Войти

Алан Дзагоев: «Хочу стать лучшим футболистом мира»

«Москва спортивная», 31.03.2009

Алан Дзагоев – самое яркое явление российского футбола за последние полтора года. Он стремительно превратился из никому не известного дебютанта в настоящую звезду нашего футбола. Сам Алан не очень любит это слово – «звезда». Он до сих пор смущается, когда у него берут интервью. Но вместе с тем видно – этот паренек, несмотря на внешнюю скромность, уверен в своих силах и с выбранной дороги не свернет.

О ФУТБОЛЕ…

– Алан, что самое сложное в вашем новом статусе?

– Внимание прессы. Поначалу я был к нему не готов. Все эти камеры, диктофоны… Мне было не очень уютно. Хотя я все понимаю – я игрок ЦСКА, и болельщикам интересно, о чем я думаю, как оцениваю то или иное событие. Иногда мне совершенно не хочется давать интервью. Но бывают моменты, когда я, наоборот, не против высказать свое мнение. По большей части это зависит от того, как мы сыграли.

– Переживаете из-за поражений?

– Очень! Порой просто места себе не нахожу. Близкие люди утешают, поддерживают, но я все равно очень расстраиваюсь. Плохие игры я крайне тяжело переношу.

– На старте сезона вас, наверное, замучили вопросами про «проблему второго сезона»?

– Да, многие спрашивали. Но я пока не пойму, в чем она заключается. Возможно, в том, что игроки соперников теперь относятся ко мне по-иному.

– Но и вы стали играть гораздо жестче.

– Согласен. В прошлом году мне явно недоставало «физики». Мне многие об этом говорили. Бывало, ставили корпус – и я улетал. После этого сам для себя решил, что нужно играть пожестче. Я специально работаю над этим.

– Если сознательно лезть во все «стыки», это приведет к увеличению травматизма.

– «Шишки» уже появляются. Могу сравнить с прошлым сезоном – за несколько игр нового чемпионата я получил по ногам больше, чем за весь прошлый год.

– После одного из матчей вы сказали, что были недовольны своей игрой на старте сезона.

– Да, я мало забивал, отдавал мало голевых передач. Поэтому претензии мог предъявить только к себе самому. Очень расстроился из-за вылета ЦСКА из Кубка УЕФА. Я рассчитывал, что мы пройдем «Шахтер».

– В команде теперь у вас есть конкурент – бразилец Карвалью. Как к этому относитесь?

– Конкуренция – это всегда стимул для роста. Я рад тому, что Даниэль вернулся в ЦСКА. Это очень хороший футболист. Объективно его мастерство намного выше, чем мое. Пока единственный минус Карвалью в том, что он не набрал физическую форму.

– Согласитесь: в 2005 году Карвалью был восхитителен.

– Без вопросов. Даниэль мне самому тогда очень нравился. Только не записывайте его сразу в мои кумиры. Оставим формулировку такой: очень нравился. Впрочем, Даниэль и сейчас, в межсезонье, порой бывал хорош. В первую очередь, когда он с мячом. В такие моменты у бразильца очень трудно его отобрать. Единственное, чего ему недостает, это движения.

– Знаю, что вы расстроились из-за того, что ЦСКА покинул Газзаев.

– Валерий Георгиевич очень много мне дал. Во многом благодаря ему я смог так ярко проявить себя в прошлом сезоне. Разумеется, я не хотел, чтобы он уходил.

– ЦСКА Газзаева и ЦСКА Зико – найдите 10 отличий. Или хотя бы несколько.

– Пока я могу сказать следующее: оба тренера – очень хорошие специалисты. С ними очень приятно работать. С Валерием Георгиевичем ЦСКА добился серьезных успехов. Надеюсь, что они придут к нам и вместе с Зико. Пока я не вижу в нашей игре изменений, которые бросались бы в глаза. Мы стараемся действовать в такой же скоростной манере, так же быстро переходить из обороны в атаку. Какого-то разлада в команде тоже нет. Что изменилось, так это нагрузки. Всем известно, сколь велики они на тренировках Газзаева. У него очень трудные сборы.

