Войти

Сергей Шустиков: «Со Слуцким у нас не теннис, а настоящая «рубка»

«Московский спорт», 11.04.2011

Сергей Викторович Шустиков – личность в московском спорте весьма колоритная. Потомственный автозаводец, сын легендарного советского защитника «Торпедо» и сборной страны, он и сам сумел оставить в нашем футболе заметный след. А ведь совсем недавно началась вторая, тренерская часть его карьеры – и началась весьма многообещающе. Образовав перспективный тандем с другим молодым наставником, Леонидом Слуцким, Сергей стал его незаменимым помощником.

Помощник создает атмосферу

– Помощник главного тренера – формулировка достаточно размытая. Каков круг ваших обязанностей, и в чем вы сами видите вашу роль в ЦСКА?

– Моя задача неотделима от задач тренерского штаба: делать все для того, чтобы команда прогрессировала, занимала хорошие места, выигрывала трофеи. Помимо помощи в руководстве тренировочным процессом, в мои персональные обязанности входит подготовка специальных подборок по технико-тактическим действиям – причем не только по ЦСКА, но и по нашим оппонентам. На практике это выглядит так: берется видеозапись двух последних матчей, и я при помощи нашего оператора делаю нарезки, иллюстрирующие действия команды в обороне, в атаке и при стандартных положениях. Есть, впрочем, и другая сторона работы…

– А именно?

– Помощник главного тренера обязан создавать в коллективе спокойную, доброжелательную атмосферу. На каждую тренировку игроки должны приходить с хорошим настроением. Однако в большом коллективе у кого-то неизбежно бывают проблемы – иногда бытового толка, иногда профессионального. Надо уметь сглаживать эмоции, разряжать обстановку. Важно создать позитивный эмоциональный фон – только тогда каждое занятие будет приносить пользу.

– Позвольте заметить, что в своей тренерской должности вы смотритесь весьма органично. Да и вообще, такое впечатление, что переход из игроцкой жизни в тренерскую дался вам легко – а ведь некоторые тратят на это уйму времени. У вас же, как я понимаю, все произошло буквально за один день…

– Так и было. Что любопытно, в этой истории тоже есть след ЦСКА. В 2004-м, когда я заканчивал карьеру, мы проводили заключительную игру сезона как раз против армейцев. Она и стала моим прощальным матчем. И то ли перед этим, то ли на следующий день Юрий Белоус вызвал меня к себе и спросил о дальнейших планах. Я дал понять, что хотел бы попробовать себя в тренерском деле, и сразу же получил предложение стать помощником Леонида Слуцкого в дубле.

– Минуя этап детской школы?

– Об этом тоже был разговор. Я честно сказал Белоусу, что работа с детьми – не мое. Это своеобразная профессия, нужно быть воспитателем, иметь большое терпение. Я не такой человек, чтобы по 150 раз объяснять одно и то же. Сразу начинаю нервничать.

Викторыч – умный и порядочный человек

– Сейчас ваш тандем с Леонидом Слуцким – один из самых крепких в российском футболе. Быстро ли удалось сработаться?

– Никаких проблем не было. Перед прощальным матчем я провел несколько игр за дубль и хорошо знал что Викторыч за человек, какие требования он предъявляет и как выстраивает взаимоотношения в коллективе. Сразу почувствовал – взаимодействовать с ним будет легко и просто. Во-первых, Слуцкий человек умный, а во-вторых – порядочный. Он никогда не станет заставлять меня делать то, чего я не могу. Ведь раньше в чем заключалась роль второго тренера?

– Следить за игроками и докладывать обо всем главному.

– Правильно. А я не такой человек, чтобы бегать за ними и смотреть, во сколько они легли спать, не пьют ли пиво по номерам. У Слуцкого же все построено на доверии, и я могу сказать, что игроки это ценят – они нас с Викторычем ни разу не подводили.

– В обычной жизни, надо полагать, вы с Леонидом Викторовичем тоже отлично ладите?

– Конечно, поскольку у нас немало общего. Начнем с того, что мы практически одногодки, да и интересы у нас во многом пересекаются. У Викторыча прекрасное чувство юмора, он любит хорошие шутки, в частности, КВН, и в этом мы с ним тоже похожи. Нередко встречаемся семьями, всей компанией отмечаем важные даты в ресторане.

– Не раз видел вас и Слуцкого с теннисными ракетками в руках. Кто чаще выигрывает в ваших баталиях?

– В принципе, мы игроки одного уровня – сегодня победит один, завтра второй. Но поединки наши проходят на серьезном эмоциональном уровне – с беготней по корту, с бросанием ракеток. Настоящая «рубка». Выкладываюсь по полной, потому что понимаю: если проиграю, до следующего матча с ума сойду от постоянных подколок.

Отец по-прежнему весь в футболе

– Как думаете, сильно ли изменились наши футболисты за последнее время? В чем отличие нынешнего поколения от вашего?

– Сейчас ребята более раскованны, поскольку чувствуют себя защищенными. У всех хорошие контракты, игроки понимают, что футбольной карьерой могут заработать на всю оставшуюся жизнь. Как следствие – более профессионально относятся к своим обязанностям. А мы играли в первую очередь за свой клуб, а уж потом за деньги. Да и условия были не такие, как сейчас. В мое время главной мечтой было попасть в дубль, потом в главную команду, получить экипировку, выйти на поле с родным логотипом на груди. Когда это удавалось, мы были счастливы.

– А нынешние счастливы?

– Даже не сомневайтесь. Но поменялось многое. Играть только за цвета сейчас уже никто не будет. Но я не вижу в этом ничего плохого. Просто мы приближаемся к западной модели: игрок стремится показать себя, заключает выгодный контракт, делает карьеру, чтобы впоследствии не ломать голову насчет того, где взять денег. Зато сейчас ребята чувствуют себя частью спортивной индустрии – футбол, особенно еврокубковый, красиво подается на ТВ, и главными героями этого действа являются именно игроки.

– А вот ветераны ворчат, мол, романтика из футбола уходит. Вы ведь потомственный торпедовец. Скажите, уместны ли нынче разговоры про армейский, автозаводский, спартаковский дух?

– Раньше, конечно, были особые времена… Но футбол не стоит на месте. Сейчас невозможно, чтобы на серьезном уровне играл коллектив, состоящий только из своих воспитанников или же из тех, кто защищает его цвета лишь по идейным соображениям. Но получают же все удовольствие от футбола «Барселоны»! Разве нельзя говорить о барселонском духе? А ведь команду эту собирают по всему миру. Так и у нас. Новичок приходит в ЦСКА и, если он парень с головой, пропитывается общей идеей, и наши цвета становятся для него важнее всего. Так было и в мои времена, и во времена отца.

– Как, кстати, поживает Виктор Михайлович Шустиков?

– По-прежнему весь в футболе. У него из дома давно две дорожки протоптано – одна к клубу, другая к стадиону. Постоянно дела какие-то ветеранские – встречи, юбилеи. Мы с ним часто общаемся, обсуждаем какие-то игровые моменты – правда, скорее, не как два специалиста, а как сын с отцом. Батек у меня удивительно спокойный, добрый человек. Прекрасный рассказчик, причем говорит всегда только хорошее – за всю жизнь я не услышал от него ни одного грубого или нелестного слова о ком-либо. Посидишь с ним часик-другой, посмеешься, зарядишься положительными эмоциями.

Ляховенко Роман

О ком или о чем статья...

Шустиков Сергей Викторович