Войти

Лучший нападающий серебряной «Балтики»

«Калининградский спорт», 14.10.2010

За всю советскую историю лучше всего «Балтика» играла на рубеже 50-60-х годов, когда дважды останавливалась в шаге от завоевания путевки в высшую лигу чемпионата СССР. А любимцем болельщиков и самым результативным нападающим команды полвека назад был Арон Гирсон. Высокий, сильный, резкий! Способный обвести двух-трех защитников подряд, оттеснить от мяча не то что соперника – грузовик, и в то же время король в борьбе за мяч на втором этаже. Одним словом, форвард таранного типа! Кто из тренеров не видел его, такого необходимого, в самых счастливых снах?!

Нам удалось узнать номер телефона Арона Гирсона (а он сейчас живет в Самаре) и стать первым калининградским изданием, опубликовавшим интервью со знаменитым футболистом!

Играл против легендарного «Динамо»

– Арон Исаакович, расскажите о своей молодости, где постигали азы футбола?

– Я вырос в Куйбышеве, так тогда называлась Самара. Жил на улице Вокзальной возле стадиона «Локомотив», где пропадал сутками – как и все мальчишки моего времени, безумно любил футбол. Играл хорошо, входил в юношескую сборную города и в 1957 году меня пригласили в «Крылья Советов», которые тогда выступали в классе «А» (высшей лиге) чемпионата СССР. Правда, за основной состав удалось сыграть только один матч. В августе 1958 года вышел на поле против легендарного московского «Динамо». Заранее знал, что буду играть: накануне забил два гола дублерам ЦСКА, и после матча старший тренер «Крылышек» Александр Кузьмич Абрамов сказал: «Готовься, будешь играть с «Динамо». Но я «перегорел», сыграл плохо…

Зря «Балтика» не работала с судьями

– И после этого вы перебрались в Калининград?

– Не сразу, конечно, но перебрался. Надоело сидеть в запасе «Крыльев». Хотя в «Балтике» оказался случайно. В марте 1959 года в Ленинграде пересекся с земляком Володей Соловьевым, который переехал на балтийские берега на год раньше. Он меня и сманил в Калининград, чему я не сопротивлялся – уж очень хотелось играть! И не поверите, на следующий день ко мне домой в Куйбышеве пришли автоматчики из местного СКА, который также выступал в первенстве страны, но я от дома был уже очень далеко.

К «Балтике» присоединился на сборах в Мукачеве и вскоре застолбил за собой место в «основе». Команду тогда возглавлял Владимир Щербинский – классный тренер и великолепный человек, умница! В российском футболе он заметного следа не оставил, так как работал только с калининградскими командами, но для янтарного края стал по-настоящему исторической личностью.

– Как складывались дела в «Балтике»?

– Великолепно! Мы тогда выступали в классе «Б» (первая лига чемпионата). Предыдущий сезон балтийцы провели откровенно слабо, заняв в своей зоне предпоследнее место. Поэтому к числу фаворитов турнира весной 1959 года нас никто не причислял.

Старт выглядел чрезвычайно трудным – четыре игры на выезде с сильными украинскими командами, в том числе с армейцами Львова и «Черноморцем» (Одесса). Но мы сыграли великолепно – привезли с Украины семь очков (три победы и ничья), а я в 4-х играх забил 5 мячей! Продолжили побеждать и в дальнейшем.

– Но финишировали в итоге на втором месте, как и спустя два года в сезоне-1961. Чего не хватило для того, чтобы побороться за путевку в высшую лигу чемпионата СССР, которую в финальном турнире оспаривали победители зон класса «Б»?

– Надо было плотнее общаться с судьями, стимулировать соперников конкурентов. Сейчас это модно, но тогда мы о такой «работе» не слыхивали. Позже я играл в Одессе и узнал, что «Черноморцу» перед заключительной игрой первенства руководители «Локомотива» (Винница) пообещали двойные премиальные за игру с «Балтикой». И одесситы, словно с цепи сорвались, сыграли с нами в Калининграде вничью. В итоге мы отстали от железнодорожников на одно очко.

А в 1961 году нам судья подножку подставил. В последнем матче 15-го октября мы играли в Иваново с «Текстильщиком». Нас устраивала и ничья. За пять минут до конца матча при счете 2-2 нападающий Альберт Посыпкин, который зачем-то прибежал в нашу штрафную площадку, неудачно принял мяч и тот задел руку. Судья тут же указал на «точку», будто бы ждал этого момента. «Балтика» проиграла 2-3, и нас догнало «Динамо» (Киров), имевшее преимущество по разнице мячей. Хотя по ходу первенства мы дважды динамовцев обыграли. Пришлось снова довольствоваться вторым местом.

