Войти

Юрий Ковтун: «Надеюсь, болельщики «Динамо» меня поймут»

«Спорт-Экспресс», 22.02.1999

После громких переходов Сергея Юрана, Владислава Радимова, Дениса Клюева, Алексея Смертина, Сергея Кормильцева, казалось, российского болельщика удивить уже нечем. Тем не менее в середине февраля «Спартак» и «Динамо» преподнесли очередной сюрприз – Юрий Ковтун покинул команду Ярцева и в этом сезоне будет защищать цвета нашего чемпиона. За несколько дней до окончания спартаковского сбора Ковтун приехал в Израиль, где сразу после матча «Спартак» – «Сатурн», в котором защитник дебютировал в составе красно-белых, и состоялась наша беседа.

ОТ ТАКОГО ИГРОКА МАЛО КТО ОТКАЖЕТСЯ

– Вылетая из Москвы, вы сказали, что отправляетесь в полную неопределенность, не зная, куда вас зовут и на каких условиях. В настоящий момент ваша судьба уже прояснилась?

– Частично. У меня состоялся только предварительный разговор с руководством «Спартака», с президентом клуба. Но достаточно продуктивный, утрясти осталось лишь детали. Однако окончательно все вопросы будут решаться уже в Москве.

– Контракт вам предложен вне зависимости от сегодняшней игры, от качества вашей работы на следующем сборе?

– В общем, да.

– Вы много лет играли в «Динамо». Неужели не боитесь покидать насиженное место и переходить в клуб, где вам никто не гарантирует места в основном составе?

– Ситуация очень проста. Мне поступило предложение перейти в «Спартак». Конечно, я мог бы сказать «нет», но ведь такие предложения делаются не каждый день и даже не каждый год. Поэтому совершенно не имеет значения, сколько лет я защищал цвета «Динамо». «Спартак» – это команда качественно иного уровня. Она на ведущих ролях в чемпионате, играет в Лиге чемпионов, что немаловажно. Хотелось бы и мне поиграть на таком уровне.

– Николай Толстых или Георгий Ярцев не делали попыток оставить вас в «Динамо»?

– Я не хочу сам себя хвалить, но, думаю, ни один тренер от такого игрока добровольно не откажется. То же относится и к Ярцеву. Думаю, что он был заинтересован в том, чтобы я остался и играл. Но при этом все прекрасно понимает. Впрочем, мы живем в сложное время, у меня еще в течение года действует контракт с «Динамо», и может случиться всякое. Зайдут, например, переговоры в тупик, и я вернусь. Хотя и говорят, что все решено и что состоялся суперобмен Ковтуна на Писарева.

– Кстати, а вас не обижает подобная формулировка – поменяли Ковтуна на Писарева?

– Да я об этом даже и не задумывался. Считаю, это непринципиально. Какая разница, заплатил клуб за меня деньги или отдал другого игрока, в котором тем более есть заинтересованность у Ярцева. В НХЛ или НБА такие обмены – нормальное дело.

ОДНАЖДЫ УЖЕ ПЕРЕХОДИЛ В «СПАРТАК»

– В «Спартаке» вы могли оказаться еще в 1993 году. Напомните о том, несостоявшемся, переходе.

– Я тогда играл за «Ростсельмаш» и неожиданно получил предложение от Романцева. Мне это было очень приятно. Приехал в Москву и находился в команде около двух месяцев. Играл в товарищеских матчах, в которых мы громили соперников с неприличными для них результатами. Но клубы не сумели договориться между собой. Поэтому я не смог поехать на серию турниров по мини-футболу в Германию, а затем на сбор и продолжал тренироваться с дублем. А когда стало ясно, что финансовые вопросы так и не будут решены, то вернулся в Ростов. Ну а вскоре оказался в «Динамо».

– Позже не раз возникали слухи о вашем возможном переходе в «Спартак». Имели они под собой реальную почву?

– Скажу честно – не знаю. Возможно, на уровне руководителей клубов и велись какие-то переговоры, но со мной никто никогда на эту тему не говорил. Разговоры были только об отъезде за рубеж.

– В «Динамо» вы отыграли 6 лет. Но год назад у вас уже была возможность поиграть в Лиге чемпионов, правда, не за «Спартак».

– Действительно, год назад у меня закончился контракт с московским «Динамо», и я получил приглашение от «Динамо» киевского. Оно, как и сейчас, было очень заманчивым. Тоже хотелось попробовать себя на более высоком уровне. Я полетел в Киев, мой переход был решен на 90 процентов, но в самый последний момент я передумал.

– Почему?

– Это было мое собственное решение, над которым я очень долго думал. Разрешите мне не оглашать его причины. Сегодня трудно говорить, как бы сложилась моя карьера в Киеве. Может быть, я напрасно не перешел к Лобановскому а может быть, все к лучшему. Но такова наша судьба, в футболе нет сослагательного наклонения, жить нужно сегодняшним днем.

– В этом году вы ездили на смотрины в английский «Саутгемптон». Судя по всему, они закончились ничем.

