Войти

Сергей Горлукович: «В прошлом году мне предлагали расписать девять матчей»

«Спорт-Экспресс», 11.12.2007

Безработные тренеры в гостиной «СЭ» не редкость. В разное время в этом малоприятном статусе у нас побывали Анатолий Бышовец и Олег Романцев, Сергей Андреев и Леонид Слуцкий. В конце прошлого года заглянул и Сергей Горлукович, который тогда только- только простился с Хабаровском.

И вот - новая встреча с Горлуковичем. Только на этот раз он расстался с покинувшим первый дивизион курским «Авангардом». Ощущения? Досада, горечь, боль. Но держится он, как и в былые годы на поле, уверенно, спокойно, при случае шутит. Настоящий герой для послематчевых хит- парадов. С такими всегда интересно.

С ДЫРЯВЫМ КАРМАНОМ РАССЧИТЫВАТЬ НЕ НА ЧТО

- Год назад в редакции мы начали разговор с того, как вы пережили уход из хабаровского «СКА-Энергии». Расставание с «Авангардом» тоже было непростым?

- Если бы я осознавал, что в Курске у меня ничего не получилось, то действительно испытывал бы чувство вины и неудовлетворения. На самом же деле мне удалось сделать немало: создать неплохой коллектив, поставить игру, за которую не было стыдно. Для команды, занимавшей на момент моего прихода в мае последнее место, это немало.

- И все-таки почему не смогли решить главную задачу - сохранить место в первом дивизионе?

- Увы, причина банальна финансы. Когда в период дозаявок требовалось приобрести игроков, денег не оказалось. И только благодаря личным связям мне удалось договориться об аренде нескольких футболистов. А кое- кого даже взять бесплатно.

- Выходит, команда без достойного финансирования обречена на подобные удары?

- Один год, второй с дырявым карманом еще можно проскочить. А дальше жди печального конца.

- Вы случайно не «Спартак» из Нальчика имеете в виду, у которого, говорят, самый скромный бюджет в премьер-лиге?

- Нет. Речь о командах первого дивизиона. И рязанский «Спартак- МЖК» - лишнее тому подтверждение. Думаю, что и в премьер- лиге на последние крохи много не наиграешь. Вспомните саратовский «Сокол», волгоградский «Ротор», новороссийский «Черноморец», тот же ростовский СКА, с которым мы бились за выживание в последнем туре.

- Реально было в нем победить? Или все равно бы помешали какие-нибудь темные силы?

- Если вы имеете в виду судейство, то как раз по этому матчу у меня к арбитрам никаких претензий нет. Сначала мы в два мяча проигрывали, потом сравняли счет. И лишь нелепая ошибка за три минуты до конца лишила нас первой лиги. Так что у меня по этой игре если и есть претензии, то только к своим футболистам, которые позволили себе расслабиться раньше времени.

- Каким, по-вашему, должен быть минимальный бюджет клуба первого дивизиона?

- Чем больше, тем лучше!

- А если серьезно?

- Четыре-пять миллионов долларов. Если, конечно, речь идет о выживании. При решении других задач нужно значительно больше денег.

- Недостаточное финансирование влияет на судейство?

- Неплохая шутка! А если серьезно, то в целом судейство было не таким уж плохим. Но моменты, когда арбитры чудили, случались. К примеру, в игре с «Аланией» забиваем чистый гол, судья уже идет к центру - и вдруг неожиданно для всех гол отменяет.

- Не задумывались над тем, почему, имея неплохой запас очков, «Авангард» провалил концовку чемпионата?

- Уверен, роковую роль сыграли длительные задержки с выплатой зарплат. Футболисты чувствуют отношение к себе и реагируют на это по- своему. Отдача- то у них совсем другая. Вот в первом круге более или менее в срок платили - и совсем другой настрой был у команды. Хотя ни одного из игроков не могу упрекнуть в безразличии. Все боролись до конца. Но при этом и с себя ответственности не снимаю, поскольку именно тренер отвечает за результат.

- Условия работы вас устраивали?

- Вполне. У «Авангарда» хороший стадион, тренировочное поле, отличная загородная база. Вся клубная инфраструктура была выстроена за последние два- три года. Тем более обидно было, имея все это, оказаться на обочине.

- Многие ваши коллеги считают, что тренер не должен простаивать, а потому надо браться за любую работу. Вы из таких?

- То, что надо постоянно работать, согласен. Вот только какой смысл идти в команду, где такие же проблемы, как и в Курске? Только время терять и себя обманывать.

ГЛАВНЫМ АВТОРИТЕТОМ ДЛЯ МЕНЯ ОСТАЕТСЯ ЛОБАНОВСКИЙ

- Между союзной первой лигой, в которой вам довелось поиграть, и нынешней есть разница?