– Какие планы у вас на этот сезон?

– Хочется побеждать, причем как можно больше. Выиграть чемпионат, удачно сыграть в Лиге чемпионов. Ну а самому – забивать побольше.

– А цели на перспективу?

– Очень большие, поверьте. Хочу стать лучшим футболистом мира. Если мечтать, то о самом высоком!

– В этом году вы играете с престижной «десяткой» на спине. Почему решили сменить номер?

– В детстве у меня было два любимых номера – десятый и девятый. Под «девяткой» в ЦСКА играет Вагнер – этот номер у всех бразильцев в особом почете. Ну а «десятка» освободилась с уходом из команды Жо. Перед сезоном я спросил у администратора ЦСКА, могу ли взять себе десятый номер. Тот ответил, что нет проблем.

– Партнеры потом не травили?

– Без шуток не обошлось. Но сейчас они уже стихли.

… И НЕ ТОЛЬКО

– Есть ощущение, что звездный статус не изменил вас – вы по-прежнему ведете себя скромно, с уважением относитесь к окружающим.

 – Так меня учили родители. Я прислушиваюсь к словам старших. А особенно к советам папы и мамы.

– Какой совет больше всего запомнился в жизни?

– Мне говорили: «Алан, работай, и ты обязательно станешь большим мастером. Но, как бы тебя ни подняла жизнь, не зазнавайся. Нужно всегда оставаться таким, какой ты есть». Эти слова моих близких всегда со мной.

– В прошлом году вы рассказывали, что для передвижения по Москве используете исключительно метро. Сейчас ситуация изменилась?

– Да, в прошлом году я получил права, и теперь у меня есть машина. Но я пока только учусь водить. Сейчас еще испытываю проблемы с парковкой. Недавно чуть в дерево не врезался. Но ничего – научусь. Пока же по-прежнему часто пользуюсь метро. Ну и такси, когда надо.

– В метро не скрыться от внимания болельщиков?

– Порой узнают, просят автографы. Недавно мой партнер по ЦСКА Димка Рыжов сказал: «Все, не буду больше с тобой на метро ездить!»

– Сами что чувствуете в такие моменты?

– Приятно, конечно. Хотя и немного неудобно.

– В прошлом году, насколько я знаю, вы подарили машину своему отцу?

– Да, это так. На последние накопления сделал отцу подарок – купил ему автомобиль Lexus GS 300. Кстати, на нем у меня и были первые уроки вождения, когда еще не было прав. Покатался в родном Беслане на этой машине.

– Думается, вряд ли бы местные гаишники наказали вас, попадись вы им.

– Это уж я не знаю.

– Предположу, что в Беслане вы – настоящий герой.

– Когда прилетаю на родину, действительно, чувствую особое к себе отношение. Вижу восторженные взгляды. Хотя многие не решаются подходить, стесняются. Люди у нас скромные.

– Москва успела стать вашим городом?

– Пока не полностью. Поначалу мне было очень непривычно в столице. Раньше я никогда не жил в больших городах и тут столкнулся с таким мегаполисом. Первые две недели только и думал: «Куда я попал? Как я буду здесь жить?» Я привык к тишине, а Москва – это совершенно другой ритм жизни. Все куда-то спешат, суетятся, шумят, обилие машин… Словом, я был совершенно не в своей тарелке.

– Как строится ваш досуг в Москве?

– Бываю в кинотеатрах, кафе… Иногда гуляю вместе с Димой Рыжовым. Живу же я в городе вместе с дядей и братом.

– Брат ведь у вас тоже футболист?

– Да, Гела чуть постарше меня, 1988 года рождения. Играет на такой же позиции, как и я. Надеюсь, что вы о нем еще услышите.

– Но пока получается, что младший брат опередил старшего?

