«Советский Спорт», 18.09.2009
Разве не странно, что нападающий Павел Яковлев, без которого с трудом уже представляешь основной состав московского «Спартака», еще ни разу в своей жизни не рассказывал о себе в прессе? Первое в своей жизни большое интервью 18-летний игрок дал «Советскому спорту».
Нередко бывает: молодой игрок на первых порах своей карьеры поражает даже видавших виды специалистов. И техника при нем, и видение поля, и удар, и все остальное! Минует несколько лет, а парень по-прежнему ходит в подающих надежды. Почему-то верится, что с форвардом «Спартака» Павлом Яковлевым такое не случится. Уж больно серьезно он относится к футболу. За все время беседы, которая длилась без малого час, я не нащупал ни одной причины, способной помешать Яковлеву наслаждаться любимой работой.
«КУМИР – ТЬЕРРИ АНРИ»
– Не видели моих интервью? – вроде бы даже удивляется Павел первому моему вопросу. – Ну да, я же их не давал. Перед играми не люблю, когда дергают звонками, – отвлекает, мешает настраиваться. После матча, бывает, поспрашивают о чем-нибудь, и все. На радио как-то приглашали, еще весной… А больших интервью газетам не давал. Что я сделал, чтобы их у меня брать?
– Играете в основном составе команды, претендующей на чемпионство. Уже два гола забили. И это в 18 лет!
– Ну и что? Разве это достижение?
– Зарубежные скауты и обозреватели считают, что да. Сам Пит де Фиссер, селекционер «Челси», вас несколько раз просматривал.
– Стараюсь не относиться к таким разговорам серьезно. У меня сейчас простая задача – слушать объяснения тренеров и выполнять это. Играть, как играю, и даже лучше. На газеты, разговоры стараюсь не отвлекаться. Это в детстве я обожал спортивную прессу изучать. Помню, собирал статьи в нашей люберецкой газете о наших победах на турнирах в Сочи, Минске, Курске…
– С какой командой побеждали?
– «Звезда» из моих родных Люберец. Я туда лет в восемь пришел. И лет до пятнадцати играл.
– Как в «Спартаке» оказались?
– Меня пригласили выступать за сборную Московской области моего возраста на чемпионате России среди регионов. В Ярославле он проходил. А готовились мы на базе «Мастера-Сатурна» в Егорьевске. Месяц целый. Выступил я неплохо. И вроде бы в «Сатурне» замаячили какие-то перспективы, я продолжал тренироваться в Егорьевске… Но потом последовал звонок из «Спартака», который все и решил.
– Не подумали, что это розыгрыш?
– Нет, мне уже сказали: жди звонка. Звонил Евгений Смоленцев. То есть человек, который работал не просто с молодежью, а с основной командой. Это, честно говоря, подкупило. Маму даже уговаривать не пришлось – она целиком и полностью поддержала мой переход в «Спартак».
– Мама, выходит, у вас болельщица?
– Можно сказать и так. В футболе она разбирается. Мы с ней в детстве вместе садились у телевизора и смотрели трансляции. Болели, естественно, за «Спартак», который тогда постоянно выступал в Лиге чемпионов.
– Кумиры у вас были?
– Тьерри Анри. То, что француз показывал в «Арсенале», – это просто космос! Мало того, что забивал, он был настоящим лидером, капитаном. Сейчас нравится, как играет Фернандо Торрес из «Ливерпуля».
– У вас, я смотрю, особое отношение к английской премьер-лиге.
– Считаю это первенство сильнейшим в мире. Очень нравится, что там все команды борются от первой до последней минуты, не глядя на счет и положение в турнирной таблице.
«ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО КУПИЛ, – ТЕЛЕВИЗОР»
– Вы бьете с обеих ног. Какую пришлось больше тренировать?
– Вообще я правша, как и большинство. Но с детства тренеры мне говорили: двуногим игрокам проще. Вот я и тренировал обе ноги.
– На какой позиции вам комфортнее?
– Я часто менял позиции. Был и левым защитником, и правым, и в полузащите поиграл, и в нападении… Наверное, в центре атаки привык чаще всего оказываться. Но сейчас играю слева и нахожу в этом свои плюсы. Тут почти всегда принимаешь мяч лицом к воротам. Это легче.
