«Советский спорт – Футбол», 22.02.2010
Вратарь казанского «Рубина» Сергей Рыжиков в ответил на вопросы корреспондента издания «Советский Спорт-Футбол».
«МЕЖДУ ТРЕНИРОВКАМИ БУДУ НЯНЕЙ»
– Сергей, сезон у «Рубина» начинается в этом году необычно рано…
– Да я бы не сказал, что что-то необычное. Январь, февраль – это у нас всегда время сборов. А так… Раньше было три сбора, нынче два – вот и вся разница. Разве что на первом сборе чуть больше обычного бегали. Хотя вообще-то об этом не меня надо спрашивать – подготовка вратарей, как вы понимаете, меньше подвержена переменам. У нас ведь одна работа – ловить мячи.
– Ловятся-то нормально? Вы ведь часть первого сбора, кажется, пропустили?
– Да, был на реабилитации в Германии, под Мюнхеном. Но с тех пор уже столько воды утекло…
– Воды или пота?
– Да и того, и другого, – усмехается Сергей. – Время втянуться в работу было, так что «на ловле» чувствую себя вполне нормально. Думаю, к «Хапоэлю» подойду во всеоружии. Да и всю команду, не сомневаюсь, тренеры подведут к играм в Лиге в нужной кондиции. А пока… Тренировки, двусторонки, товарищеские игры – все на фоне серьезной усталости.
– Усталость эту я вижу невооруженным взглядом, когда команда возвращается с тренировок…
– А куда ж деваться? В нынешнем футболе без серьезной пахоты на предсезонке ничего не добьешься. К тому же грех жаловаться: для работы нам созданы здесь прекрасные условия. Поля отличные, все условия для восстановления, питание шикарное. Работай и радуйся…
– Ну да, прямо рай…
– Ох, рай если и есть на самом деле, то на предсезонку он едва ли похож. К тому же в раю все должно быть…
– А здесь-то, в шикарных, как вы говорите, условиях, чего не хватает?
– Лично мне – семьи. Очень скучаю по жене, по детишкам.
– Немецкие команды иногда разрешают футболистам брать на сборы семьи. А вот в России такое, увы, не практикуется.
– А почему «увы»? Я, честно говоря, не представляю себе такие выезды, потому что ни семье, ни работе должного внимания не будет. Лучше уж отработать как следует, а потом приехать и как следует семьей позаниматься. Хотя вот в выходной поехал в соседнюю Картахену, купил машинки для старшего сына. Дочкам, признаюсь, ничего не покупал, они у меня крошечные, только второй месяц пошел.
– Да уж, представляю, как бы они вам здесь, в Ла Манге, задали жару.
– А я вот не очень пока и представляю. Когда жена рожала, я еще был в Казани, а вот выписывали ее с дочками из роддома уже без меня – я в это время уже в Германии был. Так что все хлопоты на бабушку с дедушкой свалились. А я маленькими только неделю между сборами и позанимался.
– И как?
– Веселенькая неделька получилась. Теперь вот (смеется) отсыпаюсь на сборах. Вернемся в Казань – и неделя до игры пойдет у меня по графику: с тренировки – в няни.
– Может, попросите Курбана Бердыева вас на базе запереть?
– Еще чего! Дети – это, конечно, море забот. Но ведь и радости не меньше, разгрузка психологическая такая, что лучше не придумаешь. Курбан Бекиевич, кстати, это отлично понимает. К тому же он знает, что у нас бабушка с дедушкой на месте, помогают всерьез, так что как-нибудь не перетружусь.
«ЛУЧШИЕ – ОНИ В СБОРНОЙ!»
– А еще, наверное, Бердыев знает: на вас можно положиться. Как ни крути, а, по мнению многих, вы – лучший вратарь России минувшего сезона.
– Я этим, честно говоря, не заморачиваюсь. Вообще-то лучшие – это те, кто играют в сборной. А я там был всего один раз, ездил в Дортмунд, на первый отборочный матч с Германией. Да и то третьим, вслед за Игорем Акинфеевым и Славой Малафеевым, вместо травмированного Володи Габулова. Видите сколько передо мной лучших! А вообще разговоры о том, кто лучший, кто не лучший, – это все в пользу бедных. Есть столько объективных и субъективных факторов…
– Третьим-то, наверное, быть тяжело?
