Войти

Роман Адамов: «Никогда не переставал быть ростовчанином»

«Футбольный курьер», 01.02.2010

Утверждение о том, что в одну реку дважды войти невозможно, всегда вызывало сомнения. Поскольку обратных примеров тому, особенно в футболе, хватает с избытком. Очередным его ниспровергателем стал Роман Адамов, вернувшийся в «Ростов» спустя почти шесть лет. Правда, когда он, 18-летний, приходил в тогда еще «Ростсельмаш» в 2001-м, это был всего лишь подающий надежды игрок, еще не нюхавший пороху по-настоящему большого футбола и при том, чего греха таить, весьма легкомысленный, что едва не погубило его только-только начинавшуюся карьеру. Сегодня же Роман – известный форвард, лучший бомбардир чемпионата России 2007 года, чемпион страны-2008, бронзовый призер Евро-2008, заслуженный мастер спорта. Да и в человеческом плане он здорово переменился, в чем сам признался корреспонденту «ФК» накануне отъезда в составе донского клуба на сбор в Турцию.

– «Ростов» – не чужой для меня клуб, поэтому возвращение сюда, даже после выступлений за чемпиона страны «Рубин», не считаю каким-то понижением, – утверждает Адамов. – Это мой осознанный выбор. Я же понимаю, что не являюсь каким-то супернападающим, просто хочу играть и забивать голы.

– Вы стали относиться к себе чересчур критично?

– Вовсе нет. Если бы это было так, я сейчас сидел бы на лавке в Казани, получал зарплату и чувствовал себя превосходно.

– Какие же стимулы вы находите в игре за «Ростов», больших задач не решающий?

– Хочу вернуться на свой прежний игровой уровень, который был у меня три-четыре года назад. Да и команде надеюсь принести пользу. Если это произойдет, то всем от этого будет только хорошо.

– Почему взяли именно девятый номер?

– Я в этом плане абсолютно не привередлив. Позвонил администратор, сказал, что есть свободная «девятка». Хорошо, говорю, давайте «девятку».

– Какую-либо голевую норму в предстоящем сезоне себе определили?

– Вряд ли хоть один форвард скажет вам заранее, сколько он забьет мячей. Тут уж как пойдет. Однажды Анатолий Тимощук произнес отличную фразу: «Мечтай о большем – получишь много». Вот согласно этому принципу я и буду выходить на поле в наступающем чемпионате. А то я сейчас назову какую-то цифру, потом не смогу столько забить – и люди будут смеяться.

– Ваша родня по-прежнему живет в Ростовской области?

– Конечно! Отец все так же проживает в Белой Калитве, где я и родился. Жена с дочкой – в Ростове. Я ведь прописку не менял – просто играл в других городах, но при этом все равно оставался ростовчанином. Это же мой дом, моя родина.

– Когда вы ушли из «Ростова», тогдашний президент клуба Иван Саввиди публично заявил, что, желая вас простимулировать, обещает выплатить вам солидную премию в том случае, если вы станете лучшим бомбардиром чемпионата России. В 2007-м году вы им стали. Получили премию?

– Вот я как раз через прессу и хочу узнать у Ивана Игнатьевича: что за премию он собирался мне выплатить? Я, честно говоря, позабыл об этом. Может, он тоже запамятовал? Так если что, я по-прежнему готов принять тот бонус, о котором он говорил, его условие-то мною выполнено. А если серьезно, несмотря на то, что мы в свое время расстались с Саввиди достаточно сложно, однажды он мне здорово помог срочно улететь в Москву в тот момент, когда ростовский аэропорт был закрыт. Может, это и была та самая премия?

– После ухода из «Ростова» вы поиграли за «Терек», «Москву», «Рубин», «Крылья Советов». Где чувствовали себя наиболее комфортно?

– Если исходить из моих личных результатов, то, конечно, в «Москве». Там вообще очень дружный коллектив подобрался, все ребята почти ровесники, прекрасно друг с другом общались. Да и в «Тереке» неплохо себя чувствовал, правда, мы тогда вылетели из премьер-лиги. Ну, и про «Рубин», где стал чемпионом страны, разумеется, ничего плохого сказать не могу. Другой вопрос – почему там не заладилось? Этому, наверное, есть несколько причин, и искать их – процесс длительный. Но у меня к этому клубу не может быть никаких претензий или обид, отношение ко мне в Казани было отличным. Мне кажется, «Рубин» растет даже не из года в год, а из недели в неделю, все время в чем-то прибавляет. В этом году желаю команде Бердыева вновь выиграть чемпионский титул, буду за казанцев от всей души болеть.

– Вам довелось поиграть под руководством Леонида Слуцкого, который считает вас своим лучшим учеником, а вы приходитесь крестным отцом его сыну, сначала в «Москве», затем – в «Крыльях Советов». Можете себе представить, что когда-нибудь футбольная жизнь вновь сведет вас в одном клубе?

