Войти

Александр Черевко: «В «Томи» собраны люди, которые могут и хотят играть Премьер-лиге»

«Футбол-Хоккей в Томске», 18.10.2012

Полузащитник «Томи» Александр Черевко появился в нашей команде нынешним летом и, в отличие от многих его партнеров, не имеет серьезного опыта игры в премьер-лиге. Тем не менее, Александр по ходу турнира уверенно вписался в сильный состав. Его скоростные рейды, его трудолюбие, полная самоотдача и неутомимость на поле нравятся томским болельщикам. К тому же, Саша – разносторонний футболист, что очень пригодилось команде в период эпидемии травм. Тренеры перевели Черевко в обескровленную травмами оборону, и Александр отлично справился с новой для себя ролью флангового защитника. Ну и в атаке он регулярно помогает команде: у Саши очень приличный, сильный дальний удар. Помнится, в Новосибирске он едва не сокрушил перекладину ворот «Сибири». А есть еще скоростные рывки и прострелы с фланга.

Сегодня мы поближе знакомим томских болельщиков с Александром Черевко – с помощью подробного интервью, которое он дал для программы «Наш Большой Футбол» и газеты «Футбол-Хоккей». Видеоверсию вы можете посмотреть на официальном сайте ФК «Томь». Ну а теперь – разговор с футболистом:

– Александр, давай поближе познакомим болельщиков с твоей биографией?

– Я родился на Украине, в городе Херсоне. Приобщение к футболу состоялось, наверное, как у большинства – во дворе. Когда я пошел учиться в школу, то к нам во все классы по очереди заходил тренер и приглашал мальчишек заниматься в футбольную школу. Сначала я отнесся к этому без особого интереса, но когда практически все мои друзья стали ходить на тренировки, то я тоже присоединился.

– Были какие-то успехи в футбольном детстве?

– Сначала были какие-то достижения в дворовом футболе, а потом мы поехали на турнир, и нашей команде удалось выиграть первое место в престижных соревнованиях «Кожаный мяч».

– Насколько мы знаем, потом твоя футбольная карьера продолжилась в Москве? Как ты туда попал?

– В Москву меня привело то, что в столице хорошо развита футбольная инфраструктура, качественно работали футбольные школы. А у нас на Украине в то время не было особых условий для футбольного роста. Были только школы киевского «Динамо», одесского «Черноморца», но туда было очень сложно попасть. А так как меня заметили и пригласили к себе именно московские тренеры, то мы особенно и не выбирали. Изначально меня приглашали в «Спартак», я там месяц прозанимался. Но получились какие-то накладки, и в итоге я оказался в «Локомотиве».

– А в каком возрасте это было?

– На просмотр я приехал в 13 лет.

– А как мама отнеслась к тому, что ее сын в таком раннем возрасте уедет в далекий футбольный интернат?

– Как и все мамы, она сильно переживала. Да и мне было нелегко. Особенно первые месяцы, когда с родителями не видишься совсем, общаешься с ними только по телефону, да и то – редко.

– Обычная школа для тебя в те годы уже была на втором плане?

– Школа была как и у всех, не знаю уж точно – на каком плане. А потом, когда я уже жил в интернате «Локомотива», то учился в спортклассе. А это общий режим для спортсменов-школьников: утром – тренировка, потом учеба, вечером – опять тренировка.

– В «Локомотиве» ты прошел все стадии спортшколы и дошел до дубля?

– Да, после окончания спортшколы я подписал контракт с дублем «Локомотива». Но шансов проявить себя было крайне мало, так как были еще ребята более старших выпусков спортшколы плюс спускали на матч футболистов основного состава. В общем, было тяжело. И когда я выходил на поле – это был праздник. Правда, со временем стал играть все больше и больше.

– А как вообще прошла твоя адаптация к Москве после жизни в провинции?

– Было нелегко, хотя Москва – красивый город, много людей, метро впервые увидел. Но адаптироваться было трудно. Хорошо, что в интернате было много таких провинциальных ребят, и мы вместе осваивали жизнь в столице. Изначально особо не гулял по городу, только поблизости от интерната, ну а потом стал узнавать город получше.

– Хотя бы сейчас уже чувствуешь себя полноценным москвичом?

– Нет, до сих пор не чувствую, хотя город знаю неплохо, и Москва мне нравится.

– Вернемся к футбольной биографии. Как ты оцениваешь это время, проведенное в дубле «Локомотива», что оно дало?

– Любой молодой игрок, попадая в дубль, сразу понимает, что это уже другая жизнь, другой уровень ответственности. Это уже настоящий серьезный турнир. В дубле я узнал, что такое тренировочные сборы – когда мы на две недели уезжали готовиться в теплые края, там были серьезные нагрузки. Изначально все это дается тяжело, но потом привыкаешь к новой жизни и начинает нравиться.

– Как у тебя получалось и когда ты почувствовал себя стабильным игроком дубля премьер-лиги?

– Наверное, только через два года – когда меня уже не только ставили на матчи, но и начали привлекать к тренировкам с основным составом клуба. Тогда я понял, что у меня все-таки что-то получается.

– А как складывалось по жизни твое игровое амплуа? В нападении доводилось играть?

– В детстве я и начинал нападающим. Я быстро бегал, и тренеры ставили меня вперед. В Москве, в «Локомотиве» меня сначала определили в крайние форварды. Тогда еще была в ходу схема 4-3-3. А затем уже попал во фланговые полузащитники.

– Дубль-дублем, но в 20 лет уже хочется играть во взрослом турнире и играть побольше, не так ли?