– И вторым тяжело. Легко быть только первым. Об этом, поверьте, могу судить со знанием дела – я ведь большую часть своей футбольной карьеры был то вторым, то третьим, то четвертым.
– Четвертым – это в «Локо»?
– В «Локомотиве» я был шестым. Так что нормально.
– Что ж тут нормального – каждый день тренироваться, зная, что шансов выйти на поле у тебя нет?
– Терпение и труд все перетрут. Нет, правда, не факт, что, работая, станешь первым, но если не работать – не станешь точно.
– А что происходит с вратарем, когда он становится первым? Что в нем меняется?
– Во-первых, меняется отношение к тебе окружающих. А сам ты… Наверное, у всех по-разному. По себе могу сказать – меняется отношение к делу. На тебя вдруг наваливается ответственность, какой ты, будучи шестым или даже вторым, и представить не мог. На тебя надеются, и ты должен соответствовать. Второй подстраховал основного вратаря – и опять в тень. А первый должен каждый день быть первым во всем. И доказывать, доказывать, доказывать. И в игре, и после.
– Прямо как когда-то: пионер – всем ребятам пример.
– Ну, не настолько. У каждого слабости есть, вредные привычки. Но, став первым, понимаешь, что ты не только за себя отвечаешь. Так что пионер не пионер, а быть первым номером – это обязывает. Что-то у нас разговор какой-то уж очень правильный.
– Нормальный разговор. Еще вот что: такой настрой – давить в себе слабости – не сковывает?
– Меня нет. Наоборот, подстегивает, мотивирует. Становится легко на душе. Но вот как получается – это судите без меня.
«В КАЗАНИ НРАВИТСЯ ВСЕ»
– Ладно, приглядимся. Вы третий год в Казани. Уж совсем прикипели?
– Можно сказать, стал своим. У меня еще два года контракта, ходили разговоры, что клуб хочет его продлить. Если предложат новые условия, рассмотрим.
– Значит ли это, что готовы здесь играть до конца карьеры?
– А почему нет? Город хороший, уютный, зеленый, спокойный…
– Это Казань-то, когда-то гремевшая на всю страну своими подростковыми бандами, – спокойный город?
– Да когда это было?! Старожилы команды – массажисты, доктора, конечно, рассказывают ужасы о восьмидесятых-девяностых годах, но это давно в прошлом. Хотя… Я ведь особенно по улицам не хожу. Клуб снимает нам жилье в хорошем районе, на машине от дома до базы – семь минут. В магазин, в парк или еще куда – тоже на машине недалеко. Так что моей семье в Казани с негативом сталкиваться, слава богу, не приходилось. Ну а в клубе тем более. Клуб у нас солидный.
– Солидный, спору нет. Но… В команде нет опасений, что с уходом на пенсию Минтимера Шаймиева отношение к «Рубину» может измениться?
– Стараемся думать о хорошем, о том, что все останется как минимум по-прежнему.
– Но вопросы возникают?
– Ну мы же не деревяшки, мы живые люди. Прекрасно понимаем, что ничего вечного нет, что от сумы и от тюрьмы зарекаться нельзя. Случиться может все что угодно. Вон «Москва» снялась – это как?! Да что «Москва». «Горожане», в общем-то, в футболе особой истории не имеют. А «Крылья Советов», которые висят на тонюсеньком волоске, – такое кто-нибудь мог представить?! С «Рубином» конечно же ничего подобного случиться не может…
– Но и у вас, всем известно, в конце сезона были изрядные сложности, вам задерживали зарплату и премиальные.
– Ну да, было такое. Но мы были уверены в нашем руководстве, в тех людях, которые поддерживают клуб. Ничуть не сомневались, что все свои обещания они выполнят. Так и получилось. Все задолженности перед ребятами погашены, все в порядке. И мы знаем, что так будет и впредь.
– В «Рубине» действительно такая уж замечательная атмосфера, что из Казани никто не хочет уезжать – даже на большие деньги? Хотите, выключу диктофон?
