Войти

Сергей Шустиков: «Если бы отец был бы жив, он сейчас тренировал бы клуб Премьер-лиги»

Sports.ru, 14.05.2019

Накануне финального отрезка чемпионата ПФЛ мы поговорили с капитаном московского «Торпедо» Сергеем Шустиковым, «торпедовцем» в третьем поколении, о семье, стадионе, команде и музыке.

– Сергей Сергеевич, хочется начать с одного вопроса, насчет которого даже в среде болельщиков существует разночтения. В 2015 году вы вернулись или пришли в «Торпедо»?

– Да. Я знаю, что многие спорят, чьим воспитанником я являюсь. Считаю, что я вернулся в «Торпедо», так как большую часть времени занимался именно в торпедовских школах. А на стадионе «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова, я буквально вырос.

– Перед «Торпедо» вы играли в Дзержинске и входите в «сборную всех времен» по опросам болельщиков. Когда вы уходили, команда еще функционировала или уже закончилось финансирование?

– Мы вылетели из ФНЛ в ПФЛ и финансирование команды было решено перекинуть в Нижний Новгород, после чего «Химик» прекратил свое существование.

– Когда вы играли уже за автозаводцев, еще до прихода в команду Романа Авдеева, не возникали мысли, что судьба «Химика» может повториться?

– Нет. Контрактные обязательства выполнялись, а мысли, что такой легендарный клуб может исчезнуть, у меня даже не возникало.

– Пришло новое руководство команды, стало известно о грандиозных планах по реконструкции стадиона, что вы рассказали своему дедушке – легенде советского футбола Виктору Михайловичу Шустикову?

– Дедушка у меня вообще не многословен. Да и я такой же. Рассказал ему про новое руководство, про планы. Он: «Ну, хорошо». Я, когда маленький был, любил его про футбольную жизнь расспросить, но дедушка нехотя рассказывал, не вдаваясь в подробности. Хотя, когда я к нему приезжаю, он сейчас каждый раз спрашивает: «Ну, как там стадион?»

– У Виктора Михайловича в этом году был юбилей – 80 лет. Что подарили ему на день рождения?

– С дедушкой и бабушкой всегда сложно в плане подарков. Позвонишь, спросишь, что подарить, что нужно в дом. А они всегда: «У нас все есть, ничего не надо». В итоге мы с женой заказали огромный торт с его портретом и эмблемой клуба. А то подаришь ему что-то, оно и будет лежать. Это как с костюмом. У него есть любимый, вот он его и будет носить, а новый может в гардеробе висеть. Кстати, в этом году я на день раньше сорвался с сочинских сборов, чтобы поздравить деда. Клуб организовал ему празднование в ресторане, а тренерский штаб пошел мне навстречу и отпустил на юбилей.

– Когда вам было десять лет, ваш отец Сергей Викторович Шустиков играл в Испании. Вы туда приезжали к нему?

– Нет. Мои родители развелись, когда я был совсем маленький. У отца была новая семья, и мы только иногда созванивались. Вернее, он мне звонил. Мама с папой в то время никак не могли найти общий язык и вообще не общались. Я, можно сказать, только в десять лет его первый раз и увидел. Здесь на стадионе «Торпедо». Я тогда даже не знал, что лучше сказать: «здравствуйте» или «привет». Первый раз вижу человека. Понимаю, что это он, я его таким видел на фотографиях и плакатах, но я маленький же был, растерялся. Отец подошел, сказал «привет», обнял меня и, как-то сразу все стало хорошо.

– Отец играл за «Торпедо» и ЦСКА, тренировал «армейцев», дедушка играл за «Торпедо». Вы тоже играете за автозаводцев. Матч, с каким московским клубом для вас наиболее принципиален?

– Хоть мы дружим со «Спартаком», для меня самый принципиальный матч – это игра с красно-белыми. Даже мой первый матч ребенком, в качестве зрителя, это была игра «Торпедо» со «Спартаком». Вроде 2:2 сыграли. Хотя, сейчас любая игра против команды из премьер-лиги для меня принципиальная. Когда играл за «Химик», мы два года подряд попадали в кубке на ЦСКА, который в те времена тренировал Слуцкий и мой отец. Я их очень сильно хотел обыграть.

