Войти

Сергей Андреев: «Свой первый ростовский гол Кириченко подарил мне на день рождения»

«Футбольный курьер», 03.02.2011

Оказавшись в 1998 году в «Ростсельмаше», Кириченко попал под тренерское крыло Сергея Андреева, который толк в хороших форвардах, несомненно, знает. И они, что называется, сработались.

Когда стало известно, что Дмитрий возвращается в донской клуб, корреспондент «ФК» попросил Андреева вспомнить об эпизодах совместной работы с нападающим, которого он считает одним из самых ярких своих учеников и с которым до сих пор поддерживает великолепные отношения.

– Когда вы впервые услышали о футболисте Кириченко?

– Не услышал – прочитал. В газетах же публикуют фамилии лучших снайперов всех дивизионов по ходу чемпионата, вот я в 1997 году, изучая прессу, и обратил внимание, что по соседству, в Таганроге, во второй лиге играет очень забивной парень. В прошлом сезоне 39 мячей наколотил, в текущем, только начавшемся, – уже 12. Даже амплуа его толком не знал, и уж тем более в лицо. Думаю, надо съездить посмотреть, что там за бомбардир такой. Сели с генеральным директором «Ростсельмаша» Василием Мазневым в машину, поехали в Таганрог. Приезжаем – а игра на несколько минут раньше, чем изначально планировалось, началась. Составы уже объявили. И мы весь матч просидели на трибуне в неведении, пытались угадать, под каким же номером играет этот самый Кириченко. В общем, неудачно съездили. Решили на следующую игру снова отправиться. В итоге восемь раз мотались, присматривались.

– И в какой момент приняли решение, что этот футболист «Ростсельмашу» подойдет?

– Во время одной из игр случился эпизод, после которого я твердо решил: это достойный футболист, такой нам нужен. Дима совершил просто шикарное игровое действие, умело укрывшись за спинами защитников и выскочив из-за них именно в тот момент, когда пошла подача в штрафную. Рассчитал все просто идеально. В итоге ударом головой поразил ворота. И я тут же говорю Мазневу: «Берем, можно начинать переговоры с этим парнем».

– Его что, нужно было уговаривать сменить вторую лигу на высшую?

– Ну что вы, дело не в этом. Просто есть официальная процедура ведения переговоров с самим игроком, с его клубом. Нужно было все обсудить, узнать, наконец, чем человек дышит, как он сам относится к перспективе заиграть на куда более высоком уровне. К тому же, как я позже узнал, не одни мы Кириченко интересовались. «Спартак» его тоже «на карандаш» взял.

– Как же удалось его из-под носа у тогдашнего чемпиона страны увести?

– Вот именно – из-под самого носа! Приезжаю в Таганрог, мы с Димой проводим решающую беседу, он говорит: «Согласен», – пожимаем друг другу руки. Выхожу, смотрю – Есауленко, тогдашний вице-президент «Спартака», из машины выходит. Ну, думаю, всё… Но Дима себя повел тогда солидно, сказал ему, что уже дал слово Андрееву перейти в «Ростсельмаш», а слово он привык держать. Так он в нашей команде и оказался. А таганрогскому клубу «Ростсельмаш» тогда, если мне не изменяет память, за Кириченко 120 тысяч долларов заплатил.

– Потом он впервые поехал с ростовской командой на предсезонные сборы. И как, не растерялся на начальных порах?

– Ну, я уже подробностей не помню, все-таки 13 лет прошло, однако могу сказать, что ему поначалу было очень трудно. Все-таки из второй лиги шагнуть сразу в высшую – для любого игрока испытание, а Димке тогда всего-то 21 год был, молоденький совсем. Но он так усердно трудился, на тренировках впитывал все, как губка, что, когда начался чемпионат, он уже практически был готов выступать на высоком уровне. Так, постепенно, постепенно, и заиграл. А свой первый гол за «Ростсельмаш» забил когда?

– Напомните.

