Войти

Сергей Рыжиков. Под прицелом

Пресс-служба ФК «Локомотив», 26.11.2006

Про таких, как он, говорят «Сделал себя сам». Он не счастливчик, на которого свалилось всё и сразу. И действительно, Сергей Рыжиков прошёл долгий и непростой путь, прежде чем оказаться в «Локо» – команде, в которой, по его словам, его поразило буквально всё. Возможно, поэтому в нем и нет ни капли пафоса, только знание жизни, искренность, отличное чувство юмора и обаяние. Почти весь сезон в «Локо» он провёл на положении третьего вратаря основы и частично – первого в дубле. С приходом нового главного тренера «вырос» до второго номера. Ни разу за всё это время он не позволил себе расслабиться или впасть в уныние – последнее ему вообще не свойственно. И вот, наконец, долгожданный дебют в матче с «Амкаром». Шанс, заслуженный трудом и терпением. С дебютом, Сергей!

– Сергей, с тобой приключилась обычная детская история: переиграл на всех позициях, пока не встал в ворота или ты прирождённый голкипер?

– Нет, я играл в поле, был правым полузащитником. Но потом на меня повлиял один человек, и я встал в ворота.

– И кто же этот человек?

– Алексей Поляков. Мы жили с ним в одной стране, в одной области, в одном городе и даже в одном дворе. Я смело могу назвать его своим футбольным крёстным отцом. На той стадии он был для меня примером. Собственно, он и сейчас им остаётся.

– Есть ли иная дорога к достойной жизни для молодого парня, живущего в Шебекино, нежели спорт?

– Не знаю, может быть, и есть. В советские время наш десятитысячный маленький городок жил во многом за счёт местного химического завода, на котором работало чуть ли не все население. А сейчас его просто не стало. Наверное, пошёл бы работать на производство или бухгалтером, не зря ведь на него в техникуме учился. Дебет с кредитом сводил бы.

– Получается, что вратарское отделение местной ДЮСШ наиболее успешно куёт кадры для российского футбола? (Алексей Поляков также является выпускником Шебекинской ДЮСШ – прим. авт.) Есть ли ещё игроки в Премьер-лиге из Белгородской области, помимо тебя и Лёши?

– Да нет. Сейчас не могу вспомнить таких. На уровне Белгородской области играют, в самом Белгороде бегают. А на нас с Лёшей, наверное, больше, чем на остальных повлияла близость Химзавода (всеобщий смех).

– То есть вы, грубо говоря, местные звёзды?

– Ну, грубо говоря, да!

– Можно сказать, что Алексей Поляков был для тебя кумиром в подростковом возрасте, затмив всех звёзд вратарского искусства?

– Тогда я большую часть времени проводил на улице, играя в футбол, и для меня телевизор, наверное, просто не существовал. Поэтому и из вратарей знал только Льва Яшина и Дасаева. К тому же мы с Лёшей познакомились, когда мне было 8 лет, а ему 14. Старались вместе тренироваться во дворе, ребята нам по воротам били. А зачастую мы даже в одной команде играли.

– А о том, что будете играть вместе за одну и ту же команду мастеров, не мечтали?

– Нет. После того, как Лёша попал в «Локо», мы и не пересекались с ним. Только когда он с «Крыльями» третье место занял, я ему позвонил, поздравил. Ещё на сборах в Турции «Крылья Советов» и «Сатурн» жили в одной гостинице, и нам удалось пообщаться. А так даже и телефонов друг друга у нас не было.

– Кстати, а кто популярнее в Шебекине: Рыжиков или Поляков?

– Лёха, конечно. Меня-то и в лицо, наверное, не знают.

– А Полякова знают?

– Наверное. Хотя он там бывает раз в год. Даже всех друзей не обойдёшь.

– Есть какое-то общее свойство характера у голкиперов?

– Я считаю, что вратари – это определённая каста в футболе. И если уж не душа компании, то стержень коллектива точно. Поэтому Лёша, Элдин и я стараемся быть общительными со всеми без исключения ребятами. Конечно, голкипер сейчас не полкоманды, но, всё же, от него многое зависит. Нам, наверное, психологически тяжелее. Могу привести один пример, далёкий, правда, но показательный: в 99-м году, в матче с Украиной Панов запустил мяч выше ворот, не забив верный гол с пяти метров, а Филимонов ошибся на выходе в конце игры. Панова никто и не вспоминает плохим словом, а вот у Саши после этого карьера совсем разладилась.

– А у тебя в карьере были ошибки, подобные филимоновской?