- Заметная. Та, моего времени, была значительно сильнее.

- А можно ли сказать, что сегодняшний первый дивизион все-таки растет в классе?

- Вне всякого сомнения. Хотя игроков уровня премьер-лиги в нем можно пересчитать по пальцам. Раньше их было гораздо больше. В нынешнем сезоне по- настоящему ярких личностей я не приметил.

- Даже в «Шиннике»?

- Хорошая команда, по праву ставшая первой. Но выступают в ней футболисты уже давно известные, большинство из которых поиграли на высшем уровне. Так что открытиями они не стали.

- А как же Александр Павленко, ставший лучшим игроком первой лиги по оценкам «СЭ»?

- Обученный, стабильный игрок. Он заслужил это звание.

- Дмитрий Акимов из «Сибири» - из того же ряда?

- Интересный форвард. Он и в прошлом году в бомбардирах числился. Но почему- то интерес к его персоне в премьер- лиге пока не слишком высок. А может, он и сам не хочет ничего в своей жизни менять и его все устраивает.

- В вашей команде не было игроков с перспективой премьер-лиги?

- «Авангард» - слишком возрастная команда. Лишь семеро парней были не старше 25 лет. Остальным - под 30 и больше. Но прибавили в игре за те полгода, что мы работали вместе, все без исключения.

- Кто вам ближе по тренерским воззрениям - Валерий Лобановский, Олег Романцев, Анатолий Бышовец или, может быть, Юрий Семин?

- Рад, что моя игровая карьера прошла под руководством тренеров, у каждого из которых можно было чему-то научиться. Старался понемножку перенять у всех то, что считал лучшим. На этом и строю свой тренировочный процесс. Но самым большим авторитетом остается для меня Лобановский.

- Не жалеете, что не поиграли в свое время в киевском «Динамо»?

- Два-три раза Валерий Васильевич приглашал меня в Киев. Но по разным причинам я не мог принять его предложения.

- В сборной СССР последнего созыва были защитники высокого класса. Почему же их так мало теперь?

- В каждой команде высшей лиги чемпионата СССР были не только хорошие защитники, но и вратари, и созидатели, и завершители. Почему их нет сейчас? Эта проблема начинается в детско- юношеских школах, работа в которых была провалена и только в последнее время пошла на поправку. Если у футболиста не заложен фундамент с детства, чего от него можно требовать?

- Что вас больше всего разочаровало в первом дивизионе?

- Только результат моей команды. А так турнир очень интересный, в новом сезоне конкуренция еще больше возрастет, поскольку во второй дивизион будут выбывать семь команд. И это правильно. Не должно быть так, как в нынешнем году: когда «Спартак-МЖК» выходит в первый дивизион, но не доигрывает турнир...

- Но снятие с розыгрыша - не вина, а беда «Спартака-МЖК». Есть немало других команд во втором дивизионе, которые могли бы выиграть зональный турнир, но не рвутся выше из финансовых соображений. Не лучше ли разделить первый дивизион на западную и восточную зоны?

- Ни в коем случае! Резко упадет зрительский интерес к турниру, пострадает качество игры, команды будут вариться в собственном соку.

ПИЛИ - РАНЬШЕ, ТЕПЕРЬ - ВЫПИВАЮТ

- Вы легко находите взаимопонимание с игроками?

- Не знаю, что бы они об этом сказали, но у меня с ними проблем нет. Может быть, потому, что я перед ними всегда честен.

- Но ведь наверняка приходилось и наказывать футболистов...

- Конечно, приходилось и штрафовать, и отчислять. Но это нормально.

- Как можно штрафовать людей, которым зарплату не платят?

- Когда- то же им отдают долги - значит, задним числом.

- За пьянство кого-нибудь отчисляли?

- Не доводилось.

- Правду говорят, что футболисты сейчас стали меньше пить, потому что больше считают деньги?

- Это раньше пили. А сейчас они, наверное, просто выпивают. Не вижу проблемы в том, если футболист после игры выпьет бутылку пива за ужином.

- У вас в команде была практика, когда врач на следующий день после выходного меряет давление у игроков?

- Нет, я это сразу отменил и в Хабаровске, и в Курске. Мне достаточно посмотреть в глаза игроку, чтобы определить, как он провел выходной.

- Вы считаете себя жестким тренером?

- Скорее требовательным. Дисциплина обязательна для всех: нарушил - заплати.

- Романцев на первый раз прощал игрока, а на второй принимал меры. А вы сколько раз можете простить?

- Это зависит от тяжести нарушения. Опоздал игрок, например, раз, другой, третий, каждый раз платит - и в конце концов приходит к выводу, что работает на штрафы.