– Ваш партнер Алекс рассказывал: был период, когда он хотел бросить футбол. Команда его прозябала в низших лигах, постоянно проигрывала, денег не было и не предвиделось… Вас подобные настроения миновали?
– Слава Богу, да. Надеюсь, их не будет. Я, кстати, очень рад, что Алекс не бросил футбол и приехал в «Спартак». Считаю его сильнейшим полузащитником в нашем чемпионате. Что же касается меня, то не представляю себя вне футбола. Возможно, это покажется кому-то громкими словами, но для меня каждая тренировка – счастье. Не говоря уж об официальных матчах.
– Карпин как-то отметил: работать с Паршивлюком, Макеевым, Яковлевым приятно. А многие их сверстники развращены деньгами. Подписывая летом новый долгосрочный контракт со «Спартаком», не думали, что через пару лет могли получить гораздо лучшие условия?
– Сколько себя помню – всегда играл в футбол ради удовольствия, а не ради денег. Мне не 30 лет, чтобы думать о том, что будет на пенсии. Считаю так: если работать – все придет. Я и сейчас все деньги, которые получаю в «Спартаке», отдаю родителям. Что-то и себе оставляю, но не много. На самое необходимое.
– Что из необходимого приобрели в последнее время?
– Телевизор домой купил, – смеется Яковлев. – Большой. Диагональ 50 дюймов.
– Живете с родителями?
– Да, в Люберцах. Впрочем, дорога из Тарасовки долгой получается – часа полтора, а то и больше. Поэтому часто ночую на базе. Чтобы выспаться, сил меньше тратить.
«ПОМНЮ ГОЛ КАРПИНА ФРАНЦУЗАМ»
– Владимир Быстров, который недавно ушел из «Спартака», был фанатом компьютерных приставок и нередко устраивал турниры среди партнеров. Вам это интересно?
– Могу поиграть. Но немного. Помню, в детстве обожал это занятие. А теперь отдаю себе отчет, насколько оно затягивает. Так что форму я потерял, есть виртуальные игроки гораздо лучше меня.
– Как еще досуг проводите?
– Иногда читаю. Сейчас увлекает Пауло Коэльо. Люблю в кино сходить. Недавно «Каникулы строгого режима» посмотрел с Безруковым и Дюжевым. Веселый фильм. Теперь хочу «Пункт назначения-4» увидеть.
– Учитесь?
– В РГУФКе. На втором курсе. Специальность… Надо же, забыл! В общем, с игровыми видами связана. Буду по образованию тренером или учителем физкультуры.
– С кем из ребят общаетесь чаще других?
– С Джано, с которым в одной комнате живем, Макеевым, Паршивлюком… Но вообще в «Спартаке» нет людей, с которыми мне неприятно общаться. Так что – со всеми.
– У вас были шансы заиграть при Лаудрупе?
– Я с Лаудрупом даже не знаком, поэтому судить не буду. При нем я играл в дубле и лишь мечтал об основе. А Карпин в меня поверил.
– Сослан Джанаев, которого Карпин тоже привлек к основе, говорил, что тренерская установка была простой: «Не парься, все у тебя получится». А вы слова Карпина, сказанные при вашем дебюте в игре с «Химками», помните?
– Примерно так: «Играй, как умеешь». Потом еще Денис Бояринцев подошел, совет дал: «Бегай без остановок, не береги силы на отпуск». Это ведь как раз последний тур перед летним перерывом был. Так что я его понял.
– Интересно, вы Карпина-игрока помните?
– А как же! Его гол французам на «Стад де Франс» в 1999 году до сих пор перед глазами. Россия выиграла 3:2, и я уснул счастливым. И представить тогда не мог, что буду работать под его руководством. Я вообще в то время не мечтал о том, что попаду в «Спартак».
– Сейчас мечта стала реальностью. А о сборной России не грезите?
– Мне пока еще рано! Есть много игроков сильнее меня. А в будущем – почему нет?
О ком или о чем статья...
Яковлев Павел Владимирович