Войти

Анатолий Исаев: «Я начинал играть у великого Боброва»

«Спорт-Экспресс», 27.02.1997

Неоднократный чемпион и обладатель Кубка СССР, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Анатолий Исаев работает сейчас одним из тренеров тюменского «Динамо-Газовика». С одной стороны - живая легенда, с другой - действующий наставник, каких из его плеяды осталось немного. А может, после отставки Валентина Иванова, и вовсе больше нет.

Исаев же в свои 64 работает. Тюменский клуб - единственный в России, где обратились за помощью к такому опытному специалисту. Более умудренного консультанта в российской высшей лиге нет. «Я знаю этого человека уже 20 лет, - говорит главный тренер »Дин-Газа« Александр Ирхин. - Таких грамотных и интеллигентных, тактичных людей встретишь нечасто. Снобистских реплик типа »Что это за футбол? Вот в наши годы...« от Анатолия Константиновича никогда не услышишь. Он прекрасно понимает, что жизнь не стоит на месте и перемены в футболе воспринимает как должное. Мнение свое высказывает деликатно и лишь в тех случаях, когда его попросят. А его наблюдательности можно только позавидовать».

Здесь, в Аянапе, Анатолий Исаев не пропустил ни одной тренировки «Дин-Газа», несмотря на то, что двигаться ему сейчас совсем непросто. Когда я попросил его поделиться соображениями о том, как менялись на его глазах тренеры и футбол в целом, он пожал плечами и после некоторой паузы произнес: «Ну что ж, присаживайтесь, попробую».

- В большом футболе вы уже 45 лет. Начинали тренироваться еще у Всеволода Боброва, сегодня работаете с Александром Ирхиным. Сильно отличаются те тренеры от нынешних?

- Футбол развивается достаточно плавно, и я не заметил резкого перехода от «старого» к «новому». Тренерская эволюция тоже не резко бросается в глаза вопреки расхожим представлениям. И все-таки могу сказать, что те, старые, тренеры чаще полагались на собственную интуицию, а современные больше действуют по науке. Тренировочный процесс расписан по минутам, каждое занятие имеет свою направленность. Отрадно, что у многих есть свой план и, поднимаясь утром с постели, тренер не задается вопросом: «А что же мне дать сегодня?».

- Вам сегодняшний футбол нравится?

- Он вырос и вырос значительно, особенно скорости. Соображать теперь приходится быстрее, в считанные секунды. И все-таки с трепетом вспоминаю свою молодость. Гринин, Николаев, Бобров, Федотов, Бесков, Соловьев - сколько было прекрасных примеров для подражания! Это же здорово, когда предыдущее футбольное поколение оставляет для следующего такие богатые традиции. Мне в этом отношении повезло. Я благодарен судьбе за то, что рядом оказался Бобров. Сначала в ВВС, потом уже в «Спартаке», куда он, собственно, и привел меня. И хотя моя футбольная техника была в ту пору никудышной, глядя на таких людей, невозможно было не совершенствоваться.

- Этот процесс проходит быстрее, когда у молодого игрока появляется более опытный футболист-наставник?

- Безусловно. Не случайно в ту пору, когда я играл за «Спартак», у каждого из нас был в дубле свой воспитанник. У меня, скажем, - Холмогоров, у Симоняна - Локотев. Меня же в свое время «натаскивал» Бобров. Помню, частенько играли с ним в «квадрате» и советы иной раз он давал на повышенных тонах. Я даже как-то терялся, стыдно было. Но потом, после тренировки, Всеволод Михайлович всегда подойдет, обнимет и скажет: «А помнишь, что я говорил там-то и там-то». И напряжение как рукой снимало. Сегодня таких отношений между ветеранами и новичками что-то не замечаю. Футболисты, как мне кажется, стали более эгоистичными.

- Бобров был, видимо, неплохим психологом. На сколько процентов, по-вашему, тренер должен быть психологом, практиком и теоретиком футбола?

- В идеале - на сто процентов по всем этим позициям. В футболе они взаимосвязаны.

- Кто из тренеров оставил в вашей памяти самый глубокий след?

- Наверное, Гавриил Дмитриевич Качалин. Он как раз таки был очень тонким психологом, обладал даром внушения.

- Качалин мог бы работать сегодня в каком-нибудь российском клубе?

