Войти

Сергей Щербаков: «Язык мой враг мой…»

«Спорт-Экспресс», 30.11.1991

Футбол – игра коллективная. Однако без звезд он был бы пресен. 20-летний Сергей Щербаков в небогатом на яркие индивидуальности донецком «Шахтере» – безусловно, явление, которому, впрочем, еще предстоит раскрыться сполна. Специалисты о нем говорят: «Форвард милостью Божьей». Хотя забивает пока не так уж много: всего семь мячей в матчах прошедшего чемпионата страны. Правда, в активе еще «Золотая бутса» лучшего снайпера на чемпионате мира среди юниоров. Однако «только» третье место, добытое нашей командой в Португалии, несколько девальвировало имидж молодого голеадора в глазах болельщиков. Не говоря уже о полдюжине игр за клуб, пропущенных Щербаковым в результате дисциплинарных прегрешений на поле.

– Разговоры с судьями принято считать одним из симптомов звездной болезни…

– Не хочется, чтобы так кто-то думал. Но язык мой – воистину враг мой. Вроде стараюсь держать рот на замке. Но как саданут в очередной раз сзади по ногам, а судья в очередной раз сделает вид, будто ничего не заметил, трудно бывает смолчать.

– Футбол, я знаю, для вас – дело фамильное.

– Можно сказать и так, если учесть, что семья наша на три четверти (кроме мамы, хотя она в прошлом тоже спортсменка, занималась гимнастикой) состоит из футболистов. Отец в свое время выступал за команду второй лиги «Новатор» из Мариуполя. Младший брат, ему 16, занимается в той же специализированной футбольной школе «Шахтера», которую закончил и я. Андрей, правда, точнее повторяет отца – тоже центральный защитник. Для меня же другого места на поле, кроме как впереди, в атаке, не существует. Ужас как люблю забивать!

– Где труднее это делать: в молодежной сборной, где вы были на первых ролях, или в клубе?

– В клубе труднее и играть, и забивать. Здесь каждый гол повесомее, чем в молодежной сборной.

– Кстати, почему, на ваш взгляд, эта сборная не оправдала надежд болельщиков на чемпионате мира в Португалии?

– Ответ простой: мы недооценили соперников, в частности, бразильцев. За что и поплатились.

– Или переоценили собственные возможности?

– Не думаю. У нас была сильная команда. Но почему-то, еще до турнира, все зациклились на хозяевах – сборной Португалии, считая ее единственным серьезным соперником. Заблуждение обошлось дорого.

– А с «Шахтером», на ваш взгляд, что произошло? Полсезона плавно набирал высоту, в призеры метил, а потом вдруг сорвался в такое пике…

– Из-за отлучек в сборные и штрафных карточек я пропустил почти половину матчей чемпионата, и это, смею думать, в какой-то степени снизило потенциал команды. Но в то же время я не настолько самонадеян, чтобы считать, будто не было других причин спада в игре. Тренеры должны спокойно во всем разобраться. Хотя и они, как мне кажется, допустили одну очевидную ошибку, когда бывалые футболисты вдруг «остановились» и надежды на высокое место растаяли, имело смысл смелее наигрывать молодежь из дубля.

– Ваш идеал форварда?

– Марко ван Бастен. Он не просто забивает голы, но делает это с каким-то неповторимым шармом.

– А лучшие нападающие, на ваш взгляд, в нашем футболе?

– Саленко и Колыванов. То, что называется чутьем гола, обоим присуще сполна. А Колыванов еще и отбором, блестяще владеет, что он лишний раз доказал в матче на Кипре за сборную.

– В футбольных кругах Украины сейчас идут жаркие дебаты: национальный чемпионат республики или открытое первенство страны? Ваше мнение?

– Понимаете, даже ревностные сторонники идеи национального чемпионата признают, что в течение ближайших лет уровень футбола на Украине заметно понизится, зато потом, говорят, начнется подъем. Конечно, люди, так рассуждающие, в футбол не играют и могут ждать. Им спешить некуда. Судьбы игроков, скажем, моего поколения их, видимо, не волнуют. Немудрено, что нас самих даже не спрашивают, хотя итоги такого опроса среди футболистов высшей лиги, играющих в украинских командах, по-моему, легко предсказуемы. Нам некогда ждать лучших времен. У каждого из нас только одна футбольная жизнь, причем она коротка.

– Тяжелым «наследием» минувшего сезона стала неудача олимпийской сборной СССР в отборочном турнире. Вы играли и в этой команде, стало быть, тоже несете ответственность за ее провал.

– Я не считаю свою долю ответственности чрезмерной. Новые игроки, попавшие в олимпийскую команду под занавес турнира, оказались в роли пожарной команды. А зачем было доводить до пожара? Уже первая ничья с норвежцами должна была насторожить, но этого не произошло. Странно, что будучи чемпионами Игр в Сеуле, мы сами же недооценили возможности соперников в новом отборочном цикле. И доигрались до Его Величества Случая, который предстал на последней игре итальянцами в Симферополе в черном облике шведского арбитра Фриска. Судил он, скажу я вам, как распоследний… Нет-нет, молчу. Хотя ни краской, ни желтой карточкой это уже не грозит.

О ком или о чем статья...

Щербаков Сергей Геннадьевич