Войти

Рагнар Сигурдссон: По стилю игры «Краснодар» близок к «Реалу»

«Независимая спортивная газета», 26.04.2016

Пожалуй, благодаря особенной манере общения центрального защитника «Краснодара» Рагнара Сигурдссона невозможно спутать ни с кем из его партнеров. О противостоянии на грядущем Евро-2016 во Франции с Криштиану Роналду он рассуждает философски, зато при упоминании о его голах «Зениту» за «быков» сразу оживляется. Один из ключевых игроков сборной Исландии и «горожан» признался, что на поле ведет себя спокойнее, чем в жизни, и предпочитает победу в чемпионате России успеху в Лиге Европы. С Рагнаром можно поговорить абсолютно обо всем, и на каждый вопрос у него найдется, что сказать.

О секрете «исландской сказки», восхищении Маратом Измайловым, своих музыкальных и литературных предпочтениях и успехе в освоении языков Сигурдссон поведал в интервью корреспонденту «Независимой спортивной газеты».

ПАДЕНИЕ «ОРАНЖЕВЫХ» И ЛЕТАЮЩАЯ ЕДА

Рагнар, мы с вами общаемся через переводчика, а вот ваш одноклубник Виталий Калешин рассказывал, что вы говорите по-русски лучше всех легионеров команды. Еще стесняетесь общаться с прессой на «великом и могучем»?

– Дело в том, что, на мой взгляд, я еще не выучил русский язык достаточно хорошо, чтобы давать на нем интервью. Хотя регулярно занимаюсь закреплением знаний с клубными переводчиками – сначала с Антоном, а теперь с Мишей, а еще три-четыре раза в неделю общаюсь после тренировок на первом этаже базы с Нурбием Хакуновым (заместитель гендиректора клуба. – Прим. М. Г.). Он уже научил меня полезным словам и выражениям, которые помогают в быту, но, признаюсь, есть много секретов русского языка, которые я еще не постиг.

– Насколько знаю, вы, помимо русского, владеете еще четырьмя языками. Считаете себя полиглотом?

– Да, вы правы, кроме исландского я хорошо говорю на английском, а еще на шведском и датском, которые не слишком отличаются от моего родного языка. А вот русский язык на исландский совсем не похож, и мне сложно приспособиться к произношению ваших слов. Однако мне нравится учить русский, и, хоть полиглотом себя не считаю, к языкам у меня действительно есть способности. Порой мне даже не приходится прилагать усилий: новые слова и фразы запоминаются будто сами собой.

– Учеными доказано, что предрасположенность к языкам особенно развита у людей с музыкальным слухом. Вас можно представить в минуты досуга играющим на гитаре или другом инструменте?

– Вы попали в точку – я действительно умею играть на гитаре, а еще на фортепиано. Хотя, если честно, сейчас уже почти не играю. Когда выступал на родине за «Филкир» и в Швеции 6 лет за «Гетеборг», почти все свободное время уделял музыке, а сейчас, когда мне почти уже 30 лет, интерес к этому как-то угас. Однако музыкальный слух у меня действительно хороший, в этом вы правы.

– Часто в карьере вам доводилось распевать вместе с командой песни после побед?

– Нет, только после выигрыша чемпионата. Когда в 2007-м с «Гетеборгом» взял золото Аллсвенскан (высшей лиги Швеции. – Прим. М. Г.), а в сезоне-2012/13 с «Копенгагеном» стал чемпионом Дании, мы действительно вовсю распевали песни. Правда, уже не помню, какие именно. А вот после отдельных успешных матчей подобного не припоминаю.

– А как, если не секрет, сборная Исландии после ничьей с национальной командой Казахстана отмечала свой выход на Евро-2016?

– Мы в тот момент буквально сошли с ума! В раздевалке творился форменный хаос: мы кричали, смеялись, толкались, бросались едой и обливали друг друга водой и жидкостью «Гаторейд» (специальный напиток для восстановления веществ, теряемых игроками во время матчей и тренировок. – Прим. М. Г.). Но уж чего мы тогда не делали, так это не пели (улыбается).

– Уже свыклись с мыслью, что будете представлять свою страну на главном турнире Старого Света?

