«Независимая спортивная газета», 11.11.2014
34-летний Роман Герус – старожил российского футбола. Уроженец Тихорецка вдоволь покатался по необъятным просторам нашей родины, но вот в эпоху расцвета краснодарского футбола ему не выпало поиграть ни за «Кубань», ни за «Краснодар». Зато именно Герус защищал ворота «Черноморца» в историческом для Новороссийска еврокубковом противостоянии с «Валенсией». В карьере Романа был и вояж за границу – в Казахстан, так что ему было чем поделиться с корреспондентом «Независимой спортивной газеты».
– Роман, с приходом в «Амкар» Славолюба Муслина вы стали основным вратарем красно-черных.
– Ну, основной вратарь – это громко сказано (улыбается)… У нас два равнозначных вратаря – я и Сергей Нарубин, что и показывает практика двух последних сезонов, где каждый из нас провел примерно поровну матчей. Кто из нас двоих в данный момент лучше выглядит и может принести больше пользы, тот и будет стоять в «рамке». Это задача тренера – увидеть все, проанализировать и решить. Вообще, сейчас такое положение дел с вратарями, когда два равноценных голкипера во многих командах – возьмите те же мадридский «Реал» или, скажем, наш «Краснодар».
– В чем причина неудачного старта пермского клуба в нынешнем сезоне?
– Конечно, все считают, что плохой старт – это отголоски прошлого сезона. Где-то они правы. После ухода Станислава Черчесова что-то в команде пошло не так. Новый тренер – всегда новые игроки, новая тактика, новые схемы, да и очки просто так никто не отдает. И по человеческим, и по тренерским качествам ни один специалист на другого не похож, у каждого свое видение футбола. Хотя «Амкару» не привыкать к смене наставников.
– Какие задачи поставлены перед «Амкаром»?
– Подняться в таблице как можно выше. И залезть в еврокубки. Жалко, что упустили хорошую возможность оказаться в зоне УЕФА в прошлом году.
– Вам нравится в «Амкаре»?
– Да, конечно. С Алексеичем (Владимиром Сычевым, тренером вратарей в «Амкаре». – Прим. Д. А.), я работаю все время, что нахожусь в Перми. Очень сильный наставник, с которым интересно работать и прибавлять под его руководством. Команда дружная, у меня со всеми ребятами отношения хорошие. Есть те, с кем сдружился больше всего, но никого выделять не буду.
– Что, любопытно, думаете о ведущих клубах Краснодарского края?
– Знаете, мне очень жаль, что в Новороссийске, таком футбольном городе, «прикрыли» премьер-лигу. Но зато вот в Краснодаре болельщиков балуют аж двумя командами высшей пробы.
– И «Кубань», и «Краснодар» успели прочувствовать на себе, что значит Лига Европы. Как думаете, что ожидает «быков» в группе второго по значимости еврокубка?
– Приятно видеть в еврокубках кубанские команды. «Краснодар» показывает хороший футбол и, думаю, вполне мог пройти в Лиге Европы далеко. Но, похоже, «быкам» элементарно не хватило опыта и, прежде всего, сил для борьбы на всех фронтах. «Кубани» в прошлом сезоне вот тоже не хватило. Впрочем, теоретические шансы на выход в плей-офф у «горожан» еще остаются, а раз так – будем верить в лучшее до последнего. Но самое главное – у «Кубани» и «Краснодара» наверняка будет еще возможность, и не одна, поучаствовать в еврокубковых баталиях.
– Переживаете за краснодарские клубы в чемпионате России?
– Нет, в чемпионате переживать за них нет времени. Вот закончу с футболом, тогда и походим на стадионы. А так, приятно их, конечно, обыгрывать. К сожалению, у меня так и не получилось поиграть за эти команды из моего родного края.
– Может быть, еще получится, время ведь есть?
– Действие моего контракта с «Амкаром» заканчивается в 2015 году. Даже не знаю, как все сложится затем. Заканчивать карьеру пока не собираюсь, хочется играть пока есть силы и востребованность.
– Вы выходите на матчи с «Кубанью» и «Краснодаром» с особым настроем?
– У меня против всех команд настрой серьезный. А против клубов, где играл, против тренеров, с кем работал, – еще серьезнее. А так как я много где поездил, много где поиграл, то получается, что почти на каждую встречу нахожу настрой удвоенный (улыбается).