– Поэтому вы после окончания сезона-1961 покинули «Балтику»?

– Замечу, что еще в конце 1960 года я мог вернуться в родной Куйбышев. «Крылья Советов» вылетели из высшей лиги, и новые тренеры объявили сбор лучших куйбышевских футболистов, выступавших за команды других городов. Вспомнили обо мне, о Владимире Соловьеве и Борисе Спиркине – мы выступали за «Балтику». Патриоты родного города, мы тут же написали заявления о переходе в «Крылышки». Но другие «патриоты», из Калининградского обкома КПСС, покрыли эти заявления «козырями» – повестками в военкомат. Они понимали, что теряют: без нас «Балтика» на высокие места претендовать не могла. Не буду хвалиться, но за «Балтику» только я в 80-ти играх наколотил 40 голов!

На новый уровень

– Но почему тогда год спустя вы все-таки навсегда уехали из Калининграда?

– Считал, что перерос уровень класса «Б». Хотелось поиграть в высшей лиге. В конце 1961 года я сыграл за сборную российских клубов класса «Б» в каком-то матче в «Лужниках». Меня назначили капитаном команды и вручили новые бутсы. Ноги мне они натерли жуть как! Я не о футболе думал, а о том, как бы поскорее эти бутсы снять. Тем не менее, сразу после игры ко мне подошли тренеры из кишиневской «Молдовы» и предложили перейти в их команду, выступавшую в высшей лиге.

Когда поехал на просмотр, меня поселили в гостинице. Как игрок я молдаван полностью устраивал и мне предложили остаться в Кишиневе. На вопрос, где я буду жить? Ответили, что пока в гостинице. Но мне этого не хотелось, ведь в Калининграде была шикарная квартира. В-общем, поставил условие – остаюсь, если предоставите хорошее жилье! Ордер на квартиру принесли на следующий день.

Дальнейшим ходом своей карьеры я доволен – в составе «Молдовы» играл в элите отечественного футбола, затем вместе с одесским СКА прошел путь от второй до высшей лиги чемпионата СССР. А повесил бутсы на гвоздь в родном Куйбышеве – в команде «Металлург», игравшей в первой советской лиге.

Из футбола в гимнастику

– Чем сейчас занимаетесь?

– Около тридцати лет руководил СДЮСШОР-5 по спортивной гимнастике г. Самары, а сейчас исполняю обязанности заместителя директора. С моим приходом на две трети увеличилось число учащихся. Появились заметные спортивные результаты. Наконец-то был капитально отремонтирован спортивный зал.

Также я вхожу в консультативный совет при главе администрации г. Самары.

– А почему именно гимнастика?

– Это основа любого вида спорта. И когда мне предложили возглавить далеко не ведущую спортивную школу Самары, отказываться не стал, о чем никогда не жалел.

– Следите ли за играми нынешней «Балтики»?

– Конечно! Очень огорчен тем, что она борется за выживание в первом дивизионе. Удивляет и малое число зрителей на ее домашних играх. Раньше, помню, трибуны всегда до отказа заполнялись. В 1959 году, например, Северной и Западной трибун в нынешнем виде не было. Там были вкопаны деревянные скамейки, но меньше десяти тысяч зрителей никогда не приходило. Значит, нынешние футболисты «Балтики» играют не так ярко, как хотелось бы болельщикам. Они получают в сто раз больше денег, чем мы, но завести публику, доставить ей удовольствие не могут.

– Когда в последний раз были в Калининграде?

– Лет семь назад. С Альбертом Посыпкиным хорошенько пообщался тогда.

– Арон Исаакович Посыпкин умер в августе 1999-го…

– Очень жаль. Ох, как же время стремительно летит!

– С кем-нибудь из партнеров по той великолепной «Балтике» образца 1959-61 годов общаетесь?

– Многие из них в Самаре живут или жили. Хорошо с Витей Киршом общался (полгода назад он умер), Колей Поздняковым, Жорой Вербовским. А однажды, лет двадцать назад с армянином Робертом Оганесяном виделся! Сейчас очень хочется приехать на пару дней в Калининград, готов прилететь за свой счет на матч закрытия сезона. Так что поговорите с руководством «Балтики», пусть купят билет на обратную дорогу.

Кандалов Сергей

О ком или о чем статья...

Гирсон Арон Исаакович