Войти

Рустям Фахрутдинов: «Забивал всю жизнь, с детских лет»

«Футбол», 16.11.2002

Вот и не верь после этого в злую магию чертовой дюжины. Казалось бы, 13-й сезон в профессиональном футболе у Рустяма Фахрутдинова позади. В активе - больше двух сотен мячей, забитых за «Дружбу» (Йошкар-Ола), «Крылья Советов» (Самара), «КамАЗ» (Набережные Челны), «Носту» (Новотроицк), «Ладу» (Тольятти), «Нефтехимик» (Нижнекамск), ФК «Балаково-БРТ» (Балаково). В последнем клубе он стал лучшим его снайпером и, не желая искать добра от добра, остался в городе, который на Саратовщине называют Волжской Венецией. В межсезонье освоил новые функции: играющего тренера и либеро, но сполна проявить себя в этих ролях Рустяму не удалось - из-за финансовых проблем балаковцы снялись с турнира, и наш герой оказался вне состязаний профессионалов.

- Родители отдали меня в секцию футбола и хоккея, которая существовала при обычной школе, в семь лет. С весны по осень гоняли мяч, зимой - шайбу на открытой площадке, поскольку никакого Дворца спорта в моем родном Зеленодольске нет. Сколько себя помню, только голы забивал. Бегать особо не бегал, в основном у чужих ворот стоял. Выбор между двумя играми осуществился с легкой руки Георгия Яковлевича Нодельмана: он рассмотрел во мне задатки футболиста и пригласил в «Авангард». Так что семейную традицию - папа неплохо играл в хоккей с мячом, от него ко мне и перешла любовь к спорту - продолжить не удалось. Потом попал в зеленодольский «Прогресс» к тренеру Востокову, который в свое время воспитал Виктора Колотова.

- Так в каком клубе окончательно сформировался бомбардир Фахрутдинов?

- Наверное, в йошкар-олинской «Дружбе». Отношения в ней были под стать названию. Не имея большого запаса мастерства, за счет взаимовыручки и коллективизма мы добрались до пятого места во второй союзной лиге. Из того состава потом в высшей лиге поиграли Цилюрик, Пименов, в первой - Ненашкин. Ну, и я. Сначала в «Крыльях Советов», куда приехал по приглашению Виктора Петровича Антиховича. Для меня Антихович - бесспорный авторитет в плане тренерского мастерства и человеческих качеств. Таких людей я встречал редко. Пожалуй, сразу на память приходит только Гармашов, у которого я один сезон в «Ладе» провел. Пусть репутация у обоих в футбольном мире неоднозначная, я благодарен судьбе, что поработал с такими личностями, как Виктор Петрович и Александр Борисович. У них было чему поучиться.

- Чем вы привлекли внимание Антиховича?

- За три с половиной сезона в Йошкар-Оле я забил больше 70 мячей и, думаю, заслужил право попробовать себя на более высоком уровне. В год моего дебюта «Крылья Советов» заняли второе место в буферной зоне и сразу, поскольку чемпионат СССР развалился, попали в российскую «вышку», где зарекомендовали себя хорошо, брали командным духом, сыгранностью. Антихович умеет создавать крепкие коллективы. Именно в «Крыльях» я сдружился с Шариповым, Гаусом, Володей Филипповым, Цыганковым, с которыми до сих пор поддерживаю тесные отношения. То, что наши футбольные пути разошлись, никакого отпечатка на них не накладывает. Второй дивизион для моего возраста - уровень самый подходящий, а за ребят, которые сумели удержаться выше, только рад.

- После «Крыльев Советов» вы перебрались в «Нефтехимик»...

- ...Да, и за четыре года (с перерывом. - авт.) забил порядка 60 голов, но был буквально выдворен из него. Президент клуба непорядочно себя повел - даже руку на прощание не пожал. Только сказал по телефону: «Ты нам больше не нужен». Ни спасибо, ни до свидания. Так я расстался с командой, которую считал родной. А ведь такие хорошие отношения там сложились с ребятами, техническим персоналом, болельщиками...