– Игра каких голкиперов вам импонирует?
– Больше всех меня впечатляет немец Мануэль Нойер – его игра выше всяких похвал. Очень нравится, как он читает игру и действует, как последний защитник. Это реально круто!
– За последние три месяца Игорь Акинфеев, которого многие считают лучшим вратарем страны, допустил три грубые ошибки. Что происходит?
– Вообще, оценивать игру Акинфеева не мое дело. Но мне кажется, что у него уверенность переросла в самоуверенность.
– Может быть, Акинфеев, что называется, «засиделся» в нашем чемпионате, и ему давно пора ехать играть в Европу, дабы обрести новую мотивацию?
– Я думаю, что в другой чемпионат Игорь не уйдет, какие бы ему ни поступали предложения. Акинфеев – армеец до мозга костей.
– Вы замечаете сейчас какие-то тенденции в действиях вратарей?
– Нет, я бы не сказал, что техника вратарей меняется в какую-то сторону. Всегда были киперы разноплановые: чей-то конек – игра на «ленточке», чей-то – на выходах, ногами, кто-то прекрасно читает игру. Но если все эти качества присущи какому-то одному вратарю, то он тогда уровня «топ». Вот Нойер – Мануэль силен, наверное, в каждом компоненте вратарского искусства.
– А какие у вас лучшие и худшие стороны, на ваш взгляд?
– Не хочу про них говорить. Просто работаю и стараюсь, чтобы слабых сторон у меня становилось все меньше. Как говорится, прибавлять никогда не поздно.
– Давайте вернемся к истокам. Вы родились и начали заниматься футболом в Тихорецке, верно?
– Да, я родом из Тихорецка. Это маленький городок, но зато местная ДЮСШ выпустила много хороших воспитанников. Мне повезло с первыми тренерами в тихорецкой школе, это были Ульяшин и Шаров. Они дополняли друг друга, как хороший и злой полицейский в фильмах.
– Сейчас следите за выступлением в краевых турнирах тихорецкого «Труда»?
– Да, слежу за выступлением команды, знаю, что в Тихорецке построили неплохой стадион. Я ведь часто бываю в родном городе. Там у меня остались родители, брат, друзья, знакомые. Что касается «Труда», то плохо, что в команде нет местных игроков. Важно, чтобы в клубе были свои, доморощенные ребята, а когда их нет, на трибуны ходит меньше болельщиков.
– Была информация, что «Труд» на следующий сезон может заявиться во второй дивизион. Что вы об этом думаете?
– Вторая лига – это, конечно, интересно. Но это уже другие затраты по сравнению с чемпионатом края. Так что не знаю, сможет ли Тихорецк финансово потянуть профессиональную команду.
– Ваш первый профессиональный клуб – «Венец» из Гулькевичей, все верно?
– Да. Команда звезд с неба не хватала, при маленьком бюджете была середнячком во второй лиге. Тренировал нас Василий Васильевич Сидоренко. Время, проведенное в Гулькевичах, запомнилось тем, что тренировался в общей группе с полевыми футболистами. Становился в ворота только на удары и на матчи. А так, еще кроссы по 10 км бегали от одного поселка до другого. Машины останавливались, водители предлагали подбросить (улыбается).
– Следующий ваш клуб – «Черноморец».
– В Новороссийск меня пригласил Байдачный. Конечно, вспыльчивый у него характер! Мог на сборе с поля увести команду, если было плохое судейство.
– За моряков вы сыграли свой первый матч в высшей лиге.
– То был матч в Ростове-на-Дону против «Ростсельмаша». Приятно, что провел его «на ноль». Получил тогда большой прилив уверенности.
– Сыграть в Кубке УЕФА против «Валенсии» – это было что-то?
– Не описать словами. После второй лиги, и через полгода – Кубок УЕФА! Эмоции перехлестывали. Дома смогли дать «Летучим мышам» бой, хоть и проиграли 0:1. Ну а на выезде, конечно, получили по полной – 0:5. Тогда «Валенсия» была очень сильна.
– Тот, 2001 год, оказался для «Черноморца» чересчур контрастным – дебют в Европе и вылет из высшей лиги.
