Войти

Дон Фабио и его труппа. Неоконченная история в трех действиях

«Московский спорт», 15.10.2012

…А ведь еще совсем недавно никаких предпосылок для того, чтобы считать российский футбол тяжело больным, не было. Худо или бедно, но сборная России всего один цикл назад дошла до полуфинала Евро-2008. В том же году «Зенит» выиграл сразу два европейских кубка. Будущее все рисовали по-разному, но использовали при этом преимущественно радужные тона. Которые в июне 2012-го сразу сменились черными красками провала.

Четыре года вместили многое. И прежде всего – три представления. В трех разных жанрах.

ПРОЛОГ.

С чего все начиналось

Трагедия Марибора. Я был в секторе с российскими болельщиками на «Людски врт» – крошечном стадиончике, на котором в ложе прессы просто не было мест для всех желающих попасть на игру журналистов. Единственной возможностью посмотреть матч была покупка билета. Прекрасно помню, с какими враз помертвевшими лицами наши уходили с трибун. Так выглядят люди, которые вместо свадьбы попали на похороны.

Уверен, что Гус Хиддинк не заслужил такого прощания со сборной России. Но судьба его как тренера нашей национальной команды, думаю, была предопределена именно в тот момент.

Комедия на Таганке. Во главе с персонажем, комичность в котором заметно перевешивает трагическую составляющую, наш футбол вошел в стремительное пике. Сергей Александрович Фурсенко все делал по заветам то ли персонального шамана, то ли личного медиума некоей Каринэ Гюльазизовой. Он и в кабинет на шестом этаже Дома футбола поднимался исключительно пешком, игнорируя лифт, и «Кодекс чести» придумал, и слово «победитель» заставлял набирать строго с прописной буквы даже посреди предложения, и бороду отпустил, и книжку с аленьким цветочком на обложке и трогательной просьбой «Привезите нам победу» аккурат перед Евро-2012 отпечатал…

Но все эти оккультные хитрости удержаться в своем кресле не помогли.

Фарс Варшавы. Когда под конец первого тайма матча против Греции сборная России пропустила никак не вытекавший из футбольной логики гол, стало тревожно. Последующие события эту тревогу подтвердили. Случившееся нельзя было назвать чисто игровой катастрофой. Да, российские футболисты проявили себя в тот вечер далеко не блестяще, но главный тренер команды и вовсе выглядел человеком, безразличным к происходящему. Я даже не могу исключать, что Дик Адвокат обрадовался тому, что сразу по завершении группового турнира смог первым же рейсом отправиться в родную Голландию. Человек, за наш с вами счет обеспечивший безбедную жизнь нескольким будущим поколениям своей семьи, посчитал себя вправе по ходу второго тайма подсчитывать заработанные миллионы евро, а не думать над тем, что же можно противопоставить упорству и энергии греков.

После этого стало ясно: перемен в нашем футболе не избежать. Президент РФС после встречи с одним простым болельщиком стремглав покинул свой кабинет. Главный тренер сборной поступил несколько порядочнее. Он вроде бы прислал краткий отчет о проделанной работе. По электронной почте. Содержание его не оглашалось.

Остается надеяться, что отчет оказался более внятным, чем речи Берта ван Лингена, ближайшего сподвижника Адвоката и по совместительству бывшего технического директора РФС. Тот, говорят, обычно начинал свои выступления перед нашими специалистами с такого пассажа: «Футбол – игра, в которую играют две команды по 11 человек в каждой».

Занавес.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Москва. Отель «Ренессанс Монарх».

3 сентября

Таких выборов в России не было давно. Таких выборов в российском футболе не было никогда.

В кулуарах отеля «Ренессанс Монарх» вместе с одетыми по моде прошлого века немолодыми людьми – представителями региональных федераций, о которых в отечественном футболе принято вспоминать лишь тогда, когда требуются их голоса, – один из богатейших людей страны, владелец махачкалинского «Анжи» и сенатор от Дагестана Сулейман Керимов.

Он, а также президент ЦСКА Евгений Гинер и представлявшие интересы соответственно «Спартака» и «Локомотива» Валерий Карпин и Ольга Смородская, да и все остальные делегаты от клубов российской премьер-лиги выступали единым фронтом. Выдвинув к руководству российским футболом президента РФПЛ Сергея Прядкина, клубы дали понять, что им нужна вся полнота власти. Как говорил первый президент России, они хотели столько суверенитета, сколько смогли бы унести, а унести были готовы немало.

Безусловно, среди владельцев и менеджеров российских топ-клубов не найти людей, безразличных к проблемам футбола. Проблема лишь в трактовке: ведь интересы клубов премьер-лиги, а в особенности представителей их ведущего сословия, полярно отличаются от интересов футбола в целом. Достаточно вспомнить умело пролоббированное ведущими клубами в короткий период футбольного безвластия решение об изменении лимита на легионеров, сократившее и без того не слишком большое представительство отечественных игроков в отечественном же футболе. А чем мягче лимит, тем меньше выбор игроков для сборной России. При формуле «7 легионеров + 4 россиянина» круг кандидатов – и без того не слишком широкий – сокращается, по сути дела, до 64 человек. И это – в 140-миллионной стране!

