят?
– Смешно, правда? Приезжают дяди с животиками в пятизвездный отель вместе со всеми спонсорами, которых не так уж мало, и тренируются в свое удовольствие.
– А что скажете о тренировках Александра Побегалова в сравнении с занятиями Адвоката?
– Наверное, сравнивать их методики с моей стороны не очень корректно. Скажу, что в «Шиннике» упражнения очень хорошие, разнообразные. Все идет через работу с мячом 10 километров пробегаешь, но морально от этого не устаешь. Хотя нагрузки по сравнению с голландской второй лигой в «Шиннике» гораздо больше.
О ком или о чем статья...
Темрюков Сергей Александрович