Войти

Герои томского футбола: «Уральские Старостины»

«Футбол-Хоккей в Томске», 07.09.2010

Сегодня, когда история томского футбола уже начала отсчет 102 году его существования, мы хотим представить нашим читателям одного из самых ярких представителей первых лет нашего футбола – Петра Миронычева и его брата Василия.

Братьев Миронычевых занесла в Томск стихия гражданской войны. Они появились здесь в 1919 году и играли на томских стадионах всего несколько лет, однако произвели настоящий фурор. Особенно – Петр Миронычев, которого называли легендарным футболистом, виртуозом футбола. Он, к тому же, обладал самым мощным в Томске ударом, от которого нередко разлетались в щепки стойки ворот (тогда они изготовлялись из не слишком толстых брусков). Петр и Василий Миронычевы были лидерами атак сборной Томска, которая в 1921 году совершила триумфальное турне по Сибири, обыграв сильнейшие команды Барнаула, Красноярска и Омска на их полях. Петр Миронычев был настоящей звездой томского футбола, и поэтому болельщики города горевали, что ему не дали долго поиграть здесь, а забрали в Москву.

На самом деле не в Москву, а в Ленинград, что по тем футбольным временам было примерно равноценно. И путь получился не совсем прямой. В 1924 году Петр Миронычев был уже лидером атак в Казани, и вместе со своим братом Василием (правда, брат выступал уже в роли футбольного арбитра) приехал в Москву на 5-й чемпионат России по футболу. В полуфинале соперником казанцев была сборная Москвы, которая, конечно, тогда на голову превосходила провинциальные команды. Достаточно сказать, что за 13 официальных матчей первенства России и СССР к тому времени Москва накопила впечатляющую разницу мячей: 109-3. Как видите, число футболистов, поразивших ворота столичной сборной, исчислялось единицами. Наш «Мироныч» показал свой класс и стал четвертым форвардом в этом списке. Он забил гол на 20-й минуте, и казанцы держались, ведя в счете, до 73-й минуты. Но потом пропустили-таки пять мячей и выбыли из розыгрыша. Однако футбольные таланты форварда заприметили в столицах, и вскоре он оказался в «Динамо» (Ленинград) – одной из сильнейших команд того времени. В составе «Динамо» Миронычев был неоднократным чемпионом Ленинграда. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей очерк пермского краеведа Игоря Рогожникова, автора истории пермского футбола. Его рассказ о династии Миронычевых, прославившихся в Перми, а затем и в Томске, будет интересен многим любителям футбола.

…На старинном пермском егошихинском кладбище находится несколько родственных захоронений купцов-старообрядцев Миронычевых. Красивые купеческие надгробия относятся к началу ХХ века.

Егошихинское кладбище находится в центре Перми, и считается вторым по сроку давности среди пермских кладбищ. Первые захоронения на нем относятся ко второй половине XVIII века. Знаменитые врачи, участники Бородинского сражения и другие пермяки нашли здесь свой последний приют. Родственное захоронение купцов-старообрядцев Миронычевых находится около большого оврага, делящего Егошихинское кладбище на старое и новое. Надпись на памятниках сохранилась, но некоторые надгробия Миронычевых разбросаны (на этом кладбище, увы, часто происходят акты вандализма).

Продолжить славный род Миронычевых, было суждено пяти братьям: родным Петру, Василию и Николаю Михайловичам и двоюродным по отношению к ним Виктору и Павлу Григорьевичам. Именно братья Миронычевы и стали одними из первых основателями, начинателями и популяризаторами нового в то время для пермяков вида спорта – футбола.

Летом и ближе к осени 1910 года, стали появляться первые любительские команды, в которых преобладали студенты, гимназисты и семинаристы. Одной из таких команд была «Нижняя Курья», в которой играли Николай, Василий и Виктор Миронычевы – пермские гимназисты.

В 1911 году, 24 мая (5 июня по новому стилю) в Перми состоялась первая публичная игра одиннадцать на одиннадцать. Пермяков, заполнивших трибуны, знакомили с новым видом спорта. Одними из организаторов и непосредственно участников этого матча, который и вошел в историю, как начало летоисчисления пермского футбола, были Василий и Николай Миронычевы. Следует добавить, что футбольный мяч и форму для публичной игры братья брали за прокатную плату.