РОДИОНОВ И ЧЕРЕНКОВ - ВОТ НАСТОЯЩИЕ СПАРТАКОВЦЫ

- Вы, как и Вадим Евсеев, тоже, где бы ни играли, считаете себя спартаковцем?

- Нет. Для меня спартаковцы - Родионов, Черенков, Поздняков, которые выросли в спартаковской школе. Я же приносил пользу - и немалую - всем своим клубам. Каждый из них дорог мне по-своему. Конечно же, доволен и тем, что три года отдал «Спартаку».

- Что вы почерпнули у Романцева в первую очередь?

- Постановку игры.

- Но разве можно сравнить игроков, которыми располагал Романцев, с вашими, скажем, в Курске?

- Конечно, от уровня игроков много зависит. Но футболисты воспринимали мою трактовку - контроль мяча, квадраты, постоянное командное движение - и в Хабаровске, и в Курске. Через полтора месяца работы я уже видел ее результат, что приносило мне огромную радость.

- Почему сейчас «Спартак» играет в другой футбол?

- Все дело в исполнителях. Сейчас они в команде другие.

- Кто вам нравится в нынешнем «Спартаке»?

- Молодые воспитанники спартаковской школы - Прудников, Иванов, Дзюба, Шишкин, Торбинский. Некоторые из них уже становятся лидерами. И заслуга в этом - прежде всего Владимира Федотова. Может быть, жизнь заставила его обратить внимание на молодых ребят, а возможно, это его кредо.

- Тем не менее Торбинский уходит...

- Это неприятно. Плохо, когда разбрасываются такими футболистами, как Самедов, Торбинский, Павленко, Погребняк. Они ведь коренные спартаковцы! Хотя я уверен, что они и дальше с удовольствием бы играли за красно- белых. Значит, кто- то недосмотрел.

- Вы рассчитывали, что Погребняк дорастет до форварда такого уровня?

- У каждого свой путь. Я думаю, что он правильно сделал, решив пойти через калининградскую «Балтику». Футболист должен играть. Если он не выходит на поле, то не может прогрессировать. Погребняк прошел через «Балтику», Самедов оказался в «Локомотиве». По каким причинам они ушли - дело клуба. Мы все равно правду не узнаем...

- С Черчесовым сохранились отношения?

- Да, но, увы, мы редко видимся.

- Не просили знакомых коллег дать игроков для «Авангарда»?

- Иногда приходилось пользоваться своими связями. Так, с их помощью в дозаявочное окно «Торпедо» отдало нам Кудинова.

- Остались довольны?

- В принципе каждый, кого брал в команду, усиливал игру. Эти переходы были основаны только на личных взаимоотношениях и клубу ничего не стоили.

ЧТО В ГОЛОВЕ, ТО И НА ЯЗЫКЕ

- Идя на пресс- конференцию, вы заранее обдумываете свои заявления?

- Нет. Что спрашивают, то и отвечаю. У меня никаких заготовок нет. По- моему, смешно сидеть на скамейке и думать о том, что сказать на пресс- конференции.

- Но так же бывает. Бышовца хотя бы взять...

- Об этом нужно спросить у Анатолия Федоровича. Я могу говорить только за себя. А у меня - что в голове, то и на языке.

- Провокационные вопросы бывают?

- Куда же без них! Но я стараюсь таких вопросов избегать, потому что вгорячах можно кого- то обидеть.

- Журналисты раздражают?

- Нет. Я всегда готов общаться и отвечать на все вопросы, даже после поражений.

- Почему же тогда не давали интервью, будучи футболистом?

- Считал, что в то время и без меня было много ярких футболистов, которые больше интересны журналистам.

- В газетах про вас неправду писали?

- Случалось. Иногда открывал газету, смеялся и переворачивал страницу.

- Ваши откровения в «СЭ» читаете?

- А как же! Чтобы сравнить, говорил я такое или нет. На 90 процентов совпадает.

- Никогда не жалеете о сказанном?

- А какой смысл? Что сказано, того уже не вернуть.

- В Германии, где вам довелось играть, спортивную прессу уважают?

- Там ее роль намного выше, она оказывает сумасшедшее давление. Журналисты никого не щадят. Если взялись критиковать, уже не остановятся.

- Не хотели бы вернуться в Германию в качестве тренера?

- Я за рубеж не стремлюсь. Мне и здесь нравится работать. Хорошим футболистом я стал в Советском Союзе и России. Мне многое дали, теперь хочется отдать долг. Воспитывать молодых ребят и передавать то, что мне когда- то дали тренеры. К тому же в Германии хватает своих специалистов, чемпионов мира и Европы, поэтому конкуренция очень высока. У нас она тоже большая, но там намного жестче. Даже люди с именами иногда остаются не у дел.

- У вас есть агент?

