Войти

«Девять дней одного года»

«Команда», 11.07.1996

Памяти Ивана Вишневского – Человека и Футболиста

Не знаю почему, но за годы жизни Вишневского-игрока в Днепропетровске больше всего мне запомнилось два, нет – три эпизода.

Эпизод первый

…Уверен, что многие болельщики «Днепра» испытали в тот летний день 1984 года настоящий шок. Еще бы: начинается телетрансляция матча из Москвы их любимой команды с грозным ЦСКА, а на самом ответственном посту – свободного защитника, подчищающего чужие грехи, – новичок Иван Вишневский.

– Для меня это тоже была огромная неожиданность, – рассказывал позже Иван. – Помню, на предматчевой установке наш главный – Владимир Александрович Емец поздравил с дебютом: «Сегодня доверяем тебе место в основном составе. Не теряйся, играй, как можешь – не хуже, не лучше». Слушаю, а до сознания не доходит: как же так – вчера только прибыл в команду – прямо в Москву, а сегодня – играть?

– Тем не менее, дебют удался? – спросил я тогда.

– Верите, не помню ничего: как играл, где ошибся…

– Не жалеешь, что поздно пришел в «Днепр»? Тот же Емец, по-моему, уговаривал тебя два года…

– Так, видимо, распорядилась судьба. А мне на нее жаловаться грех: в высшую лигу пришел по существу в 27 лет, а за пять с половиной сезонов добился того, чего многие не достигают за долгие годы учебы в ДЮСШ, дубле, основном составе команды. Вместе со сборной СССР под руководством Валерия Лобановского стал вице-чемпионом Европы, имею пять медалей всесоюзных чемпионатов, награду за Кубок СССР. Поиграл вместе с «Днепром» в европейских клубных турнирах. О чем еще можно мечтать футболисту?

Вишневский стал тогда, летом 1989-го, и первым легионером «Днепра» (за ним потянулись Лютый – в Германию, Чередник – в Англию, Шахов, Тищенко и Кудрицкий – в Израиль). Стал, притом, совершенно неожиданно…

После триумфального выигрыша Кубка СССР мы встречали свою команду в аэропорту Днепропетровска ровно в полночь. Ввиду экстраординарности события (и наличия среди летчиков настоящих болельщиков) забрали футболистов из самолета в автобус прямо на взлетно-посадочной полосе. Затем все гурьбой, счастливые, ввалились в депутатскую комнату. Хрустальный приз тут же был наполнен шампанским, и к нему по очереди «приложился» каждый. А по дороге домой Иван обмолвился, что карьеру игрока пора, мол, завершать (32 года!) именно на такой ноте. Затем, уже позже, неоднократно просился у Евгения Кучеревского отпустить его домой, в винницкую «Ниву»: для высшей лиги уже не хватает скорости и т. п.

И вдруг новость: Кучеревский везет Вишневского в Турцию! Да еще за сто тысяч долларов США – сумму по тем временам просто фантастическую. Да не

куда-нибудь, а в столичный «Фенербахче», который вместе с «Галатасараем» и «Бешикташем» много лет входит в элиту турецкого футбола!..

Эпизоды второй и третий

В «звездные» годы «Днепра» (1983–1989) вручение днепропетровской команде очередного комплекта наград превращалось в грандиозный праздник. Тысячи болельщиков заполняли уютный Дворец спорта «Метеор» – яблоку негде было упасть.

Помнится, будучи одним из ведущих такого праздника на вручении «Днепру» серебряных медалей сезона 1987 года, уже перед самым выходом команды на сцену я попросил Вишневского подойти потом к микрофону и ответить на два-три вопроса болельщиков из зала.

Верите: этот мужественный центральный защитник, «Русский танк» – как потом называли его в Турции – готов был едва ли не стать на колени: «Ради Бога, только не это!»

Да, скромности Иван Евгеньевич был необычайной. А еще – чрезвычайно серьезным и в то же время – дружелюбным. Хороший профессионал не только в футболе: как-то Вишневский рассказал, что в юности он окончил на Тернопольщине ПТУ и был хорошим каменщиком-облицовщиком.

Третий эпизод случился ранней осенью 1988 года, когда «Днепр», проигравший в Киеве динамовцам и тут же – в Кубке УЕФА французскому «Бордо», пребывал в глубоком нокауте.

К счастью, выручила запланированная в календаре 10-дневная пауза, и Евгений Мефодиевич (спасибо ему!) предложил автору этих строк поехать вместе с командой в Ялту на так называемый восстановительный сбор. Ехали мы клубным автобусом молча, настроение у всех было паршивое. И я как-то не заметил, что Вишневского с нами не было. «Приедет через день-два самостоятельно», – ответил на мои расспросы по этому поводу Кучеревский.