- Конечно, мог бы. Такие знающие и творческие люди нужны в любые времена. К каждому сопернику он относился с подлинным вниманием и уважением. Не помню случая, чтобы перед какой-нибудь игрой сборной, мы не моделировали предстоящий матч на тренировке. Сейчас такого почему-то нет.

- Он смог бы взвалить на себя весь комплекс организационно-финансовых проблем, которые стоят сегодня перед клубными тренерами?

- Качалин не стал бы этого делать, а нашел квалифицированного специалиста, который позволил бы ему всецело сосредоточиться на тренерской работе. Это большое дело, когда тренер не занимается поисками денег, не решает другие оргвопросы. Мне, скажем, импонирует клубная модель «Ротора», где есть Горюнов и Прокопенко, каждый из которых занят своим делом. Прокопенко финансы не интересуют, на то есть Горюнов. И взаимосвязь у них получается прекрасная. С деньгами сегодня сложности у всех, но когда есть такой человек, как Горюнов, тренер может сосредоточиться на своих прямых обязанностях. В Тюмени, увы, своего Горюнова не нашлось. И хотя регион богатейший, в футбол вкладывать деньги никто не хочет. Однако, несмотря на все наши финансовые беды, команда продолжала жить и по праву выиграла в прошлом году чемпионат первой лиги. Было приятно, что рядом с нами оказались порядочные футболисты, которые спокойно восприняли ситуацию и завершили чемпионат на высокой ноте.

- В вашу бытность игроком задержек с выплатами не случалось?

- Как вам сказать? Деньги, во-первых, были в сравнении с нынешними смехотворные, а во-вторых, никто и пикнуть тогда о них не смел. А ведь в «Спартаке» финансовые проблемы возникали постоянно. Команда не имела конкретного хозяина, и тренер не знал порой, к кому идти за помощью. Вроде бы основным содержателем «Спартака» был Моссовет, но он в то же время помогал и другим командам. Профсоюзы? Те платили когда хотели и сколько хотели. Никакой системы не было.

- Премиальные тогда полагались?

- Да, но «пробивали» их с трудом. Месяц, как правило, уходил на то, чтобы получить необходимую подпись.

- Какие были ставки?

- Игроки сборной получали стипендию: кто 180 рублей, кто 300. Самыми высокооплачиваемыми, если можно так сказать, были Нетто и Яшин.

- Премии выплачивались за каждую победу или только по итогам сезона?

- Победа в игре чемпионата «по стоимости» приравнивалась примерно к окладу. Больше или меньше - это зависело от посещаемости данного матча, поскольку выигравшая команда получала определенный процент от общего сбора. Ничья в «Спартаке» не премировалась. Когда мы выходили на матч, Сергей Сергеевич Сальников всегда говорил: «Смотрите, ребята, полный стадион пришел». Однажды, было это перед финалом Кубка СССР, на игру приехал председатель Центрального совета «Спартака» Климов. Прежде мы его никогда не видели, а тут - пожаловал. Был он, правда, по случаю праздника не совсем трезв и в таком виде пообещал премию за победу от своего ведомства. «Торпедо» мы обыграли - 1:0, а Климов оказался человеком слова - на следующий день каждому по конвертику вручил.

- В команде между игроками разговоры о деньгах ходили?

- Никогда не слышал. Боялись. Заговоришь о деньгах, тут же получишь клеймо рвача.

- Вас не удивляют нынешние запросы футболистов и их рыночная стоимость?

- Игрок игроку рознь. Когда на просмотр в «Дин-Газ» приехал Семенов, который сейчас из одной команды в другую бегает, и попросил 50 тысяч «подъемных», я был шокирован такой беспардонностью. «Что вы, молодой человек, сделали в футболе, чтобы требовать такие деньги?» - спросил я у него. Другое дело - Шмаров. Это - фигура, человек играл в сборной, в «Спартаке», имеет право на какие-то запросы. Но откуда такое самомнение возникает у игроков типа Семенова, я, признаться, понять не могу.

- По-вашему, цены на футбольном рынке сейчас завышены?

- Так, по-моему, считают все. Нет, экономить деньги на покупке игроков нельзя, но и покупать кого ни попадя - глупость.

- Нынешние тренировки сильно отличаются от тех, в которых приходилось участвовать вам как игроку?