– У англичан система проста. Приезжаешь, тренируешься с командой. Затем играешь матч в чемпионате среди дублеров (это можно сделать без заявки и рабочей визы). Затем все улыбаются, жмут тебе руку, говорят, что ты очень понравился и что тебе перезвонят в Москву. Так я однажды съездил в «Вест Хэм», так – в «Саутгемптон». В Москву мне никто уже не перезванивал. Может быть, я просто многого не знаю, и клубы вели переговоры, но не договорились.

НАСЧЕТ КАРТОЧЕК РОМАНЦЕВ МЕНЯ УЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ

– С Романцевым вам уже доводилось работать в сборной России с 1994 по 1996 год. Какие остались воспоминания?

– Главное, что у сборной были и игра, и результат. Сложился коллектив единомышленников. Игроки делали свое дело, тренеры – свое. Отборочный цикл мы прошли тогда на едином дыхании, все были удовлетворены проделанной работой. Это не пустые слова. Жаль, что в Англии на чемпионате Европы все пошло наперекосяк, даже вспоминать не хочется.

– Тренерские принципы Романцева, методика его тренировок сильно отличаются от того, что вам предлагали тренеры в «Динамо»?

– Конечно. Многое я понял еще тогда, в сборной. А главное, в течение полугода Ярцев в «Динамо» фактически учил нас такому же футболу. И это время для меня бесценно, с точки зрения понимания «Спартака» и Романцева оно пошло только на пользу. Так что переучиваться заново мне сегодня не надо.

– Не секрет, что вы один из самых главных российских нарушителей закона на поле. Вот и сегодня в игре против «Сатурна» отметились «горчичником». Какой-то особый разговор на эту тему с Романцевым уже имели?

– Если вы обратили внимание, то с приходом Ярцева в «Динамо» количество карточек у меня резко сократилось. Исчезла эта тема и с газетных полос, я почувствовал, что процесс пошел в правильном для меня направлении. Могу вам рассказать и такую историю. Когда я дебютировал четыре года назад в сборной у Романцева, он, давая мне установку перед московской игрой с Шотландией, сказал: «Постарайся не получить красную карточку».

– То есть многое зависит от тренерских установок?

– Да. Идет тренировочный процесс, затем наработанные навыки переносятся на игру. Но это футбол, так что и у Романцева я могу в любой момент получить карточку. Все зависит от игровой ситуации.

ВРЕМЯ ЕЩЕ ЕСТЬ

– Переходя в «Спартак», задумывались ли вы над тем, что будете поближе к сборной России?

– Мое дело играть. А дело тренера – оценивать мою работу, конкретное состояние, мастерство. Но не скрою: поиграть в сборной хочется.

– Самый близкий вам человек в «Спартаке» – Сметанин?

– Конечно. Но я прекрасно знаком со всеми спартаковцами, может быть, кроме самых молодых. Мы и в сборной вместе играли, и друг против друга не раз. Так что в коллектив я влился без особых проблем.

– А взаимодействие с партнерами на поле нашли быстро?

– Сегодня была первая игра, присутствовало естественное волнение. И по ней трудно о чем-то судить. Для того чтобы притереться полностью, нужно время.

– Травмированных на данном этапе спартаковских защитников – Парфенова, Хлестова, Ананко – вы, думаю, тоже хорошо знаете?

– Конечно. Не раз видел их в игре, прекрасно знаю их возможности. И чем больше в «Спартаке» будет хороших защитников, тем лучше. Конкуренция еще никому не мешала, она идет только на пользу.

– Подготовительный период у вас получился скомканным. Успеете за оставшийся месяц набрать форму?

– Действительно, первый сбор я пропустил, часть времени работал с дублем, летал в Англию. Но времени еще предостаточно, наверстать упущенное за месяц я успею.

ПОРАЖЕНИЯ «ДИНАМО» – В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

– «Спартак» – это многолетние победные традиции. Вы очень хорошо знаете динамовскую кухню. Чего, на ваш взгляд, в течение всех этих лет не хватало команде, чтобы шагнуть выше?

– Последний сезон мы трогать не будем, он стоит особняком. Из года в год мы ровно проходили почти всю турнирную дистанцию, но проваливали концовку сезона, теряя очки в решающих, ключевых матчах. Да и состав был у нас все эти годы ровный, не слабее, чем у конкурентов. Не готов я однозначно ответить на вопрос «почему?», хотя много над ним думал. Когда нужно было сыграть повнимательнее и ненадежнее, мы неожиданно действовали ниже своих возможностей. То же было и в еврокубках. Не хватало нам какой-то концентрации. Возможно, причины лежат в области психологии.

– Говорят, что болельщики «Динамо» очень расстроены из-за вашего перехода?

– У меня всегда были с болельщиками хорошие отношения. Я чувствовал их поддержку, их число неизменно росло. Уверен, именно они помогли нам не вылететь из высшей лиги. Надеюсь, что и дальше они будут переживать за меня, а я – за них. Вне зависимости от того, где ты играешь, хорошие отношения должны сохраняться.

О ком или о чем статья...

Ковтун Юрий Михайлович