Войти

Вратарь республики

«Стадион», 04.11.2010

Голкипер Нукри Ревишвили в интервью нашему еженедельнику рассказал о том, что заставило его покинуть казанский «Рубин» и перейти в «Анжи», о том, какие отношения сложились у него с конкурентом за место в стартовом составе – Ильей Абаевым – и о том, за счет чего сборная Грузии, наконец, «заиграла». Уже по традиции к участию в разговоре мы привлекли болельщиков из фан-группы «Дикая дивизия», которые на своей гостевой книге в Интернете, откликнувшись на наше предложение, задали вопросы Ревишвили. «Фанатские» вопросы отмечены никами их авторов в скобках.

В СБОРНОЙ ГРУЗИИ – С 17-ти ЛЕТ

– В Грузии с детства все хотят играть в атаке, в худшем случае – в защите, но только не в воротах. Поэтому интересно, как ты стал голкипером?

– Я среди сверстников всегда выделялся высоким ростом, поэтому неслучайно, наверное, тренер Тимури Надирадзе в детской футбольной школе в моем родном Кутаиси, где я начинал, определил меня во вратари. Я, в принципе, был не против. Родители, кстати, поначалу не рассматривали мои занятия футболом всерьез и поверили в то, что всё-таки стану футболистом, только когда я в 16 лет попал в главную команду кутаисского «Торпедо» и принес домой свою первую зарплату. Даже смирились с тем, что бросил учебу в обычной школе. В меня очень верил дедушка, мой самый главный болельщик. Он-то меня и отвел в свое время в футбольную школу кутаисского «Торпедо». Правда, и отец, когда я был маленьким, говорил, что я буду играть в сборной Грузии. На районе, конечно, посмеивались над этими его заявлениями, но очень недолго. Вызов в главную сборную я получил еще в 17 лет, а дебютировал в её составе в 18 лет в выездном матче против Греции в 2005 году в рамках отборочного цикла чемпионата мира. Мы тогда уступили 0:1, но я отыграл вроде неплохо, и «Рубин», который ко мне тогда присматривался, после того матча решился подписать со мной контракт.

– Тебе, к слову, и последние матчи за сборную удались.

– Да, наконец-то на родине во всех бедах не винят вратаря сборной. Утихли разговоры и о том, что надо натурализовать какого-нибудь немецкого голкипера, чтобы он мог выступать за сборную Грузии. Некоторое время назад это обсуждалось на полном серьезе. Было очень обидно это слышать. Сейчас благодаря доверию со стороны нового наставника грузинской сборной Темури Кецбая, которое я почувствовал сразу, мне играется легко и уверенно. И не только мне, но и вообще многим футболистам сборной. Оборона, в частности, стала действовать намного лучше, и немалая заслуга в том, что мы мало пропускаем в последнее время, принадлежит ей. Кстати, на ближайший товарищеский матч против Словении Кецбая планирует пригласить и Гочу Ходжава с Отаром Марцваладзе, как и других грузинских футболистов, способных помочь сборной, но проверить которых в матчах отборочного цикла было бы рискованно.

В «АНЖИ» ПЕРЕШЕЛ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ

– На твой переход в «Анжи» в свое время повлияло присутствие в нашей команде твоих соотечественников?

– Да, конечно, Мамуку Джугели, бывшего спортивного директора «Анжи», вы, наверное, знаете. Это не только мой агент, но и близкий друг. В общем-то, по его совету и перешел в «Анжи». Помощник Бердыева Виталий Кафанов уговаривал меня остаться, да и сам Курбан Бекиевич был не прочь сохранить меня в команде. Но меня категорически не устраивало, что приходится практически всё время проводить на лавке.

– Кстати, не советовался ли с Сергеем Рыжиковым, когда возник вариант с переездом в Махачкалу?

– Да, у нас был разговор по этому поводу. Сергей рассказал, что здесь вполне приличные условия для того, чтобы тренироваться, работать – база хорошая, болельщики любят футбол и команду, а среди негативных моментов, пожалуй, только то, что в регионе неспокойно. Но я-то сам с Кавказа, привык, в общем-то, к тому, что не всегда здесь спокойно. В Грузии тоже совсем еще недавно стреляли, а обстановка наладилась только сейчас. Думаю, и в Дагестане в скором времени станет спокойнее.

– Желание вернуться в Казань не возникает? (Osimus)

– У меня очень хорошие воспоминания о времени, проведенном там. Но по мне лучше вернуться в Грузию, чем где-то полировать лавку, пусть даже в таком славном городе, как Казань.