С 1912 года стали проводиться первые товарищеские встречи между командами «Первой гимназии» и «гимназией О.В. Циммерман». «Первая гимназия» – так называлась мужская классическая гимназия (пермяки называли эту гимназию правительственной). Здание было построено в 1795–1797 годах. Сегодня в этом здании находится учебный корпус Пермской медицинской академии. «Гимназия О.В. Циммерман» – содержательницей этой частной гимназии была Оттилия Владимировна Циммерман, она же вела уроки французского языка. После революции О.В. Циммерман была арестована Ч.К. «за агитацию против Советской власти». Просидев в большевистской тюрьме 14 месяцев, она умерла от «инфлюэнцы» (грипп).

Как отмечала местная печать, тон в этих играх задавали игроки команды «Нижняя Курья» братья Миронычевы: Василий («Первая гимназия») и Николай с Виктором («Гимназия О.В. Циммерман»). С этого года начинает играть в «диких командах» Петр Миронычев, несмотря на то, что ему было всего двенадцать лет.

В 1913 году Василий Миронычев становится чемпионом города по футболу в составе команды «Первой гимназии», в первом чемпионате Перми среди гимназий и учебных заведений. В этом же году была составлена самая первая сборная Перми по футболу для участия в первом чемпионате Урала, в городе Екатеринбурге. На сохранившемся снимке на мяче видна дата – 1913 год. История этой уникальной в своем роде фотографии трогательная, так как эта фотография находилась в следственно-архивном деле №148 в государственном общественно-политическом архиве Пермской области (об этом деле будет рассказано дальше в тексте). Итак, в самую первую сборную города были приглашены два гимназиста Миронычевых: центр нападения Василий («Первая гимназия») и его двоюродный брат, защитник Виктор («гимназия О.В. Циммерман»).

В 1914 году при «Яхт-клубе» была создана футбольная команда с одноименным названием. Сам «Яхт-клуб» был создан в далеком 1890 году, и членами клуба в основном являлись богатые, обеспеченные люди. Они занимались как летними (теннис, велосипед, гребля), так и зимними видами спорта (лыжи). А вот футбольная команда организовалась только в 1914 году. Вообще «Яхт-клуб» стал первой спортивной организацией Перми, имеющей свою футбольную команду. В эту команду были приглашены Василий и Виктор Миронычевы. В этом же году был проведен первый чемпионат города по футболу. «Яхт-клуб» был вне конкуренции, набрав 9 очков из 10. Так, футболисты «Яхт-клуба» открыли первую страничку чемпионов города в истории пермского футбола. После первого чемпионата города, в Перми был создан инициативный комитет по проведению первого розыгрыша кубка города по футболу. В состав инициативного комитета входил и Виктор Миронычев, который даже судил некоторые матчи. Первыми обладателями кубка города стали футболисты «Унитаса». Но хитрость заключается в том, что футболисты «Яхт-клуба» не принимали участия в кубковых баталиях и почти все игроки клуба, выигравшие чемпионское звание, выступали за «Унитас». Вот на такой победной ноте и завершился футбольный сезон 1914 года.

В 1915 году была создана пермская футбольная лига (на современном языке – федерация), причем самая первая на Урале. В пермскую футбольную лигу записалось 17 команд, из которых было отобрано по силам двенадцать. Они были разделены на две группы («А» и «Б»), по шесть команд в каждой группе. И одним из организаторов этого новшества был гимназист Николай Миронычев. Перед сезоном был опубликован список команд, с указанием их капитанов. Николай Миронычев значился капитаном «Яхт-клуба». А Василий Миронычев к этому времени считался уже одним из лучших нападающих города. Так, трое братьев Миронычевых готовились в составе одного клуба ко второму чемпионату города по футболу. Перед началом II чемпионата города по футболу состоялся интересный товарищеский матч, в котором сборная гимназистов Перми со счетом 2:1 обыграла сборную команду соседней Мотовилихи. Гимназисты покидали поле в хорошем настроении, а местная газета отметила надежную игру в защите гимназиста Николая Миронычева, который был зачислен в состав сборной команды города. По-видимому, Виктор и Василий Миронычевы, к этому времени, уже окончили курс обучения в своих гимназиях. Чемпионом Перми дважды подряд становится «Яхт-клуб».