Главным оппонентом Прядкина и клубов был человек родом из футбола – исполнительный директор Олимпийского комитета России Николай Толстых. Он 19 лет возглавлял Профессиональную футбольную лигу и все эти годы последовательно и упрямо отстаивал интересы клубов. Интересы футбола. И был из игры выдавлен Фурсенко. Президент ПФЛ оказался последовательным противником перехода на систему «осень-весна», и этого упрямства ему не простили, под наспех придуманным предлогом разорвав договор с Лигой. А между тем нас совсем скоро ждет увлекательнейшее и нетривиальное развлечение, каковым обещают стать, к примеру, матчи «Спартака» и «Зенита» в морозной декабрьской Казани.

Разница между двумя фаворитами выборов была очевидна. Толстых, вынужденный на время уйти из футбола, не оказался на обочине. Заняв один из ключевых постов в Олимпийском комитете России, он, волевой и жесткий профессионал, достаточно быстро завоевал авторитет в этой непростой и консервативной структуре. Даже проиграв, по сути, он ничего не потерял бы. А вот Прядкин, волей судьбы оказавшийся в большом футболе, выглядел фигурой, находящейся в полной зависимости от небольшой группы владельцев топ-клубов.

Выборы были очень напряженными, при этом особой агитации не требовалось. Сказалась специфика аудитории и мероприятия. Делегаты внеочередной конференции РФС голосовали не за программы. За людей. И во втором туре Николай Толстых 148 голосами против 124, поданных за Прядкина, был избран четвертым президентом Российского футбольного союза – и первым выбранным на реально альтернативной основе.

И наконец-то стало очевидно, что наш футбол ждут перемены к лучшему.

Что, собственно, отметил и Фабио Капелло, который – уникальный случай! – был приглашен на место главного тренера сборной России в отсутствие действующего президента национальной федерации. Знаменитый специалист был явно обрадован тем, что его работодателем стал человек, который сам играл в профессиональный футбол, руководил клубом. Итальянский тренер и русский чиновник в данном случае говорят на одном языке – языке футбола.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

Москва. Стадион «Локомотив». 7 сентября

Для дебюта Капелло в официальном матче соперник был явно не оптимальным. Северная Ирландия – это что Катар или Иран, матчами с которыми в прошлом году сборная России крепко подорвала свою репутацию и серьезно уронила рейтинг. Победа будет воспринята абсолютно всеми как должное. Любой иной результат повлечет за собой шквал критики.

Но прошлогодние матчи были чисто товарищескими и были сыграны, видимо, в попытке срубить немножечко нефтедолларов. Вопиющий непрофессионализм команды Фурсенко проявился в том, что при планировании никто даже не обратил внимания на очевидный факт. Даже победные результаты встреч снижали международный рейтинг сборной России: уж слишком разнился класс соперников. В конечном счете именно тогда оказалось промотанным наследство Гуса Хиддинка, который за четыре года сумел вытащить нашу национальную команду из третьей рейтинговой корзины в первую. Если бы не те нелепые спарринги, играть с Португалией нам бы точно сейчас не довелось.

Но отборочные поединки – совсем другое дело. Выбирать в них соперников невозможно, встречаться приходится с теми, кого преподнес жребий. А Северная Ирландия – жребий, надо признать, далеко не самый приятный. Сборная, расположенная во второй сотне мирового рейтинга, которой при всем этом присущи многие «родовые черты» британского футбола. А именно – отличное движение, боевитость, несгибаемый дух. Североирландцам, лучшие времена которых остались в далеком прошлом и ассоциируются прежде всего с великим игроком и знаменитым гулякой 1970-х Джорджем Бестом, эти качества и сегодня нередко позволяют преподнести сенсацию-другую.

На первую товарищескую встречу в роли главного тренера сборной России – августовский спарринг с командой Кот-д'Ивуара – Капелло вызвал практически всех игроков из обоймы Хиддинка-Адвоката. Но уже список футболистов, получивших приглашение в сборную перед спаренными отборочными матчами против североирландцев и израильтян, заставил наблюдателей заговорить о том, что итальянец намерен совершить настоящую революцию.

В сборной России не оказалось трех ключевых игроков, игравших на протяжении последних 5-6 лет. Символично, что все трое вскоре после успешного выступления сборной России на Евро-2008 отправились выступать в Англию. Но при этом никто из тройки не снискал особого успеха на берегах Альбиона.

Первым вернулся домой Юрий Жирков, предпочтя синицу крупного контракта с «Анжи» ловле призрачного журавля в «Челси». В 28-летнем возрасте игрок обычно находится в расцвете сил и на пике карьеры. В здравом уме из клуба, претендующего на победу в Лиге чемпионов, амбициозные люди не уходят. Жирков ушел. И, хотя он временами очень хорошо выглядит в составе хиддинковского «Анжи», для понимающих в футболе этот его шаг стал, по сути, объявлением: игрок уже не стремится покорять вершины.