– Где лучше атмосфера на стадионе – в Махачкале или Казани? (Shamil22)

– Атмосфера на стадионе в Махачкале, конечно, лучше. В Казани я только однажды видел аншлаг – когда «Рубин» играл с «Барселоной». А так, даже на матчи казанцев против российских топ-клубов – ЦСКА, «Спартака», «Зенита», «Локомотива» – собирались максимум 10 тысяч зрителей. А если футбольный матч по времени совпадал с игрой хоккейного «Ак Барса», то на стадионе бывало считанное число болельщиков. В Махачкале к играм «Анжи», конечно, совсем иное отношение. Здесь любят футбол.

«АБАЕВ МНЕ – ДРУГ»

– Одним из главных побудительных мотивов, повлиявших на твое решение сменить клуб, было желание играть. Но в «Анжи» ты выходишь только через раз, тебя это устраивает?

– Я понимал, что постоянное место в стартовом составе «Анжи» за мной не забронировано. Знал, что в команде уже есть хороший вратарь – Илья Абаев. Омари Тетрадзе, который возглавлял «Анжи», когда я переходил в клуб, пообещал мне только одно – что у меня будет шанс, и всё будет зависеть от того, как я себя проявлю. Я бы не рискнул сейчас сказать, что играю лучше Абаева или что Илья превосходит меня. Поэтому думаю, что нынешняя ротация на вратарской позиции оправданна. Пока на счету Илюхи больше матчей в текущем сезоне, но если в итоге у нас получится приблизительное равенство по общему количеству игр за «Анжи» в этом году, я останусь вполне доволен.

– Из чего исходят тренеры, делая всякий раз выбор между тобой и Абаевым?

– Як Гаджи Муслимовичу с таким же вопросом обращался еще по ходу первого круга – кажется, до игры с московским «Спартаком». Он объяснил, что выбор во многом зависит от соперника, с которым предстоит встретиться, и от манеры его игры. Илья, по его оценке, лучше меня играет на выходах, мне удается игра на «ленточке». И, к примеру, против «Спартака», который в штрафную обычно подает мало, по этой причине выпускают меня, а против «Зенита», нередко прибегающего к фланговым навесам, выходит Абаев.

– Кто на данный момент всё-таки должен занимать пост №1 в «Анжи»? В чем твои сильные качества, а в чём Абаева? (ABU-MALIK)

– Конечно, было бы лучше, если бы мы оба получали игровую практику как первые вратари. У Ильи, на мой взгляд, вообще нет каких-то явных минусов в игре. А меня и мои сильные стороны пусть оценивают болельщики.

– Не кажется ли тебе, что твой минус – это неуверенная игра на выходах? (Загид)

– Я так не думаю. Просто в «Рубине», где я провел четыре года, тренеры наказывали выходить на верховые подачи только в тех случаях, когда есть стопроцентная уверенность, что возьму мяч. Ведь если пошел на подачу, которую можешь и не достать, рискуешь и на выходе толком не сыграть, и ворота пустыми оставить. Поэтому выхожу только в тех эпизодах, когда полностью уверен в том, что заберу мяч. Конечно, когда вратарь выходит и ловит большинство верховых мячей, это снимает нагрузку с защитников. Но дело в том, что в «Рубине» очень высокие защитники, и с большинством навесов они справлялись самостоятельно. Возможно, поэтому тренеры не требовали от нас с Рыжиковым активной игры на выходах.

– Нравится ли тебе меняться постоянно с Абаевым? Как думаешь, есть ли в этом хоть какие-нибудь плюсы? (fan)

– Я не могу назвать это конкуренцией. Ведь играем мы, главным образом, по очереди и зависит это от решения тренерского штаба, который при этом руководствуется необходимостью дать нам играть в равной степени, чтобы никто из нас не приуныл, засидевшись на скамейке. В этой ситуации есть свои негативные стороны. Но есть и позитивные. Уж лучше играть из шести хотя бы три матча, чем совсем не играть.

– Какие отношения у тебя с Абаевым, он ведь твой конкурент? (murad777)

– У меня очень хорошие отношения с Ильей, несмотря на то, что мы оба хотим играть и воспринимаем вынужденные паузы без особой радости. В принципе, то, что я был запасным вратарем в «Рубине», тоже никак не влияло на мои отношения с тем же Рыжиковым. И Сергей, и Илья – это мои самые большие друзья среди вратарей.

«ПОСЛЕ ПИТЕРА НЕ СПАЛ ДВА ДНЯ»

– Что тебе как футболисту дало и дает выступление за «Анжи»? (fan)

– За тот неполный год, что я в команде, конечно, приобрел большой опыт. Возможно, гораздо больший, чем тот, что я получил в Казани, проводя максимум по две-три игры за сезон. Многому научился и у Гаджи Муслимовича, причем не только в ходе тренировок, но и по результатам личных бесед. Не могу не упомянуть в этой связи и Курбана Бердыева. Работа с такими специалистами для меня неоценима, ведь я и сам готовлю себя к тренерской карьере – наблюдаю, конспектирую.