– В мой день рождения, 16 мая 1998 года. Мы тогда дома «Тюмень» разгромили – 4:0, «хет-трик» сделал Юра Матвеев, а еще один гол Киря положил. Такой вот мне подарок преподнесли. Вообще, сначала-то он не особо голами баловал, пять в первом сезоне, шесть во втором. Зато позже раздухарился, когда уже окончательно сформировался как игрок высшей лиги и закалился, в том числе рядом с такими искушенными партнерами, как Матвеев.

– Как, кстати, его в команде приняли?

– Великолепно. Дима – парень спокойный, скромный, со всеми быстро нашел общий язык. Во всяком случае, я не знаю ни одного человека, кто бы отзывался о нем плохо или за что-то недолюбливал.

– Та ваша команда, помнится, умела не только славно играть в футбол, но и отдохнуть как следует уважала.

– Точно. Я как-то уже говорил, что, наверное, на деньги некоторых наших игроков на левом берегу Дона построили несколько новых ресторанов – они там были завсегдатаями и немало средств оставили. Однако Кириченко под влияние более опытных товарищей по команде тогда не попал и левобережных загулов, к счастью, избежал. Потому что очень профессионально относился к делу и ничего лишнего себе не позволял. Хотя и не был аскетом, все-таки молодой парень, я понимаю. Просто знал меру.

– Правильно он тогда поступил, что выбрал «Ростсельмаш», а не «Спартак»?

– Абсолютно правильно! Ведь у нас он вырос, в Ростове с ним нянчились, опекали. Мальчишке из второй лиги нужно было окрепнуть. Не знаю, как сложилась бы его карьера, попади он сразу в Москву. Скольких столица пережевала и выплюнула. Зато в «Ростсельмаше» он двигался по нарастающей и в ЦСКА пришел зрелым футболистом, готовым к выступлениям на любом уровне. Что, кстати, потом и доказал, пробившись в сборную России и сыграв в ее составе на чемпионате Европы.

– Вы прямо расцветаете, когда о Кириченко говорите…

– Ну а как же, ведь он – мой воспитанник, я всегда радовался его успехам и гордился им. Надеюсь, в ближайшем будущем он снова даст мне повод для этого.

– Может, вы узнаете в Дмитрии себя в игровые годы?

– Мы действительно схожи по манере, по комплекции, в том, что у нас поставлен удар с обеих ног. И еще – оба не любим бить по стоящему на месте мячу. Лучше, чтобы он был в движении, тогда наносить удар удобнее. Еще мне очень нравится, как Дима бьет с лета, как корпус кладет. А уж голевое чутье у него просто какое-то охотничье!

– За счет чего?

– Что-то природой дано, что-то наработано на тренировках. Главная же причина – умение изумительно выбирать позицию. Важно и то, что у Кириченко нет страха перед штрафной, он не боится защитников, которые могут так врезать – берегись, не боится боли. Отважный игрок, что тут скажешь! И, заметьте, он уже давно выступает на высоком уровне и за эти годы своих лучших качеств вовсе не растерял, как это случается со многими футболистами, которые перешагнули порог «за 30».

А еще Дима – просто золотой парень! За те три года, что мы с ним вместе работали, мне порой и хотелось к нему придраться, так сказать, в профилактических целях, да не за что было. Вот так. Дисциплинированный, режимный, внимательный. Такой игрок – просто находка для тренера. Ну, и как человек он замечательный: порядочный, добрый, искренний. Мне очень приятно, что мы и сейчас поддерживаем отличные отношения, регулярно созваниваемся, он сообщает мне о своих делах, интересуется моими. Знаете, вот у меня двое дочерей, но если бы был сын, то я бы очень хотел, чтобы он был таким, как Кириченко.

– Как вы узнали о его возвращении в «Ростов»? Снова из газет?

– Нет, он сам сообщил. Как только договорился обо всем с руководством клуба – сразу мне эсэмэску отправил. А уже на следующий день я ему позвонил, поговорили.

– И что вы ему сказали?

– Что он принял верное решение. И пожелал удачи.

Шпитальник Виктор