– Когда я пришел в Новороссийск, не все уже было там гладко. Вылетали, потом возвращались, была распродажа игроков. Клуб просто стал обузой для города и края, обидно опустился во вторую лигу, где выступает и поныне.
– На вратарской позиции в Новороссийске у вас была достойная конкуренция.
– Сами посудите: Усминский, Саморуков, Левицкий. Вообще, без конкуренции я нигде не обходился. Потом в «Сатурне» – Корнюхин, Кински, Рыжиков. В «Луче» – Тумилович, вратарь сборной Белоруссии, и Ломая. Потом в «Ростове» – Близнюк, Левицкий, Мандрыкин, кипер сборной Югославии Краль. Ну и на данный момент, конечно, в «Амкаре» вижу в лице Нарубина достойного напарника. Так что, как видите, на здоровую конкуренцию мне грех жаловаться. Она всегда у меня была будь здоров. Думаю, именно благодаря острой конкуренции я и вырос во вратаря того уровня, каким являюсь сейчас. Ну и, конечно, спасибо моей жене Юлии, которая прошла со мной весь этот футбольный путь, начиная с Тихорецка и по сей день.
– Скажите, почувствовали ли вы на себе разрекламированный в свое время переход на систему «осень-весна»? Ведь, по сути, только круги поменялись местами, а зимой как не играли, так и не играем, не считая два декабрьских тура.
– Я думаю, что это правильное решение, это видно по тому, как наши клубы выступают в Европе. Для российского же чемпионата, я согласен с вами, кардинально ничего не изменилось.
– В 2004–2006 годах вы защищали цвета владивостокского «Луча-Энергии». Каково было «обитать» на другом конце земли?
– «Команда из Космоса» – «Луч» так называли из-за географической удаленности от европейской России. Интересно было, конечно. Вышли в премьер-лигу с большим запасом и сразу в «вышке» заняли 7-е место. Могли подняться и повыше, но потеряли много очков, которые не нужно было терять. Например, в той же игре в столице со «Спартаком», когда красно-белые сравняли счет на 95-й минуте, вратарь москвичей Ковалевски из «рамки» прибежал в нашу штрафную, помог партнерам.
– А в чем причины такого хорошего выступления 2006-м «Луча-Энергии»?
– Коллектив подобрался у нас очень хороший. И при поддержке властей Приморского края и лично губернатора все в совокупности принесло вот такие плоды.
– А 10-часовые перелеты как вы переносили?
– Наш тогдашний главный тренер Сергей Павлов в плане подготовки перелетов просто мастер. Все просчитывал до мелочей, чтобы они как можно меньше отражались на состоянии футболистов.
– В Википедии написано, что в «конце сезона-2006 из-за нестабильной игры Романа Геруса в ворота «Луча-Энергии» становился другой голкипер – Георгий Ломая». А так ли было на самом деле?
– Нет, ну Википедия действительно странная штука! Не совсем так было дело. Видно, «знаток» это писал. Ломая подменил меня в «рамке», когда у меня была температура, и несколькими играми закончил сезон, так как выглядел на тот момент отлично. И Павлов не видел смысла менять вратаря, о чем мне прямо и сказал.
– И в 2007-м вы ушли в «Ростов».
– В стан дончан меня приглашал Сергей Балахнин, чему я был очень рад. Рядом с домом, хороший город, хорошая атмосфера. И дерби со СКА, конечно, очень интересно. Ростовские болельщики жили и ждали, когда же мы с армейцами пересечемся. Хорошие были времена!
– В вашей карьере было не только ростовское дерби, но и, в том числе, дальневосточное – «Луч-Энергия» против «СКА-Энергии». Какой ажиотаж вокруг этого «энергетического» дерби?
– Да дерби – оно и в Африке дерби. Хоть ростовское, хоть дальневосточное, хоть уральское. Дерби – всегда битвы.
– После «Ростова» у вас был казахстанский этап карьеры. Имело ли для вас значение, что в астанинском «Локомотиве» (ныне клуб называется «Астана». – Прим. Д. А.) до вашего прихода поиграли далеко не последние в нашем футболе люди – Титов, Тихонов и Юран?
– Я ни капли не жалею, что отправился из Ростова в Казахстан. Да, можно, сказать, что пошел по стопам Титова и Тихонова. По приходу в «Локомотив» слышал о них только положительные отзывы, какие они мастера своего дела – все ими просто восхищались.
