Войти

Помочь «Химкам»

«КантриПарк», 04.2014

Зимой футбольный клуб «Химки» пригласил Алексея Медведева – форварда с колоссальным опытом и солидным послужным списком. КПТ познакомился с новичком поближе.

– В «Химках» меня прекрасно встретили, освоился быстро, – рассказывает Медведев. – Во-первых, ни в одном клубе я не испытывал проблем с адаптацией. Во-вторых, здесь много ребят, с которыми пересекался раньше в других командах.

– Судя по тому, что выбрали 13-й номер, вы не суеверный человек?

– У спортсменов, в частности футболистов, множество примет. Какую бутсу завязывать первой, какой ногой ступать на поле, как вести себя по дороге на стадион и в раздевалке… Я не исключение. Например, иногда перед игрой стараюсь делать ровно то же самое, что и перед предыдущим матчем, если тот сложился удачно. Однако против числа 13 ничего не имею. Почти везде выступал под 13-м номером. Зачем менять привычки? Пусть он будет несчастливым для соперников нашей команды.

– С каким настроением возобновляете сезон?

– Начало сезона или, как сейчас, продолжение после долгого перерыва – всегда пора надежд. Я по жизни оптимист, ожидаю только хорошего.

– На что претендуют «Химки»?

– На возвращение в первую лигу. Будет непросто – лидеры зоны «Запад» оторвались прилично, соперники у нас серьезные, еще и укрепились в зимний период. Но нет ничего невозможного. Из десяти туров семь проводим дома. Выиграем все десять матчей – задачу, думаю, решим.

– Что представляет собой сегодня первенство ПФЛ?

– Я вернулся во второй дивизион по прошествии 15 лет. Еще на сборах понял, что уровень команд вырос, играть умеют все. Футболисты прилично обучены – и тактически, и технически. Об инфраструктуре даже говорить нечего, по сравнению с концом 90-х – небо и земля. Клубы не стоят на месте, развиваются, налицо большой прогресс.

– Кто-то всю жизнь выступает за одну команду, кто-то – с точностью до наоборот. Судьба?

– Причины ухода бывают разные: отношения внутри коллектива, повышение в классе, более выгодное предложение в финансовом плане... Все индивидуально, и факторов много, поэтому закономерность тут не вывести.

– Вы нередко меняли место работы.

– Смотря с какой стороны оценивать. Если по списку перечислять – вроде часто. А если по времени? Недавно провел двадцатую зимнюю подготовку. Считаю, за 20 лет я не так уж много клубов сменил.

– Помотало вас по России. Самый футбольный город страны, на ваш взгляд?

– Вынеся за скобки Москву и Питер, в премьер-лиге выделю Самару и Ростов, где игру понимают и ценят, стадионы заполнены под завязку. Если рассматривать дивизионы пониже, футбол всегда любили в Воронеже, Брянске. Хватает футбольных городов в нашей стране.

– Орехово-Зуево, «Сатурн», «Динамо», «Томь», «Крылья», «Сибирь», «Рубин», нальчикский «Спартак» – какой клуб занимает особенное место в вашей душе?

– Мне было комфортно во всех командах, в каждой осталась частичка моего сердца. Конечно, лучше запоминаются достижения. Первых успехов добился в Орехово-Зуеве. Раменский «Сатурн» открыл дорогу в жизнь – в его составе я заиграл в премьер-лиге. В Новосибирске вместе с ребятами вписали свои имена в историю клуба: поднялись в высший дивизион, вышли в финал Кубка, заслужили путевку в Лигу Европы. Для города, раньше представлявшего только первую и вторую лиги, огромный шаг вперед.

– Для «Сибири» вы – как Роберто Баджо для сборной Италии 90-х.

– Не мне судить. Но всегда чувствовал любовь и поддержку со стороны болельщиков. Даже когда впоследствии приезжал в Новосибирск как игрок других команд, отношение зрителей не менялось. Очень приятно. Надеюсь, будут вспоминать меня добрым словом.

– Вы случаем не почетный гражданин Новосибирска?

– Нет. Зато аналогичное звание получил в Томске, с которым мы в 2005-м дебютировали в премьер-лиге и заняли достойное для новичков 9-е место.

– Вы занимались в школе ЦСКА. Жалеете, что не довелось выступать за армейцев?

– Для меня никогда не стоял вопрос таким образом – жалею или не жалею. Придерживаюсь принципа «каждому по заслугам». Сложилось как сложилось. Значит, настолько наиграл, настолько настарался. Не сокрушаюсь по поводу своей карьеры, которая, будем объективны, идет к завершению. Если бы мне предложили: «Хочешь поменять что-то, начать заново?» – я, наверное, отказался бы.

– Подмосковье – регион футбольный, а воспитанников, отметившихся на высоком уровне, единицы. В чем причина?

– Сложная тема, требующая серьезного анализа. Одно время школы работали качественно, а потом случился застой. В области тяжело растить воспитанников еще и потому, что одаренных ребят часто перехватывают столичные клубы. Добиваясь успеха, те порой забывают свои подмосковные корни. Хотя ситуация потихоньку налаживается. В Подольске, Егорьевске активно взялись за дело. Пропаганда футбола, в том числе связанная с проведением в России чемпионата мира, должна принести плоды. Надеюсь, скоро появятся новые таланты.

– Нет мысли в будущем создать в родном Павловском Посаде профессиональный коллектив и возглавить его в качестве президента или тренера?

– Желание огромное. Но чтобы организовать не однодневку, а жизнеспособный, продуктивно функционирующий проект, необходимо финансирование и поддержка местных властей. На ровном месте команду не создать, как бы сильно мне этого ни хотелось. Загадывать не будем. Может, и получится что-нибудь со временем.