– Да, были. В 2004 году в Питере, в матче «Зенита» с моим «Сатурном», у полузащитника хозяев после навеса с фланга случилась срезка, и мяч полетел мне за спину прямо в девятку. 3-1 тогда проиграли. Нечто похожее недавно с Войцехом Ковалевски произошло. Ещё один курьёз помню. Правда, это был матч на КФК. Идёт высокая передача, я выхожу из ворот, мяч стукается передо мной в кочку и отлетает в противоположную сторону, прямо на ход нападающему соперника. За ним мне было уже не успеть. Вообще, всякое в жизни бывает. Нет таких вратарей, которые не пропускают голов. Даже курьёзных.

– Есть мнение, что вратари могут играть хоть до 40 лет. Всё равно, мол, только стоят на воротах. Как относишься к таким словам?

– Когда слышу подобное, стараюсь промолчать. Конечно, я не согласен с этим. Но спорить здесь бесполезно. Тот, кто говорит подобное, не видит тренировочного процесса. Да, вратарь может простоять без работы 90 минут, а в концовке может последовать удар и он будет обязан выручить команду. Вот ради такого одного удара мы и тренируемся по два часа в день, чтобы отбить его, быть постоянно в тонусе. Наверное, тут ещё роль играет мировая футбольная история, в которой частенько встречались вратари-ветераны, игравшие на высоком уровне: Шилтон, Яшин, Симэн, сейчас Кан с Леманном. Или взять Евгения Корнюхина, с которым мне посчастливилось поиграть вместе – просто пример долголетия и дисциплинированности!

– Ты-то планируешь до сорока поиграть?

– До сорока? Хоть бы в 27 заиграть!

– Что общего у Сергея Рыжикова и Джанлуиджи Буффона?

– Ничего. Он мне не нравится.

– А кто нравится?

– Кан, Леманн, Чех хорош.

– А с ними тебя что-нибудь роднит?

– Нет. Матюкаюсь только на поле иногда, как они.

– Был ли какой-то поворотный пункт в твоей карьере, круто изменивший её течение?

– Да. После сезона-2001, который я провёл в Белгороде, играя на КФК за «Салют»-2, мне позвонил наставник той команды Николай Алексеевич Соловьёв и объявил, что мы едем на просмотр в дубль раменского «Сатурна». Конечно, для дубля я был староват, ведь тогда был набор ребят 1983-го года рождения. Но Евгений Геннадьевич Смертин, тренировавший в тот год подмосковных дублёров, поверил в меня и взял в команду. Это его решение и стало судьбоносным для меня. Я очень благодарен ему, ведь он дал мне шанс, его доверие вселило в меня силы и уверенность, что я что-то могу в этой жизни! Просто не знаю, что бы делал тогда, не попади я в «Сатурн».

– Капитаном дубля в «Сатурне» тебя выбрали партнеры по команде? Или тренер так решил?

– В 2003 году команду возглавил Виталий Викторович Шевченко. Все предсезонные сборы я провёл с основной командой, будучи её третьим вратарём. Третий голкипер обычно играл за дублирующий состав. И вот, приехав на матч первого тура турнира дублёров «Зенит» – «Сатурн», я узнал, что ребята выбрали капитаном меня. Если честно, сильно удивился этому. Всё-таки, не провёл ни одной тренировки с молодёжью. Кстати, мы тогда выиграли 1-0. Поэтому, наверное, и не стали менять фартового капитана. Тот матч помню до сих пор. Мы его ввосьмером заканчивали. Играли в манеже, в котором покрытие не менялось с 1977-го года. Тогда у «Зенита», по-моему, Лепёхин порвал крестообразные связки, а у нас сразу три человека сломалось. Наш нападающий 40 минут второго тайма простоял в центре поля, не в силах даже шевельнуться. После игры мы всех «раненых» по очереди в автобус заносили.

– Общаясь с ребятами из дубля «Локо», слышал о твоём почти отеческом отношении к ним. Какой самый важный совет ты бы мог им дать? Или, может быть, уже дал.

– Терпение и труд все перетрут. Только это! Сквозь пот и кровь идти к поставленной цели. Ну и в любой ситуации оставаться человеком.

– А что думаешь по поводу уровня голкиперов дубля?

– Хорошие ребята. Лично я считаю, что в любой команде, в основе, должно быть два равноценных вратаря, а третий – обязательно молодой, выступающий за дубль, которому необходимо дать шанс окунуться во взрослый футбол, в команду мастеров. Сейчас в «Локо» сложилась такая ситуация, что вратари-дублёры не видят перспектив, и им плохо из-за этого. Хотя, надо признать, с ними работает отличный тренер, Александр Палыч Ракитский. Я провёл несколько игр за дубль в этом году, и мне было не очень приятно отнимать у Антона с Сашей (Коченков и Саутин. – Прим. авт.) их игровое время.

– Кого ты бы отметил из дублирующего состава?