– Какие игры, в которых ты принимал участие, тебе запомнились больше всего? (Ispik)

– Недавний матч сборной Грузии против Мальты. Мы играли дома, в присутствии 60 тысяч болельщиков, атаковали все 90 минут, но никак не могли забить. Я себе места не находил, так переживал, что не сможем выиграть при полных трибунах. К счастью, Давид Сирадзе в той игре забил гол на 92-й минуте, и мы выиграли. Я, наверное, ни одному голу в своей жизни так не радовался. Отметил бы и матч первого круга в составе «Анжи» в Казани, где все закончилось нулевой ничьей. Очень приятно было, что удачно сыграл против своей бывшей команды, не пропустил. Хотя подчеркну, никакой обиды на «Рубин» у меня нет и в помине.

– Из пропущенных тобой мячей в составе «Анжи» есть такой, в котором виноват только ты? (Ruslan05)

– Есть, конечно. Тот, что пропустил в Питере. Два решения было в той ситуации – поймать мяч или отбить подальше. Моя ошибка в том, что я не выбрал ни то, ни другое, и в итоге отбил мяч перед собой. Я два дня после той игры не мог спать, очень переживал. За третий гол от «Динамо», забитый со штрафного, вина тоже на мне: не должен вратарь в «свой» угол пропускать.

– Какой самый запомнившийся тебе сейв в твоем исполнении? (WEEZY)

– В той же самой игре сборных Грузии и Мальты при счете 0:0 уже в концовке матча нападающий соперников вышел один на один со мной, и я потащил мяч после его удара. Как мне это удалось – сам потом не мог понять. И в следующей же атаке после этого мы забили победный гол. Так что тот эпизод, когда я взял удар, выходит, оказался переломным.

ПОЗИТИВНЫЙ КЕЦБАЯ

– Кто был твоим кумиром в детстве? (sulik05)

– Всегда нравились Питер Шмейхель и Эдвин ван дер Сар. Если же говорить о вратарских школах, то сильнейшей я считаю немецкую.

– Что для тебя значит имя Анзора Кавазашвили? (Далеко2)

– Вживую его игру, к сожалению, не видел. Говорят, великий был вратарь. Раньше вообще в Грузии была хорошая вратарская школа. Сейчас дела обстоят хуже, и в Грузии дефицит хороших голкиперов. Кстати, в Кутаиси некоторое время довелось поработать и под руководством знаменитого Отара Габелия. Я и сейчас с ним часто общаюсь. Его советы очень ценны для меня.

– Видел ли ты матчи великого «Динамо» Тбилиси? Есть ли сейчас в Грузии такие великие игроки! Сохранилась ли самобытная грузинская школа? (Кавказедин)

– Некоторые матчи видел своими глазами, о других сужу по записям старых матчей. В Грузии вообще 13 мая, в день победы «Динамо» в Кубке Кубков, всегда показывают по телевидению тот финал. Конечно, сейчас таких великих игроков, какие были в том «Динамо», у нас в стране нет. Хотя Грузия во все времена богата футбольными талантами. И среди нынешнего поколения немало хороших игроков. Но в грузинском чемпионате из-за его бедности застать этих ребят невозможно, многие в раннем возрасте уезжают в клубы других стран. Грузинская школа футбола жива, но нуждается в финансовой подпитке, чтобы молодые таланты имели возможность развиваться у себя на родине, а не вынуждены были искать лучшей доли за границей и в не самых сильных чемпионатах.

– Почему сборная Грузии играет неважно, имея классных игроков, которые выступают почти все в сильных чемпионатах и далеко в не последних клубах! Не хватает единства! Хорошего тренера? (Gadjinho)

– Этот вопрос и в самой Грузии долгое время был одним из главных предметов обсуждения в футбольных и болельщицких кругах. Сейчас в сборной впервые за долгое время появилось единство. Мы играем как одна команда. Думаю, этот позитив идет от Кецбая. И результаты появились, хотя нынешняя сборная Грузии не располагает тем составом, который был у нее еще несколько лет назад, когда в своих клубах блистали Каладзе и Арвеладзе. Раньше у нас уже после первых четырех игр в отборочной группе не оставалось никаких шансов бороться за путевки на крупные турниры, а сейчас они есть. Это очевидный прогресс.

«МАМУКА НИКОГДА НЕ ОБМАНЫВАЕТ»

– Почему Мамука Джугели не главный тренер сборной Грузии? (Mafia99)

– Он уже давно главный тренер сборной. Это шутка, конечно. А вообще с Кецбая у Джугели очень хорошие отношения, они советуются друг с другом. Благодаря Мамуке многие грузинские игроки трудоустроились в чемпионатах других стран. В России, например, большинство игроков из Грузии – его клиенты. К нему по-разному относятся в России. Но для игроков он действительно не просто агент, а близкий друг. Такое отношение к нему основывается на том, что он предельно честен с футболистами, никогда не обманывает их, не обещает того, на что на самом деле рассчитывать не стоит. Немало же других примеров, когда агенты много обещают, но ничего не делают.