– А зачем выключать? Мне скрывать нечего. Прежде всего потому, что атмосфера у нас и в самом деле замечательная. Я, может, не так много команд сменил, но так легко, так по-домашнему нигде не было. И это не только мои ощущения. Отличный город, отлично организованный клуб, отличный тренер – вот и не хотят ребята искать добро от добра.
– Курбан Бердыев – тренер, конечно, отличный. Только вот, говорят, строг чрезмерно.
– Кто, Бекиевич? Не знаю, может, со стороны так и кажется. На самом же деле… Что касается дела – суров, да. Что надо отработать – будь добр, отработай на совесть. А потом… «Сделал дело – гуляй смело» – это и его принцип. В жизни он вообще открытый, веселый человек, хватает и шуток, и прибауток.
– Не знаю, не знаю. Таким, как вы рассказываете, – веселым, открытым – Бердыева видели разве что после того, как «Рубин» выиграл второе «золото». Да и то недолго. Уже через несколько дней после празднеств встретил его в Ньоне, на жеребьевке еврокубков, – он был привычно «застегнут на все пуговицы».
– Такой уж Бекиевич человек. Только это – для посторонних. С командой он совсем другой. Поднять ребятам настроение шуткой для него не проблема. Он всерьез подсказать, посоветовать, и не только по футбольным делам, может. В команде его не только уважают, но и любят. Одной строгостью такого, сами понимаете, не добиться. Команда верит в него, он верит в команду.
«НАЧНЕМ С «ХАПОЭЛЯ»
– Еще бы вы в том, что «Рубин» – большая команда, казанских зрителей убедили…
– Мы, конечно, приложим все силы, но тяжеловато будет. Полный стадион, кроме еврокубков и решающих матчей с московскими командами, едва ли соберем.
– И это при том, что стадион у вас – далеко не «Лужники».
– И даже не «Локомотив» – всего 28 тысяч. Ну нефутбольный Казань город! Спортивный, но нефутбольный! Хотя год от года болельщиков понемногу прибавляется. В прошлом сезоне по 15–17 тысяч приходили – уже нормально. Кстати, хороший знак – мальчишек на трибунах прибавилось. И после матчей подходят, автографы просят, перчатки. По возможности даю. Как не дать (смеется) – вдруг это моя смена растет? Но вообще мальчишки – наши будущие зрители. Ну и второе подряд «золото» прибавило фанатов. А это, надеюсь, не последнее наше чемпионство. И Лига чемпионов не последняя. Так что за зрителя мы еще поборемся! Постепенно. Если в этом сезоне хотя бы на половине игр соберем аншлаг, уже здорово. А дальше… Не будем загадывать. Болельщика можно сагитировать только победами. Так что надо играть и побеждать. Вот с «Хапоэля» и попробуем начать.
– А с каким, по-вашему, счетом надо победить израильтян в Казани, чтобы спокойно лететь в Тель-Авив?
– С каким? Ха. С таким, чтобы спокойно лететь в Тель-Авив. А от прогнозов меня избавьте: они у меня никогда не сбываются, поэтому стараюсь их не делать.
– Делай прогнозы на этот матч – не делай, а большинство любителей футбола в России и за ее пределами считают фаворитом вашей пары «Рубин».
– Мы – фавориты? Не знаю, не знаю. Думаю, назвать нас фаворитом точно нельзя. «Хапоэль» – очень серьезная команда, первое место в своей группе заняла, опередив, между прочим, не кого-нибудь, а «Гамбург».
– Так это «Гамбург» в очной встрече с израильтянами в последнем туре дурака свалял.
– Пусть так. А другие соперники «Хапоэля» – они что, все тоже дурака валяли? Не стоит недооценивать израильтян. И тренеры наши говорят: команда хорошая, дисциплинированная. На одной ноге их не пройти. Ну и они нас, думаю, тоже просто так не одолеют. Так что сегодня, до первой игры, шансы – пятьдесят на пятьдесят. Хотя можете не сомневаться: мы сделаем все, чтобы превратить свои пятьдесят в сотню.
О ком или о чем статья...
Рыжиков Сергей Викторович