Войти

Настоящий полковник

«Спортивный меридиан», 13.05.2009

Эпизод из футбольного матча почти полувековой давности до сих пор стоит у него перед глазами. Ворвавшись на пятой передаче в штрафную площадь «Нефтяника», получил от партнёра пас-конфетку. Ему бы сразу пробить, да решил покрасоваться. Подумал: сейчас всё сделаю чин чинарём. Поймаю Хвоста на паузе и как засажу с левой ноги! Ближний-то угол открыт.

Маститый Виктор Хвостов на финт не поддался. Взял и притормозил. Пришлось закручивать в дальний. Мяч просвистел рядом со штангой…

В дуэлях с Николаем Набоковым удача защитникам сопутствовала редко. Для него что пять метров до ворот, что двадцать пять. Голова – дом советов, на ногах словно сапоги-скороходы с оптическим прицелом. Если получал мяч на скорости, обороне соперников можно было заказывать отходную. Разрывал, как тузик грелку.

Полёты не во сне, а наяву

Детство прошло на Городище. Авторитетом среди сверстников пользовался непререкаемым. И Тимур, и Мишка Квакин в одном лице. Столько воды утекло, а кажется, будто было вчера.

По пути к магазину (мать послала за хлебом) дорогу перегородили двое.

– Дай три рубля!

Не поведя и бровью, Николай в лаконичной, но доходчивой форме объяснил своим «оппонентам», куда им следует направить свои стопы в поисках желаемого.

– Эй, пацан, не нарывайся. Вот мы Набокову скажем, он тебя!

– Ну, если Набокову скажете, – засмеялся Николай и зашагал дальше.

Футбольные баталии проходили на пересечении Перекопской и Гвардейской. Свою «Маракану» ребята возводили сами. Очистили от мусора пустырь, разметили поле, из подручных материалов соорудили ворота. Сетки повесили настоящие. Где раздобыли? Пусть это останется маленькой тайной. На команды делились по-честному. Каждый капитан выбирал «солдат» по очереди. Чаще всего побеждали те, кого вёл за собой Набоков.

Над риторическим вопросом «почему люди не летают, как птицы» мальчишки с Городища не мучились. К вырезанным из металлической бочки пластинам прилаживали кожаные крепления (тоже самодельные) – и вперёд, на горку. Стремительный разгон, отрыв и. прощай, земное притяженье!

Однажды свидетелем этих смелых экспериментов стал тренер по прыжкам с трамплина Евгений Филиппович Рыболовлев.

Через год он повёз Колю Набокова на первенство Азии в Иркутск. Повёз на свой страх и риск. К соревнованиям-то допускали спортсменов начиная с четырнадцатилетнего возраста, а абсолютному чемпиону Тюменской области едва стукнуло одиннадцать. Много копий было сломано на заседании строгой судейской комиссии, прежде чем юному самородку дали добро на прыжки. Из трёхсот шестидесяти участников он занял пятое место. Прыгал бы Коля и дальше, да взрослые «дяди», в заботе о счастье народном, разобрали тюменский трамплин.

Устоять на крутых виражах

Футбольную азбуку Набоков постигал в «Локомотиве». У Юрия Табуева. Способность оказаться в нужное время в нужном месте, скоростной дриблинг и акцентированный удар поставил ему именно Юрий Алексеевич. Да и не только игровых премудростей набрался от Табуева Набоков.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Зла не держи, но и в обиду себя не давай. Пустыми обещаниями не разбрасывайся. Эти в общем-то простые принципы помогли Николаю Николаевичу устоять на крутых виражах судьбы.

В 1965 году группа подготовки при команде мастеров «Нефтяник» обогатилась целой россыпью талантов. Володя и Валентин Чукмалдины, Олег Захаров, Володя Погодаев, Виктор и Иван Раменские, Витя Мицик. Трудом и талантом Набоков пробился в основу флагмана тюменского футбола. Однако на профессиональном уровне провёл всего один сезон. Замучили травмы.

По иронии судьбы точку в карьере Николая Николаевича поставил свой же защитник. Тренировочное задание действовать против нападающих жёстко он выполнил на совесть. Колено, и без того измученное травмами, «полетело» окончательно. Для Набокова наступили чёрные дни. Одни больничные палаты сменялись другими, каждая последующая операция была тяжелее предыдущей. Другой бы на его месте сломался, но он нашёл в себе силы перевернуть страницу. Не только вернулся в спорт, но и стал настоящим полковником.

Просто «железный»

В начале семидесятых (к тому времени Набоков уже окончил Омский институт физкультуры) корифей тюменского спорта Пётр Николаевич Трушков позвал его в «Динамо». Давай, Коля, убьёшь двух зайцев. И при деле любимом будешь (в милицейском обществе тренеру Набокову обещали доверить команды по футболу и хоккею с мячом), и воинский долг Отчизне отдашь.

По мнению друзей, в бенди Набоков играл, пожалуй, даже лучше, чем в футбол. Но сам он считает иначе. Много забивал? Что было, то было. А вот тонкостей этого вида спорта так и не усвоил. Эксплуатировал данные природой качества. Получал мяч, убегал от защитников и расправлялся с вратарём. Да уж, Николай Николаевич, всем бы так «не понимать сути».

На новом месте Набоков освоился быстро. При нём, по крайней мере в городе и области, динамовцам равных не было. Если футбольную дружину он только тренировал, то в хоккейных сражениях принимал участие сам. К выходу на лёд готовился тщательно. Помимо обычной амуниции надевал специальные наколенники, щитки, бандаж. Давали о себе знать старые травмы. Во время матча о болячках забывал напрочь. Однажды на зональных соревнованиях в Нижней Туре играл со сломанной ключицей. Сумасшедший, скажет кто-то. Нет, просто «железный».

Слов на ветер не бросает

Когда Набоков учился в железнодорожном училище, чуть было не ушёл в конькобежцы. Накануне ответственных соревнований областная сборная «Трудовых резервов» осталась без спринтера. Тут-то тренеры и вспомнили о «быстрокрылом» хоккеисте. Однако на предложение переквалифицироваться в конькобежца Николай ответил категорическим отказом.

– Вы что, смеётесь? Да я на этих «лыжах» грохнусь на первом же повороте!

Что делать? За помощью обратились к Борису Мишатину. Мол, выручайте, Борис Алексеевич.

Мишатин быстро нашёл к Набокову подход.

– Коля, ну что тебе стоит? Всего пятьсот метров. Пробежал – и свободен.

Норматив первого разряда Набоков выполнил в дебютном же старте, а через месяц показал «кандидатское» время. Тем не менее сражение с хоккеистами за Набокова конькобежцы всё же проиграли. На соревнованиях в Свердловске уговорили пробежать «десятку». Истязание марафоном прирождённый спринтер выдержал (на то он и «железный), но после финиша сказал как отрезал: «Всё, ребята, баста, больше я эти коньки не надену». Своих слов Набоков на ветер никогда не бросает.

Кушников Александр

О ком или о чем статья...

Набоков Николай Николаевич