– Семёна Фомина, капитана Стаса Ремнёва, Сергея Фролова, Сашу Черевко. Да там все ребята отличные. И если они воспользуются моим советом, то из них обязательно выйдет толк. Уверен в этом на все 100 процентов.

– Говорят, что приезжающие в столицу люди более хваткие по жизни, нежели москвичи? Ты подтверждение этих слов?

– Ну да. Стараюсь не упускать шансов, которые мне преподносит судьба.

– После «Сатурна», в основе которого ты сыграл немного матчей, следующим в списке твоих клубов был «Анжи». Расскажи о дагестанском периоде своей карьеры.

– Для меня это был классный год. Хотя в итоге мы заняли 10-е место, но после первого круга отставали от лидера – «Луча» всего на 4 очка. Просто в команде банально закончились деньги, начались задержки в выплатах зарплат. Как итог, в середине первенства команду покинули сразу 11 игроков. Несмотря на это, ребятам выплатили всё, что им причиталось. Дагестан – красивый город, море рядом. Да и болельщики там своеобразные. Что касается меня, то я играл в основном составе, поработал с хорошими тренерами. Со всех сторон положительный для меня сезон, который стал важной ступенью на моём пути в «Локомотив».

– Осталось ли что-то на память об этом времени?

– Коньяк на полке стоит дагестанский. Ну и хорошие воспоминания, конечно.

– А как же приз от болельщиков, которые признали тебя лучшим игроком «Анжи» по итогам года?

– А мне приз не дарили. Просто признали и всё. Спасибо им большое за это. Там классные болельщики. Они меня любили, и я их любил.

– Как считаешь, признали заслуженно?

– Без комментариев.

– Какой сезон дал тебе больше, как профессионалу: прошлый, полностью проведенный в рамке «Анжи». или нынешний – в запасе « Локо»?

– Смотря с какой точки зрения оценивать. Если с игровой, то прошлый. Всё-таки в Дагестане я постоянно играл. Но «Локомотив» – это топ-клуб, и надо работать, скрипя зубами, чтобы только остаться здесь. Это бесценный опыт! Уровень совсем другой: и тренировок, и отношения футболистов к своей профессии. Первое, что меня здесь поразило – болельщики «Локо». Та трибуна, что находится справа от скамейки запасных, это что-то! База в Баковке просто сумасшедшая! А таких отношений между игроками в команде я нигде не встречал. Опять же под руководством европейского тренера удалось поработать. Кстати, и Айво (Александр Стоянович – бывший тренер вратарей. – Прим. авт.) и Заур Залимыч Хапов отметили, что я прибавил за год в мастерстве. Оценка тренеров для меня – самое главное.

– Наверное, рвался на поле в матчах Кубка России против «Анжи?»

– Состав определяет тренер. Поэтому, тут рвись, не рвись – результат один. Не доверили сыграть – и ладно!

– Кстати, как тебя встретили в Дагестане? Обратно не звали?

– Звали и зовут. Нормально встретили, пообщались с ребятами по бывшей команде.

– А болельщики?

– А они меня с Димой Сычёвым путали. Постоянно кричали мне: «Сычёв, Сычёв, дай автограф». Но я не воспользовался славой.

– Насколько я знаю, твоя жена Мария – бывшая футболистка.

– Да, она у меня в мини-футбол играла, была лучшим защитником Черноземья.

– Каково это быть главой чисто футбольной семьи?

– Нормально. Вот сына начал к футболу приучать: я ему в 8 месяцев уже мяч подарил.

– И как же произошло ваше знакомство?

– Как часто бывает, нас познакомил друг, который питал к ней симпатии. Пошли к ней в гости за какой-то аудиокассетой. Так я с ней и встретился.

– Значит, отбил у друга?

– Нееет. Она же к нему не питала взаимной симпатии!

– А как же предрассудки: жена-футболистка?

– А Маша к тому времени уже перестала играть. Их команда развалилась. Ну а то, что в прошлом играла – так это даже хорошо! Между прочим, мячом жонглирует лучше меня.

– Кто из вас чаще советует другому: ты жене – в хозяйственных вопросах, или она тебе – в футбольных?

– Конечно, я ей! Она меня старается поддерживать во всём, и я стараюсь её поддерживать. Она мне помогает советом, а я ей – по хозяйству. Мне же физически легче помочь ей, чем наоборот. Хотя, я ей иногда говорю: «Если бы ты стояла на дальней штанге, мне было бы лучше».

– Футбол по телевизору вместе смотрите?

– Если это матчи Лиги чемпионов или сборных, то – да! А остальные она не очень-то любит, предпочитает либо с сыном позаниматься, либо готовит на кухне. Но если смотрим вместе, то почти всегда болеем за одну команду. Хотя, она может переживать и за отдельных футболистов, за Лёшку Полякова, например. Маша наблюдает за игрой на 45%, как бывшая футболистка, и на 55% – как женщина! Во время просмотра можно услышать, что у одного игрока – ноги кривые, у другого – волосы длинные.