– Нет. Ничего подобного больше не будет. И желания никакого нет. О первом периоде работы с ним я гораздо лучшего мнения, чем о втором.

– В ваших взаимоотношениях что-то треснуло?

– Абсолютно ничего. Просто со временем людям свойственно меняться. Я же не знаю, что у него в голове происходит. Да и я тоже изменился. Возможно, в этом все дело.

– «Крылья Советов», погрязшие в долгах, вам жалко?

– Я там провел не так много времени, но ребят, которые остались в «Крыльях», действительно жаль. Есть игроки, к примеру, Женя Савин, Ваня Таранов, которые хотят остаться в Самаре даже не из-за денег, а потому, что им нравится этот город и нет желания куда-то срываться. Вот им тяжелее всего. В клубе хорошие люди работают, им тоже можно посочувствовать. Ну и, конечно, страдают болельщики. В Самаре очень любят футбол, на стадион всегда много народу приходит, сейчас вот митинги в поддержку «Крыльев» собирают.

– Какой город, по-вашему, футбольнее – Ростов, Самара или Казань?

– Питер!

– И все же если выбирать из предложенных вариантов?

– Я, скорее, могу сказать, какой из этих городов наименее футболен. Как ни странно, это Казань. Но все равно в последнее время там стали к футболу гораздо лучше относиться. В Ростове же болельщик весьма своеобразный. Люди будут отчаянно ругать команду за плохую игру, но на стадион при этом все равно пойдут. Вообще, мне кажется, футбол в России воспринимают гораздо лучше, нежели говорят о нем.

– Как вами с позиции игрока, выступавшего за сборную, воспринимается отношение российских болельщиков к своей национальной команде: после Евро-2008 футболистов готовы были носить на руках, а после поражения в Мариборе позволяют себе тех же игроков втаптывать в грязь?

– Как бы так ответить, чтобы никого не обидеть. Когда я смотрел ответный матч со Словенией, то обратил внимание на то, что у некоторых игроков были потухшие глаза. Вот это, видимо, и вызвало гнев болельщиков. Проиграть-то можно по-разному. Допустим, загнал ты соперника в его штрафную, всю игру сидишь на воротах, отдаешься на поле без остатка, но в итоге все равно уступаешь – бывает ведь и так. Это одно. А поражение в Мариборе – совсем из другой оперы. Причин, разумеется, не могу назвать, поскольку не в курсе той ситуации, которая на тот момент сложилась внутри команды. Футболисты в ней собраны хорошие, выступают в серьезных клубах, многого с ними добились. А тут – такой провал.

– Но в том-то и дело, что мало кто говорит о самой игре сборной, больше обсуждают «пьяно-кальянные» похождения ее игроков, при этом не имея тому доказательств.

– А какой вред от кальяна, даже если его и покурить? Сам этим делом не увлекаюсь, но знаю, что при нормальных ингредиентах никакого ущерба здоровью это не приносит. Ну покурил – и покурил. Главное, чтобы не было запрещенных добавок, часто использующихся в азиатских странах, всяких там травок странных. Многие футболисты и обычные сигареты курят, это не секрет, – так что теперь, казнить их за это? А кальян – и вовсе штука безобидная.

Что касается резко полярного отношения болельщиков к сборной, то ничего не поделаешь – такая у нас страна, у народа специфический менталитет. К клубам точно так же относятся. Вот у нас в Ростове, например, если ты выиграешь, тебя могут на руках отнести на Левый берег Дона, напоить там, потом принести домой и спать уложить. А во время следующей игры, если что не так, будут кричать с трибун, какой ты плохой.

– Вы поиграли в сборной Хиддинка, почувствовали созданную им атмосферу в команде. Так вот, скажите: могло ли накануне матча со Словенией произойти то, о чем в последнее время так много говорят и во что многие, к сожалению, склонны верить?

– Во-первых, не вижу никакой проблемы в том, что команда перед играми живет в отеле в центре Москвы. На ужине ты должен появиться обязательно, а потом получаешь свободное время до 23-х часов. Кто и чем в этот период занимается – никто не контролирует, да это и не нужно. Все футболисты сборной слишком уважают Хиддинка, дабы позволять себе антидисциплинарные выходки. Да, есть хорошая поговорка – в семье не без урода. Но я не верю в то, о чем нынче буквально взахлеб рассказывают в прессе. Знаю многих ребят из сборной и представить себе не могу, что кто-то из них мог наплевать на интересы тренера, всей команды, загулять и уж тем более пропить чемпионат мира, как теперь это пытаются подать. Обвинить людей, опорочить их – проще простого.

– На обратном пути из Марибора футболисты в самолете попросили Хиддинка остаться во главе сборной. Вы с ними солидарны?

– Если б я тогда был в сборной, то поступил бы точно так же. Потому что найти Гусу альтернативу пока очень тяжело.

Шпитальник Виктор

О ком или о чем статья...

Адамов Роман Станиславович