– Когда 9 лет назад, в 21 год я начал выступать за сборную, мы даже не помышляли о том, чтобы квалифицироваться на крупный международный турнир. Но сейчас сборная играет настолько хорошо, что мы сами не расцениваем наш выход на Евро как чудо. Тем не менее, понимаю, что это, быть может, наш единственный шанс проявить себя в играх за сборную на высоком уровне. Кто знает, что будет с командой в отборе к чемпионату мира-2018 в России…

– Но вы согласны с тем, что нынешний успех сборной неслучаен и является итогом многолетней кропотливой работы по развитию футбола в стране?

– Действительно, в нашей стране в последние годы очень пристально следят за мировыми футбольными тенденциями и стараются идти с ними в ногу. Я считаю, что нынешний футбол является более тактическим, чем раньше, и забивать голы сейчас сложнее, нежели 20 лет назад. Поэтому в современных условиях для победы достаточно сыграть «на ноль» сзади и забить хотя бы один мяч. В отборе к Евро из 10-ти матчей мы оставляли свои ворота на замке аж в 6-ти, и этот результат был достигнут благодаря качественной игре в обороне. Причем в защитных действиях принимала участие вся команда, начиная с нападающих, и нам, защитникам, становилось легче. Плюс к тому, у нас впереди есть такие игроки, как форвард французского «Нанта» Колбейн Сигторссон и наша главная звезда из валлийского «Суонси» Гюльфи Сигурдссон, которые могут преобразовать наши моменты в голы. К слову, дубль Гюльфи принес нам памятную победу – 2:0 – над звездной Голландией.

– После победы над голландцами игроки сборной уверовали, что команде под силам повторить успех датчан на Евро-1992?

– Лично у меня такой мысли в голове нет. Конечно, я признаю, что в футболе возможно всё, но для нас на данный момент победа над Германией или Испанией видится задачей сверхсложной. Вариант победить команды топ-уровня есть только один: реализовывать все шансы, которые у нас будут, даже полумоменты. В футболе ведь куча мелочей: мяч попадает в штангу и отлетает не в поле, а в ворота, или пролетает всего в миллиметрах от «девятки». Вот в этих деталях нам должно везти на Евро для конечного успеха.

– По воле жребия Исландия оказалась в одной группе с Португалией, Австрией и Венгрией. Как оцениваете силу соперников?

– Чего скрывать, Португалия очевидный лидер группы, у нее самый высокий рейтинг. Что касается австрийцев, то я, честно говоря, плохо знаком с этой командой. Однако они заняли первое место в группе с Россией и Швецией, а значит, с ними нам придется нелегко. А вот сборную Венгрии мы должны однозначно побеждать, я в этом уверен. Венгры заняли в своей группе третье место вслед за Северной Ирландией и Румынией и попали на Евро через тяжелейшие «стыки» с норвежцами, так что нам вполне по силам их переиграть. В общем и целом, на мой взгляд, мы должны выходить из этой группы со второго места и попытаться продвинуться как можно дальше по сетке.

НЕУДЕРЖИМЫЙ КРИШТИАНУ И ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МАРАТ

– 14 июня на стадионе «Жоффруа Гишар» в Сент-Этьене вам в рамках Евро-2016 предстоит выйти на поле против самого Криштиану Роналду. Как планируете остановить фантастического португальца?

– Против Роналду я играл четыре раза: дважды за сборную в отборе к чемпионату мира в Бразилии и дважды в Лиге чемпионов за «Копенгаген». И стоит учитывать, что в «Реале» и сборной Португалии Криштиану играет по-разному, поскольку в сборной у него нет столь звездных партнеров, как в команде, и ему приходится вести ее за собой чуть ли не в одиночку. Но, так или иначе, Роналду всегда опасен, потому что он легко сбивает с толку своей манерой игры. Вот ты, например, предполагаешь, что он по всем законам логики побежит на дальнюю штангу, а он бежит на ближнюю и именно там находит мяч. А о его удивительных прыжках и открываниях я и не говорю. Его действия не проконтролируешь, и единственное, что можно сделать – подготовиться к противостоянию с ним морально, быть очень внимательным в каждый момент течения игры.

– За сборную и в Лиге чемпионов вы играли против таких звезд, как Дрогба, Тевес, Ди Мария, Роббен. Кто из них доставил вам больше всего хлопот?

Ох, даже не знаю… Могу только сказать, что матчи за «Копенгаген» против «Реала» пока являются самыми тяжелыми в моей карьере. Я не знал, чего ожидать от Роналду, Бензема, Ди Марии и компании, потому что они могут всё – отдать пас, пойти в обводку, пробить. Но при этом я не скажу, что пришлось тяжело мне одному: тягость противостояния этим звездным игрокам легла на всю линию обороны, и таким образом мы распределяли ту сумасшедшую психологическую нагрузку, которую получили в этих матчах.