Иван действительно появился (задержали дела дома) и, несмотря на чуть ли не «отдыхательную» (как думали многие) поездку, пахал наравне со всеми: до обеда – кросс по «Царской тропе» в Ливадии, вечером – занятия с мячом на ялтинском стадионе.

Ближе к возвращению в Днепропетровск, как-то, встав из-за обеденного стола, Иван спокойно и буднично сказал: «Завтра мне надо уехать домой». Главному тренеру. Словно равный равному. И Евгений Мефодиевич так же спокойно с ним согласился, потому что доверял своему игроку беспредельно.

Сегодня такой факт воспринимается уже как что-то обычное, но тогда!..

(Напомню, что, вернувшись тогда из Ялты, оставшуюся треть дистанции чемпионата СССР «Днепр» прошел без единого поражения и завоевал золотые медали!)

«Наша «Вишня» в Стамбуле»

Так называлось обширное интервью с Иваном Вишневским, напечатанное в одной из днепропетровских газет после двухлетнего пребывания вице-капитана «Днепра» в Турции.

Это сейчас на легионеров (особенно заурядных) мало кто обращает внимание. Тогда же, пять лет назад, все для нас было внове: как там, за границей?

По словам Вишневского, в Турции ему было хорошо и комфортно. Как хороший игрок, он сразу попал под пристальное внимание местной прессы. В «Фенербахче» наш земляк играл последнего защитника, а в воротах тогда стоял знаменитый немецкий вратарь Шумахер. Благодаря в первую очередь этим двум видным мастерам столичный клуб сразу завоевал серебряные медали чемпионата страны. Шумахер с Вишневским заняли в референдуме на звание лучшего легионера Турции соответственно второе и третье места. «Вишня», «Русский танк» – такими прозвищами называли Ивана вездесущие журналисты и простые болельщики. Его портреты не сходили с газетных полос…

Несмотря на такой успех, второй свой сезон легионер из Днепропетровска провел… во второразрядном «Сарыере». Дело в том, что «Фенербахче» пригласил нового тренера – из Голландии. А тот привез с собой и стоившего больших денег нового центрального защитника – Брандса, игравшего в ту пору за национальную сборную. По условиям контракта Вишневский мог получать деньги, не играя (как когда-то Дасаев, помните?), или же согласиться на переход в «Сарыер». Иван согласился на второе, и его новая команда неожиданно для всех сумела подняться аж на четвертое место в чемпионате. А «Фенербахче» финишировал… пятым, ибо Брандс не прижился в Турции и уехал домой досрочно, а место либеро занять было некому.

Одним словом, за рубежом к Вишневскому словно пришла вторая молодость. Отлично начал он и третий сезон, но помешала травма колена… После операции в Германии Иван вернулся домой, упорно тренировался вместе с молодежью родного «Днепра».

И все же карьеру игрока Вишневскому пришлось завершить. После некоторых сомнений Иван Евгеньевич принял предложение стать вторым тренером винницкой «Нивы», где в свое время начинал. А через некоторое время пришел на этот же пост и в родную команду. В том, что Вишневский вскоре возглавит «Днепр», не сомневался никто. В том числе и Бернд Штанге, у которого Вишневский был первым помощником. Было видно: растет серьезный, вдумчивый специалист.

Увы, в эти планы вмешался страшный недуг. Вишневский не сдавался прогрессирующей болезни: старался побольше быть на тренировках, работал и лечился. В последний раз друзья привезли его на матч «Днепра» буквально за две недели до кончины. К глубокому сожалению, прогноз зарубежных специалистов, у которых Иван Евгеньевич побывал на консультации, оказался верным: Вишневский не дожил до назначенной ими роковой даты ровно девять дней – 11 мая его не стало.

Гражданская панихида на стадионе «Метеор» (откуда, кстати, провожали в последний путь и знаменитых днепропетровских тренеров Владимира Александровича Емеца и Геннадия Афанасьевича Жиздика) собрала не менее тысячи друзей Ивана Вишневского – тех, кто с ним играл, и рядовых болельщиков. А у могилы звучали прощальные слова начальника управления по делам физкультуры и спорта областной госадминистрации И. Панченко, яркой в прошлом звезды днепропетровского футбола Олега Тарана и троекратный салют взвода бойцов Национальной гвардии…

У Вишневского осталось два сына – Иван и Богдан. Старший вымахал уже выше матери – Ольги Вишневской, всерьез занимается футболом и мечтает со временем заменить в «Днепре» отца. На недавнем финале Кубка Днепропетровщины он вместе с мамой вручал приз памяти Ивана Вишневского лучшему защитнику турнира…

О ком или о чем статья...

Вишневский Иван Евгеньевич