Войти

Николай Писарев: «Песок не сыпется»

«Московский спорт», 01.09.2010

Один коллега спросил меня с недоумением: «А с чего бы это именно Писарева назначили спортивным директором РФС?» Аргумент нашелся с ходу – Николай Николаевич оказался единственным тренером наших многочисленных сборных, кто выполнил план на прошлый сезон. Российские пляжники выиграли Евролигу, а вот представителям и большого футбола, и мини похвастаться было нечем.

Поэт Андрей Вознесенский описывал однажды, как совсем юным познакомился с Николаем Асеевым, и тот обрадовался совпадению у обоих имени с отчеством: «Мы все делали дубль». И начал перечислять: Бурлюк – Давид Давидович, Маяковский – Владимир Владимирович…

В футбольной терминологии слово «дубль» имеет два значения. Если говорить о резервистах, то Писарев в них долго не задержался – даром, что ли, входил в молодежную сборную СССР, ставшую лучшей в Европе в 1990-м! А если брать выигрыш в один и тот же сезон золотых медалей и Кубка страны, то таковое имело место. Правда, здесь не все так просто. В «Спартаке» игрок атаки провел шесть чемпионских сезонов, в трех из которых краснобелые завоевывали и другой титул. Но в 1992-м Писарев вернулся в Москву из Швейцарии уже после победного финала, в 1994-м в решающем матче не участвовал, хотя на предварительных стадиях свой вклад в успех голами внес. А в розыгрыше-1997/1998 и вовсе не выходил на поле. Был у него забитый мяч в финале-1999 за «Динамо», но бело-голубые тогда уступили.

Однако стоит вернуться со статистической волны на поэтическую, ибо футбол в исполнении Писарева к тому располагал. Свои природные возможности он оценивал объективно: «Я прошел торпедовскую школу и, на мой взгляд, не получил тех игровых качеств, которые позволяли бы играть на более высоком уровне». Строчка из Евгения Евтушенко «кто гений дриблинга, кто – финта» к нему уж точно не подходила. Приходилось удивлять защитников нетривиальными ходами, и не случайно в 1993-м гол Николая польскому «Леху», забитый в падении через себя, журналисты признали лучшим в сезоне. Правда, самому исполнителю тогда больше понравились другие «ножницы» – пропоровшие сетку владивостокского «Луча».

Забавно, что в бичсоккере аналогичный удар – вовсе не поэзия, а рабочая проза. Но тогда в России такой разновидности игры фактически не существовало. А выражение «пляжник» носило негативный оттенок. Теперь совсем другое дело – коли игрой на песке всерьез занялся знаменитый француз Эрик Кантона, это о чем-то говорит?

***

Лет десять назад мы с Писаревым разговаривали об автомобилях в его жизни. Вспомнив об этом, нашел старый блокнот и с удовольствием перечитал запись:

– Когда я играл за автозаводцев, своя машина была только у Валентина Козьмича Иванова, да еще ветеран Сергей Пригода ездил на «копейке». Остальные пользовались общественным транспортом. «ЗиЛ» выделял «Волги», которые потом перепродавались. Это была обычная практика среди футболистов во всех клубах, когда машину брали по госцене, а уходила она, разумеется, дороже. Да и зачем она нужна, если ездить некуда? На сборы, на матчи всех на клубном автобусе возили. И в нашей молодежной сборной, которая чемпионом Европы стала, все были безлошадные, думаю, даже прав водительских никто не имел.

Когда я попал в «Винтертур», то у меня был «ФИАТ Уно» – достаточно простая тачка, но двадцатилетнего парня, выросшего в Союзе, она привела в полный восторг. В «Мериде» одним из спонсоров клуба был «Ситроен», так что игроки пользовались продукцией этой фирмы. А в «Санкт-Паули» я купил себе «БМВ»: по тамошним правилам, все футболисты первой Бундеслиги получали право на скидку в 25 процентов, вот я и воспользовался…

Вместе с блокнотом в архиве нашелся и забавный снимок, на котором Николай в качестве средства передвижения пользовался, можно сказать, рикшей. А дело было так. На одной из тренировок Писарев заключил пари с Луисом Робсоном, что бразилец не сможет забить ему пять одиннадцатиметровых из пяти. Поначалу пенальтист уверенно шел к победе, хотя один из мячей прошел у новоявленного голкипера прямо под ногой. Но в решающий момент Николай собрался и совершил эффектный бросок в правый нижний угол. Робсону ничего не оставалось, как взвалить партнера по команде на спину и протащить его от поля до раздевалки.