– Вы забивали во всех лигах российского футбола. Где нападающему наиболее сложно?

– Везде нелегко. Российский футбол специфический в том смысле, что у нас испокон веку принято плясать от печки. Главное – сыграть на ноль сзади. А впереди – как получится. Отсюда невысокая результативность по сравнению с ведущими чемпионатами. Конечно, премьер-лига отличается от остальных эшелонов, люди сами играют и другим дают. В низших дивизионах упор делается на физическую подготовку. В элите больше разума, соображать надо гораздо быстрее.

– Из всех своих голов можете выделить самый важный?

– Все ценные, ведь каждый забитый мяч – результат усилий не только в конкретном игровом моменте или матче. Ему предшествует большая работа на протяжении недель, месяцев, лет. Ничто не берется из пустоты.

– Запоминаются голы или промахи тоже?

– Второе. Профессионал всегда анализирует игру – и собственную, и всей команды. Другой вопрос, что не стоит долго держать неудачи в голове. Нужно сделать верные выводы, постараться исправить ошибки и двигаться дальше.

– В 17 лет вы наверняка грезили о «Ноу Камп». В 30, видимо, уже и не надеялись на подобное. А судьба иначе распорядилась.

– Склонностью к завышению, как поет Чиж, я никогда не страдал. Фантазии были, но не заоблачные, а вполне реальные. Желания появлялись постепенно, по восходящей. В 17 лет думал о втором дивизионе. Попал туда, стал лучшим бомбардиром, пригласили в команду высшей лиги. На сборах размышлял: провести бы здесь хоть несколько матчей! Начал постоянно играть, забивать – захотелось медаль завоевать. В итоге удалось. Следующая планка – еврокубки. И эта мечта сбылась. Если к чему-то стремиться и прикладывать усилия, рано или поздно результат придет.

– После матча «Барселона» «Рубин» обменялись майками с кем-нибудь?

– С Пике, который тогда был капитаном. Специально не охотился, просто он, как защитник, после свистка находился рядом со мной. Воспоминания о том вечере положительные, пусть мы и уступили со счетом 1:2. Выйти на легендарный стадион против великой команды, против выдающихся игроков – для меня это было некое подведение итогов всей карьеры.

– Сегодня воспринимаете футбол не так, как в юности?

– Разница кардинальная. В молодости концентрировался на своих действиях из-за узкого футбольного кругозора. Сейчас смотрю шире. Хоть и нападающий, интересует не только реализация моментов, а ситуация на поле в целом. Тренировочного процесса это тоже касается. Многое начинаешь оценивать с тренерских позиций. Мне посчастливилось работать с отличными тренерами, есть с чем сравнивать. Анализируешь: это правильно, а здесь, возможно, стоило поступить иначе. Разумеется, речь идет исключительно о моем восприятии. Как действующий игрок, я не влезаю в дела тренера, соблюдая субординацию и игровую дисциплину.

– Тренер вашей жизни?

– Никого не стану ни выделять, ни обижать. Играл под руководством специалистов, которые в разное время входили в том или ином качестве в штаб сборной России: Романцев, Игнатьев, Газзаев, Тарханов, Павлов, Шевчук… Благодарен всем за то, что они видели во мне футболиста и делились знаниями. У каждого старался брать лучшее. В «Рубин» я попал в 33 года и рядом с Бердыевым понял: прибавлять, расти, учиться можно в любом возрасте.

– Самый жуткий сбор в вашей карьере?

– Все относительно. Лет в 20 межсезонная подготовка давалась значительно тяжелее, чем сейчас. Теперь нагрузки более дозированные, а раньше во главу угла ставилась «физика». Дни в календаре вычеркивал: слава богу, еще одни сутки позади! Время еле тянулось. Теперь же на сборе кучу дел запланируешь с утра, день проходит, перед сном думаешь: елки-палки, то и то не успел. Не хватает 24 часов. Все зависит от того, с каким настроем приезжаешь на сборы. Для меня они пролетают легко, незаметно.

– Любимая игра еще может удивить?

– И в футболе, и в жизни меня ежедневно что-то удивляет. Мне жить интересно.

– Вас надо в Красную книгу занести по существенному поводу. Из футболистов мало кто любит читать.

– Напротив. Если раньше были популярны карты и компьютерные игры, то сейчас спортсмены больше читают, пусть и в электронном виде. У меня в ходу оба варианта. Электронные носители удобны, но иногда хочется взять в руки настоящую, бумажную книгу.

– Из недавнего что запомнилось?

– «История Российского государства» Акунина, обратившегося к новому для себя жанру. Никак не могу осилить «Камо грядеши» Сенкевича, застопорился на середине.

– Чем привлекает Улицкая, о симпатии к которой вы упомянули в одном интервью?

– Жизненностью, душевностью, мастерством показывать человеческие отношения.

– Какая мотивация у 37-летнего игрока, выступающего во второй лиге?

– На каждой тренировке доказывать прежде всего себе: ты еще на что-то способен. Когда почувствую, что больше не тяну, уйду сам. Если бы «Химки» шли, допустим, третьими снизу, от их предложения, вероятно, отказался бы. Бороться за выживание не хочется. А решать серьезные задачи всегда интересно. Сейчас мотивация – по максимуму помочь «Химкам» вернуться в ФНЛ. Насколько это удастся, покажет чемпионат.

– Типун мне на язык, какой-нибудь неумеха на огороде въедет в «галик»… Оно вам надо?

– От травм никто не застрахован. Значит, надо более грамотно и быстро обращаться с мячом, расставаться с ним вовремя. Знать бы заранее, где упадешь, соломку постелил бы. Но тогда жить будет скучно.

О ком или о чем статья...

Медведев Алексей Сергеевич