– Какой уровень футбола в Казахстане?
– Мне было интересно поиграть в другом чемпионате, посмотреть, какой уровень в другой стране, пусть даже и в «нетоповом» Казахстане. И что могу сказать? Несколько команд в стране очень даже приличных. Знаете, я ведь мог и подольше в Казахстане задержаться, мне предлагали взять гражданство и попробовать себя в их сборной. Но не рискнул. Потому что верил, что вернусь в Россию.
– Весь мир узнал, что перед матчами карагандинского «Шахтера» в Лиге чемпионов прямо на стадионе приносили в жертву барана. Каких местных традиций свидетелем были вы?
– Лично мне ни в каких казахских обычаях участвовать не приходилось. Но конину пробовал. У них там она на каждом шагу, можно сказать.
– И как?
– Не впечатлило.
– Понравилась столица Казахстана?
– Астана – шикарный город. Маленький Дубай. Каждому стоит хоть раз слетать туда на экскурсию, не пожалеете.
– Тренером «Локомотива» из Астаны был немец Хольгер Фах. У нас тут в России был один немец, небезызвестный Юрген Ребер в «Сатурне». А Хольгер Фах какой?
– Интересный специалист, классный мужик и тренер, я так вам скажу. Свояком был для ребят, одним словом. Интересно, что он всегда с нами перед тренировкой становился играть разминочный квадрат. И любил между ног мячик всем прокатывать, а ему прокатить никому не удавалось. И Фах придумал правило: за каждое «между» 5 долларов в общую казну. А если ему прокатят, то он 50 кладет. Так какая у нас была радость, когда нам все-таки удалось его поймать! Аж кучу-малу сделали!..
– Вы еще были в брянском «Динамо». Как туда попали?
– В Брянск позвал Перескоков – тренер по вратарям. В «Динамо» создавался коллектив «под задачи», но на старте сезона забуксовали, и произошла смена тренера. И вообще, в Брянске странная штука получилась. Я получил травму боковой связки колена. Главный Петраков – «супертренер», как я в дальнейшем понял. Попросил меня играть, и вместо того, чтобы лечиться полтора месяца, я вышел на поле на уколах, прямо колено обкалывали. Потом, кстати, два месяца залечивался. А Петраков спустил на меня всех собак. Но пусть это останется на его совести. Получилось-то все в итоге как нельзя лучше. Я спокойно залечил травму и попал в «Амкар», чему был очень рад. Так что Петракову передаю спасибо.
– Где за вашу карьеру вы повстречали лучших болельщиков?
– Конечно, спасибо болельщикам всех клубов, где я был. Большая часть их, естественно, всегда была за свою команду. Только, наверное, в Астане их было мало, но зато поддержка была качественная. Однако, как говорится, всем не угодишь. Порой и доставалось. Ну, это и правильно, чтоб мы не расслаблялись.
– Вы веселый человек?
– Да, шутить люблю, и люблю людей с чувством юмора. В «Амкаре» у нас хватает кому поюморить.
– У вас есть футбольные ритуалы?
– Футбольные ритуалы есть у всех игроков. И я не исключение. Но какие именно, раскрывать не буду.
– Вам не довелось сыграть за сборную – что скажете по этому поводу?
– Мечта такая – попасть в сборную – была, конечно, но, видимо, она так и останется мечтой. Потому что для сборной в нашем чемпионате есть достойные вратари помоложе меня – тот же Сашка Беленов. Считаю, что он на голову сильнее того же распиаренного Лодыгина. И никак не хуже всех остальных. Это мое мнение.
– Россия может выиграть домашний чемпионат мира?
– Думаю, до финала под силу будет дойти.
– Сейчас уже работает система электронного определения гола. Как думаете, нужно ли вводить в футбол видеоповторы?
– Они украдут у футбола зрелищность. Но, конечно, с ними много бы проблем отпало. И симпатия судей уже не помогала бы той или иной команде. Я как бы и «за», и «против» видеоповторов.
– Хотите стать тренером после завершения карьеры?
– Пока не хочу. А там не знаю. Жизнь покажет.
– Ваш сын может стать футболистом?
– Сам я хочу, чтобы он пошел по моим стопам. Но все будет зависеть от его желания. Без желания не достичь ничего.
О ком или о чем статья...
Герус Роман Владимирович