Минувшей зимой в Россию приехали и Роман Павлюченко с Андреем Аршавиным. Первый подписал постоянный контракт с «Локомотивом», второй отправился в аренду в «Зенит». Форвард, который запомнился всем дублем в ворота сборной Англии осенью 2007-го и метким прозвищем «спящий гигант», продолжает дремать и на родине, заставляя думать о том, что не во вред же себе тренеры лондонского «Тоттенхэма» нередко отправляли его полировать скамейку запасных? Вот и Славен Билич, новый наставник «Локо», все чаще отводит Роману ту же роль.

Аршавин же, человек неглупый и амбициозный не только в спортивном, но и в житейском плане, возвращался с лавки «Арсенала» в родной Санкт-Петербург, чтобы набрать форму к Евро-2012. Каждый матч капитана национальной команды в футболке «Зенита» обошелся спонсирующему питерский клуб «Газпрому» как минимум в 100 тысяч евро. Видимо, было решено готовиться к европейским футбольным баталиям под привычным нам лозунгом: «Мы за ценой не постоим». На Евро-2012 Аршавин отдал три голевые передачи, но запомнились далеко не они. Сразу после позора на Национальном стадионе Варшавы в перепалке с депутатом-болельщиком капитан сборной бросил неосторожную фразу: «Ваши ожидания – ваши проблемы». Которая, наверное, еще не раз аукнется ему и в футболе, и в жизни.

Решительно убрав из национальной команды трех авторитетных старожилов, Капелло дал сигнал как игрокам – неприкосновенных личностей в его команде не будет, – так и болельщикам: на поле будут выходить сильнейшие. Едва ли не партию первой скрипки исполнил

Виктор Файзулин, который даже в «Зените» не имеет статуса твердого игрока основного состава. В сборной он его получил. И сразу же отметился голом. А в концовке встречи вынес мяч, летевший в пустой угол собственных ворот. Виктор заслуженно был признан самым ценным игроком новой сборной.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.

Тель-Авив. Стадион «Рамат Ган».

11 сентября

Перед визитом в Израиль к придуманному английским комментатором еще на Евро-2012 глаголу «to kerzhakov», означающему что-то типа «не попасть в ворота, когда не попасть было невозможно», добавился русский неологизм «обзыряниться». Действительно, многие вспоминали то состояние, в котором пребывала команда после совершенно нелепого поражения на «Рамат-Гане» без малого пять лет назад, и тот емкий и не совсем печатный термин, коим Константин Зырянов определил состояние российской сборной после матча.

По окончании поединка в пригороде Тель-Авива оба термина можно было списывать в архив курьезов. Кержаков, наконец-таки, снял заклятие, которое не позволяло ему поразить ворота соперника на протяжении пяти матчей кряду в футболке сборной. Национальная команда не просто взяла три очка на чужом поле, но сделала это внешне легко. Да и вообще, пользуясь боксерской терминологией, победила за явным преимуществом. «Предельный настрой на победу и слаженность в обороне», – так ответил на вопрос о ключевых слагаемых этой победы тогдашний главный тренер киевского «Динамо» Юрий Семин.

Капелло удивил многих, выведя из состава героя предыдущей встречи Файзулина и лучшего бомбардира сборной в последних матчах Алана Дзагоева. Замену их на Дениса Глушакова и Александра Кокорина итальянец объяснил элементарно: парни хорошо проявили себя на тренировках. Обычная футбольная логика, от которой мы успели отвыкнуть. У сверхконсервативного Дика Адвоката игроки основного состава, кажется, попали бы в него даже в том случае, если бы всю неделю тренировались исключительно в преферанс. Включение в состав группы новичков вместе с реализованным на деле принципом «играть будут сильнейшие» привело к острой конкуренции за место в составе.

При этом крупного успеха на «Рамат-Гане» сборная России добилась не благодаря стечению обстоятельств, а скорее вопреки им. Уже в первом тайме Капелло пришлось использовать две замены из-за травм Быстрова и Кокорина, сразу после перерыва «сломался» Анюков. Очевидный форс-мажор, который в игровом плане ровным счетом ни на что не повлиял. Вышедшие вместо выбывших «вингеров» Самедов и Файзулин ни на йоту не ослабили атакующий потенциал, а сменивший Анюкова защитник «Локомотива» Ещенко сыграл так, что стало очевидно: разговоры об отсутствии квалифицированных оборонцев в нашей стране – пустая болтовня.

В Израиле на футбольном поле мы впервые увидели в действии российскую труппу Фабио Капелло. Сравнение итальянского тренера с маститым режиссером напрашивается. Ведь в театре, как и в футболе, очень важно найти баланс интересов внутри коллектива, суметь объединить ради успеха спектакля капризных прим, исполнителей ролей второго плана и актеров из массовки, точно уловить момент, когда вчерашний статист вырастает в звезду.

ЭПИЛОГ.

Продолжение следует

Писать эпилог к сентябрьскому представлению сборная России вместе с Фабио Капелло будут еще долго. Хотелось бы надеяться, что точка – а лучше восклицательный знак! – в нем будет поставлена через два года, в Бразилии, куда нашей команде очень надо после двух подряд пропущенных чемпионатов мира попасть. Пожелаем удачи!

О ком или о чем статья...

Капелло Фабио