– Если честно, я ничем не лучше Гелы. Брат всегда был на две головы выше меня в плане футбола. А то, что пока не сложилось, – сам виноват. Ему не хватало терпения. Но сейчас брат одумался, и я уверен, что он заиграет.

– Считаете себя везучим человеком?

– У меня на самом деле есть ощущение, что мне помогает кто-то свыше. Помню свой первый серьезный турнир в Тольятти, мне тогда было 15. В финале чемпионата России мы выиграли у сборной Москвы – 4:2, а я забил два гола. Не ожидал, что все так сложится. В прошлом чемпионате России мне тоже не раз везло. Например, в матче с «Тереком» вратарь соперников выбил мяч точно мне на голову. Я не успел увернуться, и мячик юркнул точно в сетку.

Хотя я не могу сказать, что у меня в жизни все было гладко. Случались моменты, когда многое не получалось, – настоящие спады. Я очень сильно переживал. Помню, за один год я резко прибавил в росте, вырос сразу на 16 сантиметров. А мышечная масса почти не увеличилась. Я вообще на ногах не стоял. Они были тонкие-тонкие. Даже бежать нормально не мог. Все говорили: «Алан, надо набирать вес». Приходилось работать над этим. У нас ребята соорудили свой тренажерный зал, и я ходил туда. И на поле специальные упражнения выполнял.

– Мне кажется, даже Валерий Газзаев не ожидал, что вас в прошлом году так прорвет.

– У меня, кстати, тоже есть такое ощущение. Валерий Георгиевич, конечно, рассчитывал на меня, но больше с прицелом на будущее, а не на этот сезон. Да я и сам думал, что мое время придет позже.

– Родители рады за вас?

– Конечно. И успехам в ЦСКА, и тому, что позвали в сборную. Жаль, в национальной команде пока не все получается. Но я не собираюсь опускать руки и сдаваться.

БЛИЦ С АЛАНОМ ДЗАГОЕВЫМ

– Кого из защитников в чемпионате России сложнее всего пройти?

– Игнашевича.

– Что загадали бы, если бы поймали золотую рыбку?

– Пожелал бы здоровья и долголетия родителям.

– Чего больше всего боялись в детстве?

– У меня почему-то всегда было ощущение, что под кроватью спрятался кто-то нехороший. Поэтому я прыгал на нее с разбега.

– Какую фразу чаще всего говорите судье на поле?

– Не хотелось бы ее воспроизводить.

– Самый отчаянный поступок детства?

– Однажды спрыгнул с крыши небольшого дома. На интерес. Правда, внизу была куча листьев, так что я абсолютно не ушибся. Мне было тогда лет 13.

– Если бы была возможность пригласить в ЦСКА любого игрока мира, кого бы вы позвали?

– Аргентинца Месси из «Барселоны».

– Что бы изменили в себе?

– Ничего. Хочу оставаться таким, как я есть.

– Какой должна быть девушка, чтобы понравиться Алану Дзагоеву?

– Скромной. Чтобы без всяких там выкрутасов. Ну и красивой, конечно.

– Что для вас счастье?

– Когда за меня радуются мои родители, близкие люди. Они верят в меня. И если я сейчас снижу уровень, это их расстроит. Поэтому буду стараться не останавливаться в росте!

ЧТО ГОВОРЯТ ОБ АЛАНЕ ДЗАГОЕВЕ

Андрей Талалаев, главный тренер юношеской сборной России:

– Считаю, что человека, обладающего таким последним пасом, у нас не было лет 15, после того как закончили играть Черенков и Гаврилов. Это видно невооруженным глазом. Не так давно я разговаривал о Дзагоеве с нашим прославленным ветераном Никитой Павловичем Симоняном. И он подчеркнул, что в игре Алана есть важное качество – своевременность паса. Важно не только видеть поле, но и понимать, когда нужно отдавать передачу. Это талант. Просто так этому не научишь.

О ком или о чем статья...

Дзагоев Алан Елизбарович