Я спросил его еще, смог бы он справиться со спартаковским автобусом. Собеседник опять-таки не стал брать на себя лишнего:

– Габаритов не чувствую. До первого перекрестка доехал бы – и все. Это наш водитель, мой тезка Николай Матвеевич Дорошин за рулем автобуса – ас. А я не камикадзе.

***

Матвеич, между прочим, говорил мне в свое время: «Писарев у нас единственный, кто может купить себе туфли за штуку долларов». Если ничего не путаю, месячная зарплата футболистов была тогда где-то в районе десятки.

Но ведь не одной обувью выбивался он из общего ряда. Кто еще в советском футболе мог написать заявление в федерацию о том, что завязывает с профессиональным спортом, и уехать в Швейцарию играть за любителей? Просто для официального отъезда существовал возрастной ценз, и большинство принимало правила игры. Для Николая чувство свободы было важнее. Газеты его, слава Богу, за «измену Родине» не клеймили – просто потому, что «отряд не заметил потери бойца».

А вот в девяностые попасть в заголовки желтой прессы случалось. Одна публикация была связана с ситуацией в элистинском «Уралане», где Писарев работал вместе с Игорем Шалимовым, и тогда фамилию его обыграли не самым корректным образом. По личной жизни тоже как-то прошлись. Если Николай для таблоидов большого интереса не представлял, то Николай Николаевич уже становился медийной фигурой.

Но и у нормальных СМИ тоже было все больше поводов упоминания его фамилии. В 2006-м Писарев стал, как сообщили информационные агентства, первым в мире дипломированным тренером по бичсоккеру. А именно – в Краснодарском университете физической культуры защитил на «отлично» диплом на тему «Подготовка сборной команды России по пляжному футболу». Окончил Высшую школу тренеров, заплатив из своего кармана двенадцать тысяч долларов. В прошлом году его ввели в соответствующий комитет ФИФА. Думается, легко найти общий язык с иностранными коллегами человеку, которого жизнь учила изъясняться на итальянском, испанском и немецком.

Интересный момент: в начале мая Писарев получил новое назначение, на прощание выиграл без какого-либо тренировочного сбора международный турнир в Португалии, этап Евролиги в Москве на Поклонной горе и уже полностью переключился на функции спортивного директора. Плюс еще и в штабе Дика Адвоката помогать надо было. А наши пляжники взяли и завоевали следом Кубок Европы. Это какой же фундамент надо было заложить, чтобы без опытного старшего тренера сборная продолжала победную поступь! Стало быть, и на песке можно строить прочные замки.

***

По репортерским делам в последние годы беседовать с Писаревым приходилось регулярно, хотя застать его было непросто: только прибыл с одного турнира, как надо лететь куда-нибудь в Дубай на жеребьевку чемпионата мира. Но на профессиональные темы говорил и после успехов, и после неудач одинаково четко и последовательно. Например, старался не выделять кого-то из игроков, подчеркивая, что побеждает и проигрывает команда. И в то же время не ограничивался голой информатикой, искал обобщения:

– Пенальти сколько угодно можно отрабатывать на тренировках, но на занятиях никогда не создашь атмосферу игры, того давления, которые испытывают футболисты. То есть это вопрос не техники, а психологии. И все же, если мы постоянно уступаем в послематчевых сериях, тренер должен что-то менять. Возможно, нужно больше персонально работать с вратарями, чтобы они чаще выручали.

Или другая концептуальная вещь:

– Я придерживаюсь мнения, что национальная команда не может состоять из одних и тех же футболистов. Всегда должен играть тот, кто на данный момент сильнее.

Этот постулат теперь предстоит проверять на уровне всех сборных, которые входят в сферу деятельности спортивного директора. И было вполне естественным видеть Писарева то в проливной дождь на столичном стадионе «Крылья Советов», где безуспешно бились за путевку на чемпионат Европы юноши 1991 года рождения, то на солнцепеке в подмосковном Красноармейске, куда приезжали соперники женской сборной России.

Есть люди процесса, есть люди результата. Николай Николаевич, похоже, принадлежит к тем, кому интересно и то, и другое. Оттого и ответил он согласием на предложение руководства РФС, что фронт работ открывался немереный.

О ком или о чем статья...

Писарев Николай Николаевич