- Безусловно. Они лучше организованы, более разнообразны. Нас ведь особенно не баловали: квадрат «три-два» да удары по воротам. Помню, в 59-м году довелось побывать на тренировке «Ботафого», где играли Гарринча, Амарилло, Джалма Сантос, Нилтон Сантос, другие «звезды». Вот это была тренировка! Защитники - отдельно, нападающие - отдельно, все - по науке. Позже и в «Спартаке» занятия стали серьезнее. А откуда, вы думаете, знаменитые «стеночки» пошли? Именно с тех времен. Начали учить играть в короткие «стенки», в длинные. Появилась импровизация, мяч все время находился в движении, по неподвижному мячу мы уже никогда не били.

- Принято считать, что в советском футболе нагрузки были выше, чем в современном российском.

- До Лобановского - нет. Потом уже каждый стал считать делом чести посостязаться с ним и ни в коем случае не отстать. Лобановский, конечно, весь тренировочный процесс привел в порядок, и сегодняшняя его организованность была заложена именно им. Не секрет ведь, что большинство современных практиков пользуются его методами.

- Вы сторонник догм или оставляете право на импровизацию?

- Тренер непременно должен импровизировать, иначе рано или поздно зайдет в тупик. Дал он, к примеру, упражнение, а оно не пошло. Что делать? Наверное, менять, а не продолжать тупо настаивать на своем, нанося лишь вред команде. Индивидуальный подход тоже необходим: один все схватит на лету, а другому надо разжевывать каждую деталь.

- Как в ваши молодые годы коротали свой досуг тренеры?

- Как и сейчас - каждый по-своему. Хотя тогда они больше жили своей профессией. Качалин, к примеру, мог говорить о футболе часами. Но в то же время не забывал и о культурном досуге: Гавриил Дмитриевич был большим поклонником театра и частенько возил команду на спектакли. Якушин был знатоком человеческого общения. Его игровые разборы превращались в дискуссии, в которых участвовали все футболисты и тренеры. И добивался он от игрока не слепого послушания, а понимания. Сейчас тренер, как правило, зачитывает заранее подготовленный конспект, и хорошо еще, если ему удается вытянуть из какого-то игрока хоть несколько слов. Как правило, все молчат.

- Сегодня между тренером и футболистом нет такого контакта, как прежде?

- Думаю, мы были ближе друг к другу. Могли поговорить по душам. Уважительно относились к тренеру, но вместе с тем и как-то по-дружески. В любой момент я мог открыть дверь его комнаты и задать интересовавший вопрос. Впрочем, вины нынешнего поколения здесь нет. Сегодня существуют контракты, в которых все расписано. Сиди и жди, когда получишь деньги, квартиру или машину. Тогда же никаких контрактов не было и многое в решении твоих личных проблем зависело именно от тренера.

- И квартиру он тоже мог «пробить»?

- Мог походатайствовать перед кем-то. У «Спартака» в свое время болельщиком был мэр Москвы Яснов. И в конце 50-х за успехи в союзном первенстве, за победы над «Рапидом» и «Вулверхемптоном» он распорядился выделить игрокам квартиры. Для меня, 22-летнего парня, это стало полнейшей неожиданностью. Жили ведь вшестером в одной комнате, спали где придется. Я - чаще всего на сундуке. И тут - отдельная квартира! Можете представить мое состояние! Долго не верил, даже рассказывать кому-нибудь боялся. Это сейчас квартиры дают в каждом клубе. А тогда... Да что говорить - футболом мы жили.

- У современных игроков другие ценности?

- Не знаю. По-моему, они меньше нас любят футбол. Разве молодого парня увидишь сейчас на тренировке какой-нибудь сильной команды? А мы ходили - просто посмотреть: как вратари разминаются, как форварды бьют. Били все здорово. Если из десяти ударов кто-то не попадал дважды - это было чем-то из ряда вон.

- Футбол для вас - это искусство?

- Не всякий, конечно. Но иные матчи до сих пор перед глазами стоят. Помню, в 62-м году были со «Спартаком» на сборах в Бельгии. Нам тогда крупно повезло, попали на игру, куда билеты давным-давно были проданы. В Кубке европейских чемпионов встречались льежский «Стандард» и мадридский «Реал». Матч для меня не полтора часа длился, а за полторы секунды пролетел. Какая была игра! Никогда не забуду пятерку испанских форвардов: Амансио, дель Соль, ди Стефано, Пушкаш и Хенто. Как они играли! В клочья разорвали «Стандард», хотя он и сам в то время неплохо выступал. Мечтаю когда-нибудь увидеть такой матч в России.

О ком или о чем статья...

Исаев Анатолий Константинович