- Как думаете, благодаря чему в скромном Нижнекамске практически одновременно удалось создать хорошие команды и по футболу, и по хоккею?

- За счет любви к спорту всего города - от простого работяги до мэра и директора нефтеперерабатывающего комбината. Быть спонсором хоккейной или футбольной команды там почетно. Таким городам по-белому завидуешь. Особенно, когда сталкиваешься с отношением, как в Балакове. Солидный промышленный потенциал, а футбольный клуб влачил жалкое существование. Директорам местных предприятий должно быть стыдно оставлять без поддержки свою команду. Вложение средств в футбол ведь тем или иным образом всегда окупится. Команда ведь - бесплатная реклама. Взять тот же Нижнекамск. Кто годах в 80-х знал, где он находится? А заиграли по-настоящему футболисты с хоккеистами, город стал всем известен.

- Значит, первый дивизион «Нефтехимик» покинул уже без вас...

- Я в это время уже в Новотроицке играл. Тому, что «Нефтехимик» оказался во втором дивизионе, удивился очень. Наверное, в клубе возникли какие-то внутренние проблемы. В «Носту» поехал не за большими деньгами, как принято считать, а за Антиховичем. Когда он позвал, мы - Фахрутдинов, Гаус, Филиппов, Шарипов - сразу пришли к президенту нижнекамцев и попросили разрешения на переход. Материальный фактор играл гораздо менее важную роль, хотя, не скрою, заработать хотелось. Ведь за четыре года в «Нефтехимике» мой контракт был полностью выполнен только в 2000-м.

- В Новотроицке не обманули?

- Жаловаться нечего. Но через год мне пришлось покинуть этот город и перебраться поближе к дому - к Зеленодольску. Родители старенькие стали, мама заболела. Им потребовалась помощь. Сезон-99 я провел в Тольятти. Вспоминать о нем приятно. «Лада» вышла в первый дивизион, что только подтвердило высокий уровень организации хозяйства в ней. Представьте себе - коллектив второго дивизиона на матчи в другие города летал чартерным авиарейсом! Никаких вопросов. Гармашов старался, чтобы мы думали только о футболе. Такой уж он по натуре - в первую очередь в игроках людей видит.

- Отголоски «скандала с подогревом», лишившего «Ладу» места в первом дивизионе, ощущались в городе?

- Что и говорить, с «Ладой» тогда обошлись слишком сурово. Не одна она с монтажом подогрева запоздала. Обида была, но Александр Борисович рук не опустил. Задача возвращения на прежний уровень была решена фактически после шести-семи туров. Тольяттинцы были на голову выше всех конкурентов и несправедливость Москвы быстро исправили.

- Почему, когда вазовцы вернулись в первый дивизион, вы остались во втором?

- Вернулся в Нижнекамск, куда меня всегда тянуло. «Нефтехимик», вместе с «Ладой» вылетевший во второй дивизион, сразу вернуться в первый не сумел и собирался исправить ошибку. Сезон прошел неплохо, но концовка оказалась смазанной. Из-за инцидента, о котором уже упоминал. До сих пор Морозов, с которым я вместе играл, и президент клуба Гизатуллин даже ни разу не позвонили. А с другими людьми из Нижнекамска общаюсь спокойно. Город, команду по-прежнему люблю.

- В профессиональном футболе вы забили больше 200 мячей?

- Гол - это не личный успех Фахрутдинова, а удача команды, создавшей хороший момент. Очень приятно завершать усилия ребят одним касанием.

- Почему зимой 2001 года решили проститься с футболом?

- Я прошел с «Нефтехимиком» три сбора и чувствовал себя хорошо. Отказ от моих услуг стал громом среди ясного неба. Времени на поиски новой команды не осталось. Но играть хотелось. Я ведь больше ничего не умею. Хотя друзья в Самаре предлагали нефутбольную работу, решил: пока желание и силы есть, попробую продолжать играть. Перед глазами был пример Наталушко, приехавшего в Нижнекамск в 40 и очень помогшего клубу выйти в первый дивизион. Как Сергей «пахал» на тренировках - сейчас 20-летние так не «пашут». А как головой играл! С ним, кстати, тоже обошлись не слишком порядочно.