– Я помню, что кадр, когда в перерыве отец подошел к вам и вы, обнявшись, пошли в потрибунное помещение, облетел тогда спортивные издания России. Ваш отец закончил играть в тридцать пять и сразу стал тренировать. Вы себя видите на тренерской или административной работе?

– Ближайшие лет пять я точно собираюсь еще поиграть. А по поводу тренерства… Мне часто говорят, что из меня получится хороший специалист. Не знаю. Возможно, я бы поработал с нашей школой, которая в последнее время потеряла свои позиции и сильно уступает «Спартаку», ЦСКА, «Локомотиву» и «Чертаново». Хочу чтобы торпедовская школа вернула былую славу. Административная работа не для меня, это скучно.

– Адреналинчику будет не хватать?

– И этого в том числе. Все-таки матчи со скамейки и от бровки не идут ни в какое сравнение с матчами с трибуны.

– Тогда такой вопрос: к каким иностранным и российским тренерам вы хотели бы попасть на стажировку?

– К Леониду Викторовичу. Я работал под его началом как игрок. Интересно, что можно почерпнуть у него как у тренера. К Гончаренко тоже бы хотелось попасть на стажировку. Я считаю, что сейчас молодые тренеры дают футболу ту необходимую изюминку, которая делает его вкусным. А из иностранных тренеров, Клопп и Зидан.

– А как же Моуриньо? Ведь Леонида Викторовича часто называли «русским Моуриньо».

– Нет. Жозе сейчас, как мне кажется, больше занят самопиаром, чем футболом.

– Мне доводилось много раз слышать и от игроков и от административного персонала ЦСКА, что многое из того, что было хорошего в игре «армейцев» эпохи Слуцкого – заслуга вашего отца. Что надо было ему раньше уходить и пробовать себя в роли главного тренера.

– У меня нет сомнений, что если бы отец был жив, он сейчас тренировал бы клуб премьер лиги. Хотя, с другой стороны, если бы не ссора со Слуцким и расставание, он, возможно, и не решился бы на этот шаг. Трудно сказать, как бы все повернулось. Хотя вы правы, мне многие ребята, которые играли у него в «Солярисе», «Крыльях», ЦСКА, говорили, что отец многое дал им в понимании игры.

– Вы много раз рассказывали, что часто ходили на «Торпедо», в качестве зрителя, не будучи игроком автозаводцев, а на выезд «гоняли» за команду?

– Да нет конечно. Времени не было. Только на стадион.

– Обычно по центру сидели или на «Запад-5» ходили?

– На «Запад-5» я был один раз – меня болельщики пригласили, когда наша команда наконец-то вернулась на «Торпедо» – это была игра с «Зенитом» из Пензы. Я дал волю эмоциям вместе со всеми.

– Если закончить с ПФЛ, этой олдскульной лигой планеты Земля, какой выезд за вашу футбольную карьеру в этом дивизионе был самым страшным?

– Наверное, выезд в Назрань к команде «Ангушт». Когда ты выходишь из автобуса, а кругом люди с автоматами, выходишь на поле, а в тебя летят оскорбления со всех сторон, летят предметы. Когда садишься обратно в автобус, то только и ждешь, что сейчас камень разобьет стекло.

– Вернемся к стадиону «Торпедо». В Англии есть фишка: когда сносят старый стадион и на его месте строят новый, то, как правило, распродают то, что есть на стадионе. Если вам руководство команды предложит забрать домой, что-то со стадиона, что заберете?

– Я бы весь стадион забрал и перенес куда-нибудь. На самом деле, я думал об этом, хочу забрать кусочек поля и оформить дома под стеклом. Бывают дни, когда ночью лежишь в кровати и не можешь заснуть. У меня есть фишка: я представляю, что забиваю гол на нашем стадионе, ложусь на газон и вдыхаю его запах – наступает спокойствие и умиротворение. Я вообще люблю запах свежескошенной травы. Для меня команда, этот стадион, руководство, болельщики – все это одна большая семья, я наслаждаюсь игрой здесь. Когда я прохожу по Лестнице славы, я здороваюсь со всеми нашими легендами, которые там нарисованы.

– У вас прекрасные отношения с торпедовскими болельщиками, у многих из них даже есть ваш номер. Какой самый запоминающийся подарок получали от них?