- Нет. Если бы был, то я не сидел бы безработным, а уже давно принял бы команду.

- Не обидно, что тренировать сборную Белоруссии позвали немца?

- Думаю, это глупость. В стране достаточно своих квалифицированных специалистов.

- Часто ездите в Белоруссию?

- Недавно там был. Отмечалось 25-летие победы минского «Динамо» в чемпионате СССР. Собрали сборную Советского Союза - Хидиятуллина, Чивадзе, меня вот пригласили.

- Лукашенко не приезжал?

- Нет. Он только на хоккей ходит. Кстати, очень хорошо шайбу гоняет.

- Куда движется футбол в Белоруссии?

- Вверх точно не идет. Варится в собственном соку. Если при первой возможности футболисты пытаются уехать оттуда в Россию, это уже о чем- то говорит. Хотя к материально- технической базе в Белоруссии относятся очень тщательно.

- Если бы вам предложили возглавить сборную Белоруссии, сразу бы согласились?

- Сразу - нет. Нужно было бы подумать. Но теперь четыре года я могу спать спокойно - не позовут. С немцем уже заключен контракт. Конечно, его могут разорвать, но я не думаю, что до такого дойдет. Он приехал работать не за 500 долларов.

- С кем из старых друзей стали бы работать в сборной?

- С Кондратьевым. Он сейчас тренирует «Сморгонь» в премьер-лиге.

- Как относитесь к работе Хиддинка?

- Его брали для того, чтобы команда вышла на чемпионат Европы. Результат есть. Как команда вышла - другой вопрос. Но если задача выполнена, значит, его работу надо оценить положительно. Хотя если посмотреть на футбольную историю России, этот цикл был, пожалуй, самым слабым.

Я БЫ БАРРЬЕНТОСА ПРОУЧИЛ!

- Многие тренеры говорят, что первая лига - сложный турнир. Постоянно ведутся закулисные игры. Вы в них принимали участие?

- Конечно, есть «неигровые» моменты. Они присущи всему футболу. Но где бы я ни работал, моя команда выходила - и играла честно. Никогда не буду принимать участие в закулисной возне.

- Предположим, вашей команде обеспечен выход в премьер-лигу, а сопернику нужно только выигрывать. Вы стали бы следить за игроками? Или закрыли бы глаза, сказали - зарабатывайте?

- Я всегда учу людей только футболу. А его обманывать - грех.

- Вам часто предлагали сдать игру?

- Пару раз - в советские времена. В прошлом году, когда работал в Хабаровске, предлагали девять матчей расписать - три на три очка. Я отказался. Для меня это принципиальная позиция.

- Не думаете, что из- за этого «Авангард» и не смог удержаться в первом дивизионе?

- Нет. Сами виноваты. Рано успокоились. В первом круге вообще ситуация патовая была. Но ничего - общими усилиями поднялись со дна таблицы.

- Слышали про себя анекдот: «Горлуковича трамвай сбивает, он встает и спрашивает: какой номер?»

- Слышал (смеется).

- Кому- нибудь приходилось мстить на поле за явную грубость?

- Моментами было, конечно. Делал это сознательно, чтобы проучить обидчика. В Германии тоже приходилось некоторых остужать. Поняли, стали уважать.

- Баррьентоса стоило бы проучить?

- Не только стоило, но и нужно было это сделать. Всему есть свои границы.

- А как тренер должен себя вести по отношению к таким игрокам?

- Наказывать и воспитывать. Если ничего не действует - расставаться с ним.

- Правда, что вы как- то раз напугали Юрия Семина, нагрянув к нему домой?

- Да, было такое. Поезд приехал рано - и я с Белорусского вокзала сразу к нему домой и поехал, на Кутузовский проспект. Он мне до этого звонил, приглашал. Только, когда я приехал, он долго не открывал. Я тогда был в армии, и прическа у меня была под ноль. Это его, видать, и смутило. И только когда я назвал себя, Юрий Павлович открыл дверь.

- Сейчас звонков с приглашениями много?

- Пока тишина. Хочется найти себе команду, чтобы начать в ней все с нуля, самому готовить ее к сезону.

- В Курске с вами еще не рассчитались?

- Не только со мной - там всем должны. Надеюсь, этот вопрос через КДК решать не придется. Парни работали весь сезон, а не отдыхали. Скажу даже больше - пахали. Я приехал туда 3 мая - и до конца первого круга у них был только один выходной в неделю. За счет этой пахоты мы и выбрались с последнего места.

- Есть надежда, что новый сезон у вас будет полноценным?

- Надежда маленькая, но она всегда есть.

- А если вторым тренером позовут - пойдете?

- Нет. Да и не каждый тренер позовет меня к себе помощником...

О ком или о чем статья...

Горлукович Сергей Вадимович