Войти

Техника в руках индейца: Евгений Ловчев летает не меньше, чем в игроцкие времена

«Московский спорт», 01.11.2011

Книга

Последней книгой, которую брал в руки, стал путеводитель по Томску. С интересом узнал историю появления в этом городе памятника Чехову. Но вообще сейчас книги открываю редко – на газеты времени еще хватает. С утра до вечера загружен разными делами, что, в принципе, хорошо, вот только устаю. Поэтому уместно говорить о том, какое произведение из прочитанного чуть раньше произвело наибольшее впечатление. Это «Муки и радости» Ирвинга Стоуна о Микеланджело. Главная мысль: всегда после сил разрушения идут силы созидания – и наоборот.

Музей

Как-то по жизни сложилось так, что я чаще всего бывал в музеях футбольных клубов. Вот вспомнилось с ходу: когда играл за «Динамо», мы вместе с Юрой Резником и Колей Гонтарем смотрели экспозицию португальской «Бенфики».

Но я лучше расскажу о музее, куда сам предоставлял артефакты – например, свою книгу. Расположен он недалеко от полярного круга в Новом Уренгое. Его хранитель Толя Аксенов уже много лет выставляет вещи, связанные с футболом. Там можно увидеть майку Федора Черенкова, в которой он сыграл свой последний матч за «Спартак», или бутсы Виктора Онопко с чемпионата Европы 1996 года, да много чего. Новоуренгойцы часто выезжают поболеть за наших на всякие международные матчи и турниры и всегда стараются обновить коллекцию. Сначала она умещалась в небольшой комнате при старом спортивном зале, а десять лет назад в городе построили культурно-спортивный центр «Газодобытчик», и там нашлось более просторное помещение.

Фильм

По долгу службы я с утра до вечера смотрю футбол, но перед сном в качестве отдыха выбираю по сетке какую-нибудь мелодраму. В кинотеатре с женой Аленой видели комедию «Плохая учительница». На фильмах в формате 3D или 4D не был ни разу. Вообще эти технические навороты не для меня, я даже с компьютером обращаться не научился. Можно сказать, остался человеком из прошлого века. Как говорится, техника в руках индейца – металлолом.

Концерт

Каждый год бываю в Алтайском крае, в селе Верх-Обское. Когда-то мой друг Миша Евдокимов придумал проводить там культурно-спортивный фестиваль, и эта традиция сохранилась и после его смерти. В этот раз были Ренат Ибрагимов, Слава Малежик. Хотя чтобы послушать Малежика, мне не надо никуда летать: мы, можно сказать, соседи по даче, он и так частенько заезжает с гитарой. Но своих друзей я люблю слушать всегда – и Малежика, и Юру Лозу, и Витю Салтыкова, и Сашу Иванова…

Спектакль

Ходили с женой в «Школу современной пьесы», где дает спектакли Евгений Гришковец.

У этого похода получился как бы футбольный след. Когда хоронили Юру Севидова, а потом открывали ему памятник на кладбище, я познакомился с одним человеком. И вот он, собственно, нас и пригласил. А еще пообещал, что если понадобятся билеты в любой театр, то всегда поможет.

Событие

Тут даже раздумывать не приходится – потрясла гибель ярославского «Локомотива». Сколько раз по телевизору показывали что-то, с этим связанное, столько раз на глазах выступали слезы. А сюжеты ведь шли постоянно – то репортажи с места крушения, то похороны, то премьер-министр приехал…

Когда-то наш спортивный мир уже пережил похожую трагедию: в 1979 году разбился ташкентский «Пахтакор». Конечно, ее афишировали меньше, но всякий раз, когда какие-то команды приезжали играть в Ташкент, обязательно шли на кладбище. Футболисты, хоккеисты – мы, в общем-то, люди одной профессии, и летать на самолетах приходится одинаково часто. Вот любят подсчитывать гонорары миллионеров, но ведь в них входит и плата за риск, которому спортсмены подвергаются куда больше, чем обычные люди.

Встретил тут как-то в редакции «Комсомольской правды» Магомеда Толбоева – летчика-испытателя, Героя России. Мы хорошо знакомы: Магомед когда-то играл за сборную Государственной думы, а я эту команду тренировал. Естественно, разговорились о падении «ЯК-42», и мой собеседник предположил: «Наверное, человеческий фактор…» Вот это и страшно.

Я и сейчас много летаю, в последних поездках был вместе с сыном Колей, которому одиннадцать. И чувство незащищенности присутствует, никуда от него не денешься.

Путешествие

Как я уже только что сказал, летаю по-прежнему много. Вот вернулся из Томска, где был по приглашению Валерия Непомнящего, моего давнего товарища, еще с семидесятых годов. Всегда относились с уважением и симпатией друг к другу. А тут я как-то высказал предположение, что игра «Томи» с нальчикским «Спартаком» была договорной. Это его задело, и он предложил: мол, ты сам приезжай, посмотри, что и как у нас тут происходит. Вот я и отправился в Сибирь на матч «Томь»–»Краснодар». Что и говорить, хозяева выглядели по игре безнадежно, да ведь и обстановка такая – футболисты столько времени без зарплаты. Сразу мелькнула мысль, что за таким поражением последует отставка.

А до этого летал в Анапу с сыном в начале сентября – получилось, что продлил ему каникулы. Там проходила детская спартакиада «Газпрома» и меня пригласили. Кстати, побывал недавно и в Краснодаре. Познакомился с Сергеем Галицким, президентом «Краснодара», и остался просто в восторге от того, сколько этот человек вкладывает в местный футбол – в поля, в школу…

О ком или о чем статья...

Ловчев Евгений Серафимович