Войти

Безродный может стать новой звездой «Спартака»

«Спорт-Экспресс», 24.08.1999

«Спартак» всегда славился мощной средней линией: Ледяхов, Пятницкий, Цымбаларь, Титов сумели стать достойными продолжателями игровых идей Гаврилова и Черенкова. Сегодня за Титова амстердамский «Аякс» предлагает более 20 миллионов долларов. Пусть не завтра, но когда-нибудь он уедет на Запад. И самым вероятным кандидатом на замещение вакантного места станет 20-летний Артем Безродный.

ОНОПКО КРИЧАЛИ С ТРИБУН: «НЕ ТРОНЬ МАЛОГО!»

В Москве Безродный появился четыре с половиной года назад, в январе 1995-го, когда ему еще не было и шестнадцати. И сразу же после приглашения в «Спартак» Олег Романцев привлек юношу к двустороннему матчу, проходившему в манеже в Сокольниках. Играли по-настоящему, все 90 минут. И вот Безродный пошел в стык и выиграл единоборство у Онопко. Пошел в другой раз – и снова выиграл. Третьего раза лучший тогда футболист России не выдержал и сзади подкатился под Безродного, что было встречено неодобрительным гулом многочисленных зрителей.

– С Онопко я действительно тогда «зацепился», – говорит Безродный. – Я же в той встрече гол забил, затем два раза его обвел. Ему, конечно, не по себе стало – пацан какой-то. Он меня по ногам. Да еще с трибун кричат: «Не тронь Малого!» Но после игры Онопко сам подошел, извинился. «Игра, – говорит, – привыкай, парень, теперь начинается мужской футбол».

В ВЫБОРЕ МЕЖДУ «СПАРТАКОМ» И ЦСКА КОЛЕБАНИЙ НЕ БЫЛО

Между тем в «Спартак» Безродный попал не сразу. И вполне могло сложиться так, что на минувшей неделе он забивал бы не в ворота ЦСКА, а совсем наоборот.

– Меня ведь в Москву пригласили на просмотр в ЦСКА, – продолжает Безродный. – Когда признали лучшим полузащитником Украины среди юношей, тренер сказал: «Надо ехать». В Москву нас приехало трое – я, Валик Лемзяков и Игорь Блохин – они на год старше. Жили на базе ЦСКА, тренировались, и мне предлагали подписать контракт. Существовал еще вариант, что я буду перепродан в «Аякс» вместе с Демченко.

– Но оказались вы в «Спартаке».

– В тот день, когда уже должны были подписывать все документы, ко мне подошел спартаковский селекционер Вячеслав Грозный и предложил показаться в его клубе. Уже позже я узнал, что «Спартак» мной интересовался еще в августе, но мне об этом не сказали. Колебаний даже не возникало. Хоть я с детства, как любой мальчишка в Украине, болел за киевское «Динамо», играть в «Спартаке» – мечта каждого.

И мечта сбылась: в 16 лет Артем Безродный стал спартаковцем.

– Первые тренировки я просто стоял и, раскрыв рот, разглядывал игроков. Наверное, со стороны это выглядело довольно глупо. Но ведь рядом такие люди. Цымбаларь, Онопко, Пятницкий... Лучшие игроки России. Не каждый в мои годы оказывался в такой компании. Поначалу было страшно тяжело.

Но с началом сезона, естественно, Безродный стал выступать за дублирующий состав. Будучи игроком комбинационным, он сразу вписался в команду, хотя и там был самым младшим. Имен но тогда он получил прозвище Малый, которое одно клубники используют и сего дня. Но Артем не обижается сейчас, четыре года спустя он опять самый молодой – уже в основном составе «Спартака».

В дубле Безродный играл в 1995 году очень неплохо. И однажды его взяли в Новороссийск с основным составом, включили в запас.

– Стоял за воротами, волновался ужасно – будто сам играю, – вспоминает он.