– Младшему Серёже Рыжикову, видимо, деваться некуда. Сам видел, как лихо он гоняет по базе подаренный тобой мяч. Пойдёт по папиным стопам?

– По-любому. Конечно, выбор будет за ним. Но я приложу все усилия, чтобы он стал именно футболистом. Школу, однако, нужно обязательно закончить.

– Недавно прочёл следующее определение счастья: счастье – это когда тебе завидуют, но ничего не могут с тобой поделать. Согласен с этим или у тебя свой рецепт счастья?

– Где это ты такое вычитал? Скорее всего, у меня свой рецепт. Для меня счастье – это, прежде всего, душевное спокойствие. Для меня оно не связано с оценкой моей личности какими-то абстрактными людьми. Главное, чтобы для близких я был надёжной опорой и примером. А всем мил не будешь.

– Кстати, изменилось ли твоё представление о счастье после рождения сына?

– Да, изменилось! Иногда сижу и думаю: чтобы я без него делал? Дети – это класс! Поднять ребёнка на руки, увидеть его улыбку – это и есть счастье! В совокупности с душевным равновесием.

– Твоё любимое философское изречение.

– (После долгих раздумий). Что-то было такое, но забыл.

– Не задумывался, почему слава меняет людей?

– Задумывался. Если человек считает себя знаменитым, он начинает требовать подобной оценки и от других. Хотя запросто может её и не заслуживать, по тем же человеческим качествам. Не получая того, что хочет, он становится грубым, злым. Сравнивая себя с другими, начинает задаваться вопросом: «А ты кто такой?» Я стараюсь не меняться. Друзья и родственники опускают меня с небес на землю. Жена, в таких случаях, мой главный «опускатель».

– Считаешь себя интересным человеком?

– Уже нет. Философское изречение я ведь тебе так и не назвал (всеобщий смех).

– Когда ты удивлялся в последний раз?

– Когда мы из Кубка УЕФА выбыли. Удивление было и большое-большое разочарование.

– Что, по-твоему, говорит о человеке лучше слов?

– Его поведение и поступки.

– Какая песня могла быв полной мере отразить твое нынешнее состояние?

– (напевает) Команда молодости нашей…. Люблю эту песню и часто пою её.

– Есть какая-то детская мечта, которая так и осталась несбывшейся?

– У меня с детства была одна мечта. Все остальное мама и папа делали реальностью. И за годы она совсем не изменилась. Я до сих пор потихонечку к ней иду.

– Поделись секретом хорошего настроения. Ни разу не видел тебя унывающим.

– Любить и быть любимым! Ну и детей растить, конечно!

***

МОЙ ДЕБЮТ

О том, что в Перми выйду на поле, узнал на предматчевой установке. Не скажу, что не догадывался о таком повороте событий, но всё же до конца не был уверен. Первая мысль была «Классно!» После этого сразу сели в автобус и поехали на игру, поэтому никаких разговоров до матча не было. Удачи мы с Лехой с некоторых пор друг другу не желаем. Я раньше всегда говорил, мол, «удачи!». А игры проходили не самым лучшим образом, поэтому и перестал. Теперь это для меня вроде приметы. Перед выходом на поле почти не нервничал, что стало для меня определённой новостью. Думал, всё равно какое-то волнение будет. Всё-таки первый официальный матч за новую команду. Да ещё в такой сложной ситуации. Проиграй мы тогда – и «Зенит» обошёл бы нас. Тем не менее, после первого касания мяча я совсем успокоился. Тем более, когда в защите играют Спаха и Баник. С такими защитниками всегда легче играть. А с Марьяном и Иналом я ещё в дубле сыгрался. Инал, кстати, сыграл даже лучше, чем обычно, хотя и в дубле хорошо себя проявлял. Жаль только, что травму получил… Пусть поправляется скорее.

В общем, чувствовал я себя с такой обороной уверенно. Надеюсь, и они ощущали уверенность, зная, что в воротах я. Думаю, дебют получился удачный. Ребята провели отличный матч. Мы выиграли, и это самое главное.

Заур ХАПОВ

«Серёга – очень способный и трудолюбивый парень. С ним приятно работать. Да и в жизни он весёлый и общительный. Мне очень импонирует его целеустремлённость, усердие в работе. Думаю, у него большое будущее»

Алексей ПОЛЯКОВ

«Моё отношение к Серёге? Самое положительное! Хороший друг, надёжный партнёр – вообще отличный парень!»

Карягин Александр

О ком или о чем статья...

Рыжиков Сергей Викторович