– Вы сказали, что труднее всего было играть с «Реалом». То есть поединки в Лиге Европы за «Краснодар» с дортмундской «Боруссией» складывались легче?

– Здесь стоит отметить, что с «Реалом» я играл в Лиге чемпионов, а с «Боруссией» в Лиге Европы – это большая разница. Именно поэтому сравнивать обе команды считаю делом неблагодарным. Единственное, отмечу, что они разные: дортмундцы играют в командный футбол, тогда как в мадридском коллективе ставка делается в большей мере на индивидуальные качества игроков. Я считаю, что играть сложнее против команд пошиба «Боруссии», а «Реалу» мы тогда уступили 0:2 в Копенгагене и 0:4 в Мадриде потому, что соперники были выше нас на голову по уровню мастерства. Но если бы эти команды встретились в Лиге чемпионов, зрители получили бы настоящее удовольствие от двухраундовой битвы.

– А с кем из звездных игроков вам доводилось выходить на поле в одной команде?

– Во второй сезон в «Копенгагене» мы играли вместе с моим коллегой по амплуа Улофом Мельбергом, который поиграл в английской «Астон Вилле», итальянском «Ювентусе» и испанском «Вильярреале» и провел больше сотни матчей за сборную Швеции. Он действительно классный футболист, мы с ним много общались, и я почерпнул от Улофа уйму полезных знаний. А еще я горд, что мне довелось поиграть в «Краснодаре», пусть и не очень долго, с Маратом Измайловым. Я всегда с восхищением наблюдал за ним на тренировках, и меня поражала его техничность. Считаю, это лучший футболист, с кем мне доводилось играть в одной команде.

– А вы считаете себя техничным для своего амплуа футболистом?

– Да, техникой я не обделен. Так вышло, что мы с Андреасом и Стефаном (Гранквист и Страндберг. – Прим. М. Г.), три центральных защитника, начинали свою карьеру в средней линии, поэтому в благоприятный момент в игре мы можем подхватить мяч и пройти с ним чуть ли не до центрального круга, а порой и дальше. Лично мне такой стиль по душе, но я не стану идти вперед, если это навредит моим прямым обязанностям защитника.

– В общей сложности за свою карьеру в официальных матчах вы забили 26 мячей. Какие из них входят в вашу личную топовую тройку?

– Бесспорно, в эту тройку я включу оба гола, которые забил за «Краснодар» «Зениту». В первый раз отличился в домашнем матче прошлого сезона с линии вратарской с левой ноги, мы тогда сыграли 2:2. А второй гол пришелся на нашу выездную победу со счетом 2:0 в августе, и тогда я забил головой из района 11-метровой отметки. А самым красивым голом считаю тот, что забил за «Гетеборг» с 60-ти метров: помню, мяч тогда перелетел через вышедшего далеко из ворот голкипера и оказался в сетке.

– Вы упомянули, что начинали карьеру в полузащите. А когда случился ваш перевод в центр обороны, и насколько быстро вам удалось адаптироваться?

– Защитником я стал в последний из трех сезонов в «Филкире» из столицы моей страны Рейкьявика. Но у меня на родине в силу низкого уровня местного чемпионата придают не так много значения игре в обороне, поэтому как центральный защитник я сформировался уже в «Гетеборге», куда перешел в 2007-м. Тренеры рассказывали нам, как нужно играть в линию, когда прессинговать соперника и возвращаться к своим воротам, и за 6 лет в этой команде я стал гораздо более квалифицированным в своем амплуа.

– Часто в паре центральных защитников обязанности распределяются по принципу «ведущий-страхующий». В «Краснодаре» тоже используется такой подход?

– Я бы не сказал, что кто-то из нас с Андреасом и Стефаном является ведущим, а кто-то страхующим. Один из нас играет слева в центре, а другой справа, и в зависимости от того, в какую из этих зон полетит мяч, как раз и зависит, по кому из центральных защитников будет выстраиваться линия обороны в целом. То есть при игре в защите мы применяем командный метод, при котором игрокам нашей линии проще взаимодействовать друг с другом на футбольном поле.

ИГРА В ВОЙНУ И НЕСЧАСТНЫЙ ГРАФ

– Партнеры по команде высказываются о вас как об уравновешенном и спокойном человеке. А в игре вам всегда удается сохранять хладнокровие?