И вряд ли тогда Безродный мог представить, что через каких-то полгода он будет играть в основном составе. Но случилось именно так. Главным тренером «Спартака» стал Георгий Ярцев, произошло резкое обновление команды. Дебют же Безродного пришелся на провальный матч Лиги чемпионов в Нанте. Да и следующая встреча с его участием – в Калининграде – была «Спартаком» проиграна. У многих опустились бы после таких неудач руки, но только не у Безродного. И я отлично помню его сияющие глаза 16 ноября 1996-го – сразу после финального свистка «золотого» матча «Спартак» – «Алания».

ПОЛТОРА ГОДА В «БАЙЕРЕ» ОКАЗАЛИСЬ ПОТЕРЯННЫМИ

Если тот чемпионский год стал для Безродного стартовой площадкой, то следующий вполне мог стать периодом становления. Но все было иначе. На заключительном сборе в Турции произошел конфликт – и Безродный с Деменко уехали в Москву. Сегодня Безродный не очень любит вспоминать о той ситуации. Что было, то было.

– О прошлом мы и не вспоминаем. Когда я вернулся, Романцев сразу сказал: «Хочешь играть – работай».

И хотя отъезд за границу никогда не был для Безродного самоцелью, уйдя из «Спартака», он отправился во вторую команду леверкузенского «Байера».

– Вас ведь приглашали за границу и раньше?

– Еще из луганского спортинтерната звали французские, бельгийские, германские, голландские клубы. Тот же «Аякс», позднее – «Нант». Но отец сказал: «Нет! За границу ехать рано. Одному, без языка будет очень тяжело, надо пока попробовать силы в России».

– Но не каждый в такой ситуации послушает отца.

– А я с ним согласился сразу. Отец, кстати, был моим первым тренером. Работая в нашей ДЮСШ в Сумах, он давал мне первые уроки, когда мне было 7 лет. Я почти всегда – и в Сумах, и затем в Луганске – тренировался и играл с ребятами постарше. Это очень помогало потом, когда выступал за сверстников.

– Можно сказать, что полтора года в Леверкузене – потерянное время?

– Конечно. Я ведь и десятка игр не провел. Сначала получил травму. Затем сломал в игре сопернику ногу – так уж вышло – и получил длительную дисквалификацию. Ну а затем дважды отказался играть за юниорскую команду, в которую проходил по возрасту. Тренер сказал, что такой футболист ему не нужен.

Надо отдать должное Безродному – он сам тогда подошел к тренеру и признал свою неправоту. Его вернули в состав и он блеснул в последних играх, обеспечив «Байеру-2» победу в Кубке земли Северный Рейн – Вестфалия. Был доволен легионером и главный тренер «Байера». Доказательство – предложение продлить контракт. Но Безродный – максималист, Когда раздался звонок из Москвы и Романцев сказал: «Аленичев уезжает в «Рому». Возвращайся и доказывай свое право на место», полузащитник не колебался ни минуты. Безродный помчался в Москву на своей машине. Правда, потом пришлось перегонять ее обратно в Леверкузен. Но полтора года без футбола высокого уровня не прошли даром. Ни о каком месте Аленичева речь не шла – Безродный даже в состав дубля попадал не всегда. Но вновь не стушевался – и пробился-таки обратно.

ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ БЕЗРОДНОМУ НЕ ГРОЗИТ

Станет ли Безродный когда-нибудь настоящей звездой? Наверное. Но, уверен, он никогда не заболеет звездной болезнью. В 1995 году никому еще не известный спартаковец давал мне самое первое интервью в жизни. Когда я обратился к нему, он долго не мог понять: чем же заслужил такое внимание к своей персоне? Он и сегодня на удивление скромен и был бы рад, если бы о нем не писали. Но в интервью никогда никому не отказывает – ни после побед, ни после поражений.

О своей же игре Безродный всегда говорит, что не любит и не умеет выходить на замену. Играть в стартовом составе ему намного комфортнее. Но не стоит забывать: во встрече с ЦСКА он вышел именно на замену.

О ком или о чем статья...

Безродный Артём Анатольевич