15 июля 1915 года в матче с командой Екатеринбурга, в рамках III чемпионата Урала, центр нападения пермяков Василий Миронычев на 23-й минуте головой забил гол, который явился самым первым в истории пермского футбола в официальных матчах. До этого пермяки дважды терпели поражения от екатеринбуржцев с сухим счетом: 0:8 (первый чемпионат Урала, 1913 год) и 0:4 (второй чемпионат Урала, 1914 год). От радости, что наконец-то не будет сухого счета, Василий прошел на руках от правого угла штрафной площади противника до своего места в центральном круге, чем вызвал бурный восторг болельщиков. А на 69-й минуте Василий заставил соперников еще раз начать с центра поля. В итоге победа 3:1. Очень надежно в этом матче сыграл в защите его брат Николай. На следующий день футболисты сборной Екатеринбурга сыграли вничью 1:1 в товарищеской встрече с местным «Яхт-клубом». И на этот раз команду вел за собой ее капитан Николай Миронычев, в нападении остро играл его брат Василий, а в защите выделялся Виктор. Причем они играли три дня подряд, так как «Яхт-клуб» провел на следующий день еще один товарищеский матч со сборной командой Уфы. Уфимцы не устояли перед пермским чемпионом, результат 0:2. Оба мяча провел опять Василий Миронычев…

…25 мая 1916 года, в Пермь на товарищескую игру с дважды подряд чемпионом города местным «Яхт-клубом», приехала команда «Спорт» из Вятки. Игра закончилась вничью 1:1. Через 46 лет после того матча в журнале «Уральский следопыт» №6 (1962 год), вратарь «Спорта» А. Пуни живо вспоминал об этом матче. Правда, сначала скажем и о самом Пуни. Александр Цезаревич Пуни – талантливый вратарь, получивший большое признание на Урале. Ворота сборной Вятки он защищал 16 лет. В 1921 году стоял в воротах сборной Екатеринбурга, затем выступал в составе Приуральского военного округа. После завершения футбольной карьеры – заведующий кафедрой Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, профессор. Считался одним из крупнейших в мире специалистов по спортивной психологии.

Ну а теперь воспоминания профессора-вратаря: «Нападающие Перми атаковали бурно. Особенно активным был центр нападения Петр Миронычев. Ему удалось прорваться. Вот он метрах в 8-10 от моих ворот, коренастый, широкоплечий. Удар! – пушечный, но не совсем точный и мяч у меня в руках. У совершенно обескураженного Миронычева вырвалось тогда по моему адресу: «Вот черт!..» Вот такой уникальный случай на заре пермского футбола: четыре брата Миронычевых (два защитника и два центрфорварда) готовились к очередному, третьему по счету, чемпионату города по футболу в составе одного клуба. Но судьба распорядилась по-своему… В Перми прошла мобилизация молодежи, поскольку царская армия нуждалась в пополнении (бушевала империалистическая война). Так ушел в армию Виктор Миронычев. О нем ничего не было известно до тех пор, пока в Государственном общественно-политическом архиве Пермской области не было обнаружено следственно-архивное дело №148 (начато в апреле 1940 года), которое следовало духу тезиса «вождя народов» об обострении классовой борьбы. По доносу осведомителя гражданка Петухова Лидия Григорьевна (девичья фамилия Миронычева) «высказывала недовольство Советской властью, говорила о тяжелой жизни народа, о том, что сейчас в магазинах пусто, а при царизме всего было вдоволь». Так, родная сестра Виктора и Павла Миронычевых попала под жернова тотального подавления инакомыслящих. К концу следствия группа (кроме Лидии Миронычевой в деле проходили еще три фамилии) квалифицировалась как «организация, ставящая своей целью дискредитацию руководителей ВКП (б) и советского правительства. А поскольку до революции фигуранты были людьми состоятельными, то в обвинительном заключении они назывались «классово – чуждыми элементами». При аресте у Лидии Григорьевны в качестве вещественных доказательств были изъяты фотографии, среди которых оказался снимок сборной команды Перми 1913 года. Из материалов дела следует, что Виктор принимал участие в первой империалистической войне, дослужился до прапорщика, позднее попал в плен. После освобождения в Россию не вернулся и осел в Литве. Последнее письмо от него она получила в 1937 году. Есть основания полагать, что переписка с братом – гражданином буржуазного государства не могла не повлиять на обвинительное заключение. О другом родном брате Павле и двоюродных братьях по отношению к ней Николае, Петре и Василии, видимо Лида умолчала. Так, следственное дело №148 драматически соединило во времени судьбы людей, добавив несколько строк в историю пермского футбола.