- Если не ошибаюсь, кроме вас, двух ветеранов, в атаке «Нефтехимика» играл Какунин. Через год он стал лучшим снайпером первого дивизиона...

- Очень рад за Виталика. Его задатки не вызывали сомнений. Вдобавок, парень очень трудолюбив. Молодец, что вовремя ушел в более сильную команду. Это позволит прогрессировать дальше.

- Вы играли только в городах, расположенных относительно недалеко от Волги. В Москву никогда не звали?

- Не звали, но и сам я своих услуг не предлагал - в некоторые клубы ведь не зазорно позвонить, попроситься на просмотр. Наверное, на подсознательном уровне сидит желание находиться поближе к дому, друзьям.

- Год назад вы оказались в Бавлах, в клубе третьего дивизиона.

- Ильдар Хабибуллович Хуснуллин, президент «Нефтяника», попросил помочь. Я помогал, заодно узнал, что такое КФК. Повидал немало настоящих подвижников футбола. Тот же Хуснуллин в 15-тысячном городке практически в одиночку содержал неплохую команду. Благодаря ему стадион хороший был построен, трибуны которого не пустовали. Однако народная любовь не помогла сохранить «Нефтяник», пришлось ему все-таки сняться с розыгрыша.

- А в Балаково тоже помогать приехали?

- Меня порекомендовали главному тренеру Дроздову. Тот предложил подъехать на смотрины - в 38 лет, пожалуй, впервые в моей карьере. Подошел, за полчемпионата 10 мячей забил. Мне в команде понравилось, решил остаться в ней, стать играющим тренером. Во втором дивизионе играют люди постарше меня, да и в первом - тоже. Чтобы не быть обузой для коллектива, нужно хорошо подготовиться к сезону и вообще профессионально относиться к себе. Единственное, что огорчало в Балакове, прохладное отношение к футболу руководителей большинства предприятий. Из-за него и распалась в общем-то перспективная команда.

- Живете, знаю, в Самаре. А кто дома ждет?

- Жена и собака - ротвейлер 9 лет, общая любимица. Детей пока не нажили, поэтому даже во время краткосрочных моих побывок часто ходим в гости. Друзей в Самаре очень много: ребята, с кем раньше играл, с кем сейчас играю за ветеранскую команду «Самара-Спорт». В ней собраны люди, которым далеко за 40, но они любят футбол, как 20-летние. В первенстве города, в котором участвуют 18 коллективов, второе место занимали, дважды ездили на турниры за рубеж - на Кипр и в ОАЭ. Так что футбол в моей жизни присутствует постоянно. Думаю, он меня никуда не отпустит.

- Учебу с футболом как совмещали, без проблем?

- Закончил я финансово-экономический институт, дневное отделение. Парней на потоке было мало, и преподаватели спокойно переносили мои отлучки. Так что футбол, можно сказать, даже помогал учебе, а ей я уделял немалое внимание. Школу, например, с золотой медалью закончил. Сразу после получения диплома получил предложение перебраться в Йошкар-Олу. Поработать по специальности - бухгалтером не пришлось ни дня. Но и забывать о ней не приходится. Вместе с женой, которая тоже бухгалтерию изучала, в компьютере «сижу», многое вспоминаю.

- В Интернет захаживаете?

- Нет, только по бухгалтерским программам «гуляю». Интернет мне неинтересен. «Игрушки» - тоже. Компьютерным футболом не балуюсь. Лучше посмотрю хороший матч по телевизору или на стадион схожу. На ветеранов, за которых сам поигрываю, юношей.

- В тренеры-профессионалы податься не собираетесь?

- В Бавлах пробовал тренировать команду. Ощутил существенный недостаток опыта. Впрочем, во втором или третьем дивизионе не нужны великие тренеры, там в первую очередь нужны энтузиасты, без памяти влюбленные в футбол люди.

О ком или о чем статья...

Фахрутдинов Рустям Гусманович