– В твоей карьере были случаи, когда тебе предлагали сдать матч? Как считаешь, в российской премьер-лиге есть так называемые договорняки? (fan)

– Слава Богу, у меня не было такого. И даже если будет кто-то подходить с такими предложениями, это бесполезно – я в этом участвовать не буду. Но я думаю, моя репутация убережет меня от любых попыток выйти на меня с предложениями подобного рода. А насчет того, есть ли «договорняки» в премьер-лиге, мне сложно что-то сказать. Наверное, раз об этом столько говорят, значит, что-то такое имеет место.

– Как смотришь на лимит легионеров? Это на руку сборной России, или же игроки с российским паспортом расслабляются из-за снижающейся в связи с лимитом конкуренции? (Ильмудин)

– Я думаю, нынешнее соотношение – пять легионеров на шесть россиян – это нормально, оправданно. Но ужесточать требования в пользу российских игроков было бы не очень правильно. Это ослабило бы российский чемпионат, ведь вряд ли сейчас найдется столько местных футболистов, соответствующих нынешнему уровню премьер-лиги.

«ПЕРЧАТКИ МЕНЯЮ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ»

– На тренировках в двусторонках всегда в воротах стоишь, или бывает, что играешь в поле? (Ruslan05)

– В Казани было такое, что играл в поле. «Рубин» на неделю пригласил тренера вратарей мадридского «Реала» Педро. Он удивлялся: «Почему вы, вратари, не играете в «квадрат» вместе с полевыми?» Икер Касильяс, как выяснилось, участвует во всех игровых упражнениях, предписанных полевым игрокам. И, как я узнал позже, вратарь «Ливерпуля» Рейна и вовсе в предсезонных товарищеских матчах нередко играет на позиции опорного полузащитника. По крайней мере, при Бенитесе было так. Это позволяет вратарю улучшить игру ногами. Очень полезная практика.

– В одном спортивном магазине в Махачкале, говорят, ты купил сразу десять пар вратарских перчаток. Правда, что на каждую игру ты надеваешь новые перчатки?

– Для футболиста бутсы – самый важный элемент экипировки. Для вратаря – бутсы и перчатки. Я меняю перчатки каждую неделю, так как за это время они теряют свои первоначальные свойства, становится хуже сцепление с мячом.

– Каким вратарь должен быть в идеале? (Ruslan05)

– В идеале вратарь должен брать все мячи. И неважно, красиво он это сделал или нет, главное – отстоять ворота. Кроме того, как говорил нам Педро из «Реала», вратарю, как никому другому на поле, важна психологическая чистота и холодная голова. И игра точно не пойдет, если тебя что-то гложет, отвлекает. По себе знаю. В играх это не проявлялось, но на тренировках порой давало о себе знать.

– Твой совет начинающим вратарям. (Ruslan05)

– Мне самому многому еще надо учиться, прежде чем кому-то что-то советовать. Важно, чтобы ребятам везло с тренерами, чтобы их правильно учили. Потому что если с самого начала в тебя вложили неверные знания, научили неправильной технике, переучиваться потом будет крайне сложно. Мне повезло, что я еще в относительно юном возрасте попал к Виталию Кафанову в «Рубин». Он вовремя указал мне на мои ошибки в представлениях о вратарской технике, которые следовало исправить.

– Смог бы повторить «удар скорпиона» колумбийского вратаря Рене Игиты? (dagastyle)

– Только когда «Дикая дивизия» меня полюбит. Сейчас мне такого фокуса в игре не простят.

– Чем займешься по завершении карьеры? Нет ли в планах, например, открыть ресторан грузинской кухни в Махачкале? (Ruslan05)

– В ближайших планах нет ничего, кроме футбола. А уж в бизнесе совсем себя не вижу. Однако если задержусь в Махачкале надолго, почему бы и нет – может, и подумаю об открытии такого ресторана. Но не сейчас.

– Ты женат? Есть ли у тебя дети? (CUBA)

– Женат уже три с половиной года. Дочке годик и десять месяцев. Не рискнул её перевезти сюда в таком раннем возрасте.

– Что бы ты попросил у Деда Мороза на Новый год, если б верил в него? (EVERTON)

– Сына.

По традиции после интервью нашему собеседнику было предложено назвать лучший, на его взгляд, вопрос болельщика. Нукри Ревишвили отдал предпочтение вопросу о самом запоминающемся сейве. Его автор – фанат под псевдонимом WEEZY – получит призы нашей газеты – футболку с логотипом «Стадиона» и книги на спортивную тему.

О ком или о чем статья...

Ревишвили Нукри Патович