– Конечно песня, которую они посвятили мне: «Супер, супер, супер – Шуст!»

– Класс! Тогда, такой вопрос: в июне «Торпедо», впервые за долгое время, предстоит провести на родном стадионе международный товарищеский матч с «Шеффилдом». «Торпедо» 95 лет, стадиону 60 лет, и тут такой подарок в виде матча против старейшего клуба мира. Ждете эту игру?

– Игра пройдет 22 июня. Я посмотрел выпуск «КраСавы» про этот клуб. Он меня расторгал, я сразу написал нашему пресс-атташе Руслану, что мне обязательно нужна футболка «Шеффилда». Я очень рад, что они приезжают и сыграют с нами на нашем стадионе.

– Какой зарубежный чемпионат вам ближе?

– Очень нравится сейчас АПЛ. Прочитал тут автобиографию Джеррарда, сильно проникся и им и «Ливерпулем». А симпатизирую я много лет «Реалу» и «Ювентусу». Плюс, туринцы еще и «черно-белые».

– Какой матч, который не был сыгран на стадионе имени Эдуарда Стрельцов, вы бы хотели на нем увидеть, если бы была такая возможность?

– Я хотел бы не только увидеть, но и в нем поучаствовать. Это был бы финал Кубка России по футболу, в котором играли бы «Торпедо» и «Спартак».

– А чей концерт бы посмотрели на этом же стадионе?

– Я, если честно, не любитель стадионных концертов. На футбольных стадионах надо играть в футбол.

– Хорошо, тогда перекинем мост от музыки к футболу. «Торпедо» за последние несколько лет разорвало интернет-пространство двумя креативами. В одном случае, это, не к ночи упомянутый, Gangnam style, когда команда на сборах записала чумовейших ролик, как ребята отрываются под эту песню (вас тогда еще не было в команде). Второй – ответ «Динамо» на их акцию перед кубковым матчем. «Иногда они возвращаются». Какой из двух креативов вам ближе? Ответ «динамовцам», который был моментально придуман, с шикарной самоиронией или веселое беззаботное командное видео со сборов?

– Я считаю, что отвечать надо всегда на поле. К сожалению, тогда нам это не удалось. А вот «Gangnam style» дал такой веселый посыл всем, кто снимал или смотрел это видео. Оно сплотило команду. Это было круто, почему бы и нет.

– Кто сейчас главный весельчак в команде? Кто бы мог снять такой же видеоклип?

– Дамир Трегулов или Андрей Лях.

– Кстати, какой самый обидный матч в этом сезоне, на данный момент: на кубок с «Динамо» или в Новомосковске с «Химиком», где Дамир сделал дубль?

– Конечно с «Химиком»! Матч с «Динамо» лишь доказал то, что мы можем на равных конкурировать с любой командой. Но не зря они занимают свое место в РПЛ: им достаточно одного опасного момента, чтобы выиграть, в то время как мы, имея их в несколько раз больше, не смогли ими воспользоваться. Придет время, и мы снова встретимся и посмотрим, кто победит.

– Сборная «Торпедо» всех времен?

– Это очень сложный вопрос, но давайте попробуем. Сборная будет играть по схеме 4-3-3. Вратарь Харин, в обороне Круглов – Чугайнов – Виктор Михайлович Шустиков – Бутурлакин, полузащита: Ширинбеков – Сергей Викторович Шустиков – Воронин, в нападении Валентин Кузьмич Иванов с Эдуардом Анатольевичем Стрельцовым и Валерием Николаевичем Филатовым. В запасе: вратарь Сарычев, защитник Полукаров, полузащитники Юрин и Ульянов, в нападении два Юрия: Тишков и Савичев.

– На месте родного для вас «Торпедо» планируется большая стройка и новый современный стадион. Вы бы хотели жить в новом комплексе с видом на новый стадион или сердце будет щемить от воспоминаний?

– Хотел бы, конечно. Моя мечта жить на Восточной – мое сердце тут. Я мечтаю проснуться утром и пойти на утреннюю пробежку и зарядку на новый стадион.

– Последний вопрос. Что для вас «Торпедо» в одном слове?

– Дом.

О ком или о чем статья...

Шустиков Сергей Сергеевич