– В повседневной жизни мне сложнее держать свои эмоции под контролем, нежели в игре. На футбольном поле я стараюсь вести себя спокойно и никогда не спорить с арбитром, так как это бесполезно – можно лишь разозлить его и получить необязательную карточку. На начальном этапе моей карьеры я с эмоциями справлялся через раз, но сейчас даже если и злюсь, то держу себя в руках.

– Футбол в скандинавских странах считается очень контактным. В России уровень жесткости на поле не ниже, чем в Дании или Швеции?

– Пожалуй, в физическом плане самым сильным является шведский чемпионат, где нужно уметь много бегать и регулярно стелиться в подкатах. В Швеции в достатке недостаточно умных по-футбольному игроков, которые совершают грязные подкаты и таким образом травмируют соперников. В Дании же футбол более техничный, а российский сочетает в себе элементы техники и атлетизма. Считаю, из названных трех чемпионатов российская премьер-лига самая сильная по уровню.

– Согласны с тем, что вы каждый раз в своей карьере переходили в команду, которая по своему уровню оказывалась выше предыдущей?

– В случае с «Филкиром» и «Гетеборгом» так и было, а вот «Копенгаген» и «Краснодар», считаю, находятся на одном уровне. Почему? За то время, что я играл в Дании, у нас не было таких нестабильных отрезков в чемпионате, когда мы могли сначала в пух и прах разнести соперника, а затем уступить аутсайдеру. У «Краснодара» такое случается.

– А чем лично вы можете объяснить нестабильность результатов своей команды?

– Дело в том, что «Копенгаген», как и «Боруссия», играет в командный футбол, и этим объясняется стабильность его выступлений. А в «Краснодаре», как и в «Реале», футбол в исполнении команды строится больше на индивидуальных действиях игроков. Соответственно, мы играем в более зрелищный и приятный глазу болельщика футбол и можем в красивом стиле разгромить «Урал» со счетом 6:0. Но если в следующем матче игра у нас не пойдет, то можем совершенно неожиданно уступить команде, которая ниже нас по классу. Но мы много работаем на тренировках, чтобы устранить эту нестабильность, стремимся действовать более командно.

– Рагнар, 19 июня, на следующий день после игры Исландии с Австрией на Евро-2016, вы отметите свое 30-летие. Ощущаете, что переживаете как игрок «золотой возраст»?

– Я склоняюсь к той точке зрения, что учиться никогда не поздно, поэтому не считаю, что достиг пика своей карьеры. К тому же, в мае прошлого года я продлил контракт с клубом до лета 2018-го, и у меня есть больше двух лет, чтобы проявить себя в «Краснодаре» еще ярче. Какие цели ставлю для себя в карьере? Я хочу выиграть чемпионат России. Для меня это важнее, чем победа в еврокубке, если речь, конечно, не идет о Лиге чемпионов. А если выиграть чемпионат, можно решить сразу две задачи: и золото завоевать, и отобраться в групповой раунд Лиги чемпионов.

– В Краснодар» вы перебрались в феврале 2014-го. За более чем 2 года привыкли к местному климату и образу жизни?

– Признаюсь честно, здесь, на юге, я скучаю по морозной исландской зиме, оттого люблю выходить на улицу в Краснодаре в плохую погоду, будь то дождь, снег либо же сильный ветер. В мае и июне у вас еще терпимо, а вот в июле-августе из дома почти не выхожу, уж слишком жаркая для меня погода. Что касается образа жизни, то мне в Краснодаре нравится. В свободное время могу пойти в кино или прогуляться по улице Красной, она у вас очень красивая. А еще мне нравится, что на улицах меня почти не узнают. Редко когда бывает, что попросят оставить автограф или сфотографироваться, и мне, человеку скромному, по душе оставаться в городе инкогнито.

– Вы говорите, что в жаркие летние месяцы в основном не выходите из дома. А чем занимаете обычно свободные от тренировок часы досуга?

– Раньше любил играть в компьютерные игры. Мог целыми часами играть в популярный военный шутер Call of Duty, а вот когда перешел в «Краснодар», начал больше читать. Что предпочитаю из литературы? Часто покупаю книги карманного формата, но сейчас взялся за роман «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. Книга объемная, 1200 страниц, но я читаю ее медленно, обдумываю каждую фразу: мне такой стиль чтения по душе. Однако надеюсь, что к старту чемпионата Европы узнаю развязку.

О ком или о чем статья...

Сигурдссон Рагнар