1917 год. В это время на местах становилась Советская власть. И все же такой факт имел место в пермской истории, что большинство студентов и гимназистов крайне враждебно относилось ко всему советскому. Нередко они устраивали даже и контрреволюционные вылазки. После Октябрьского переворота, на спортивном поле пермского речного «Яхт-клуба» был организован футбол для красноармейцев. Сборная команда Перми играла со сборной красноармейцев 10-го московского полка. Принимали ли участие в этом матче братья Миронычевы, пока остается загадкой? Вполне возможно, что нет. Но в городе они в это время были, и покинуть Пермь они не смогли, а может, и не успели?

2 июня 1918 года соответствующим постановлением был запрещен выезд из Перми лицам, принадлежащим к буржуазному классу. А право открыть первый чемпионат города по футболу при Советской власти, было предоставлено «Яхт-клубу» и сборной команде военнопленных австро-венгерской и германской армий. В упорном поединке победил «Яхт-клуб» со счетом 5:3. Кстати, яхтсмены и стали первыми чемпионами города при Советской власти. В составе чемпионов был и Василий Миронычев, а капитаном другой его родной брат Петр. 10 августа 1918 года выходит еще одно постановление, согласно которому, под оружие призываются все мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Но многие тяготились этим призывом.

В декабре 1919 года войска А.В. Колчака взяли Пермь. И уже 16 января 1919 года правительство А.В. Колчака запретило выезд из Перми. А 6 мая выходит приказ генерал-лейтенанта Гайды за номером 245 об объявлении учета всего городского населения от 18 до 35 лет в целях мобилизации. В городе и на подступах к нему шли ожесточенные бои. Все это не укладывалось с игрой в футбол. Поэтому чемпионат Перми 1919 года провести не удалось. 1 июля 1919 года в Пермь вошли войска Красной Армии, и в городе была вторично установлена Советская власть.

Главным событием 1920 года было проведение первой Уральской Олимпиады (в некоторых источниках она называется еще как первая губернская Красная Олимпиада). В декабре 1920 года в соответствии с правительственным декретом в городе закрываются монастыри, церкви и часовни. Психологически это повлияло на многих игроков пермских команд, семьи которых были верующими. Принимали ли участие братья Миронычевы (Василий и Петр) в футбольных турнирах первой (1920 год) или второй (1921 год) Уральской Олимпиады? Неизвестно. А может, они покинули Пермь с войсками А.В. Колчака? Ясно одно, город потерял футболистов братьев Миронычевых. Футболистов, которых когда-то любила, на которых когда-то ходила и за которых когда-то болела пермская публика первого двадцатилетия двадцатого века.

Этот период останется в нашей истории, как время неслыханного насилия и жестокости. И гражданская война, начавшаяся сразу же после Октябрьского переворота, стала одной из наиболее трагических страниц в истории страны. Миллионам россиян суждено было погибнуть и еще сотни тысяч – цвет нации, навсегда покинули свою страну. А братья Миронычевы, имея, пермские корни, навсегда останутся в истории пермского футбола, как его основатели и популяризаторы. Недаром их называли «Уральские Старостины», а пермяки, за пушечные удары Петра и Василия, называли их еще «пермскими Бутусовыми».

Рогожников Игорь