– Да, мне хотелось больше играть. И я понимал, что уже нужно уходить из дубля, тем более что стали вводить возрастные ограничения, которых раньше у дублеров не было. Стали больше подключать молодежь. Надо было что-то делать, и тренер посоветовал идти в какой-нибудь клуб, в аренду.

– Так ты попал в «Нижний Новгород»?

– Нет, до Нижнего я еще три месяца играл за команду «Динамо-Петротрест» из Питера. Теперь она именуется «Петротрест», играет в ФНЛ, а тогда выступала во второй лиге. Но тренер был тот же – Леонид Ткаченко.

– Не захотелось тебе остаться в таком красивом городе как Петербург? Или какие-то футбольные стимулы перевесили?

– Футбольные вопросы всегда идут на первом месте. Да, мне делали предложение играть там и на следующий год, и город красивый… Но возникли какие-то проблемы между клубами, и я вернулся в дубль «Локо». И уже оттуда поехал в аренду в «Нижний Новгород».

– Клуб уже играл в первом дивизионе?

– Нет, тогда команда еще только выходила из второй лиги. Мы ведь попали в первый дивизион не с первого и даже не со второго места, а с третьего. У нас было дерби с нижегородской «Волгой», которая в итоге заняла первое место, а вторым был Оренбург. Но когда оренбуржцам предложили занять место выбывшего из первой лиги клуба – они отказались. А наше руководство, наоборот, согласилось – и клуб пошел на повышение.

– Расскажи о нижегородском периоде, о команде – кому она принадлежала, кто за нее болел?

– Наверное, в Нижнем Новгороде – пока самый удачный и значительный этап в моей карьере. Конечно, какие-то осадки были, но хорошего было значительно больше. Коллектив подобрался хороший, дружный. Команду содержали городские власти, а у «Волги» были свои спонсоры и свои болельщики. Но их было маловато, так как весь город многие годы болел за «Нижний», потом уже некоторые переметнулись.

– А характер дерби ты тогда уже ощутил? Или это противостояние было больше важно для болельщиков?

– Когда я был молодым, то, честно говоря, не понимал, что такое «дерби». Ясно было, что это какой-то более ответственный матч – и все. Но постепенно я осознал, что такое две команды из одного города – проигрывать нельзя, а то как потом своим болельщикам в городе в глаза смотреть. Я думаю, что в большей степени нас настраивало на дерби руководство клуба, для которого это, действительно, были очень принципиальные матчи.

– О команде «Нижний Новгород» постоянно ходили разговоры, что у нее сложное финансовое положение, тем не менее команда два года до последнего боролась за путевку в премьер-лигу. Как и за счет чего удавалось добиваться хороших результатов при бедственном финансовом положении?

– Мне кажется, весь настрой шел от нашего тренерского штаба и всего футбольного коллектива: пусть нам деньги и не платят – мы будем выходить на каждый матч с прицелом на победу и надеяться, что рано или поздно это свои плоды даст.

– В прошлом году «Нижний» добрался до стыковых игр, и попал как раз на нижегородскую «Волгу». Действительно, перед вами стояла задача – попасть в премьер-лигу, или, как говорили тогда многие, победитель в этом дерби был известен заранее?

– Нет, я могу сказать и за тренеров, и за всех, кто играл, – мы действительно хотели победить эту команду, бились, как могли. Но те два гола, что мы пропустили, ведя 1:0, не позволили нам прорваться в премьер-лигу, так ответный матч закончился 0:0. Нет, мы очень хотели выиграть дерби! Два года мы были бок о бок и на равных бились с «Волгой», но в премьер-лигу ушли они. И на этот раз туда могли попасть мы. Такой шанс не всем дается, но не получилось его использовать.

– Шанс не использовали, клуб потом был закрыт по финансовым обстоятельствам. А когда и как возник вариант с Томском?

– После стыковых игр у нас истекли контракты, судьба клуба была под большим вопросом. Поэтому я выбрал Томск. Ну а почему томичи сделали мне предложение – даже не знаю. Возможно, нынешний главный тренер «Томи», работавший прежде в «Волге», меня достаточно изучил за эти годы соперничества. По крайней мере, мне было приятно получить приглашение в «Томь», и я сразу согласился.

– Но ведь и у «Томи» были серьезные финансовые проблемы – и это было хорошо известно?

– Сейчас ни с какой командой не угадаешь. Я стараюсь настроить себя на хороший лад и не думаю о финансовых проблемах. Поэтому «Томь» я выбрал именно по футбольным признакам: команда играла в премьер-лиге и у нее стояла и стоит задача сыграть как можно успешнее и постараться вернуться в элитный дивизион.

– Как адаптировался в новой для себя команде?

– Адаптация прошла хорошо и быстро. Во многом потому, что в команде уже был Антон Хазов. А мы с ним – то в дерби в Нижнем друг против друга играли, то просто в городе встречались и общались. И он в Томске мне очень помог.

– А как прошла игровая адаптация, ведь «Томь» играет в другой футбол, нежели «Нижний Новгород»? И вообще, что «Томь» из себя представляет в игровом и футбольном плане?

– «Томь» сегодня – это сильная команда, играющая в атакующий футбол и имеющая хорошие перспективы.

– Тебе приходится исполнять разные функции на поле. В Томске тебе даже пришлось выступать в роли флангового защитника. Насколько комфортно ты себя чувствуешь на этой позиции?

– В первых играх мне было сложновато, так как не было опыта и навыка игры в обороне. Но начинаешь постепенно привыкать, больше разбираться и понимать. Поэтому теперь уже чувствую себя значительно лучше в роли защитника.

– Александр, сыграно уже немало игр, что можешь сказать о нашей команде и ее возможностях?

– «Томь» уже изначально была боеспособной командой по своему составу. Но была проблема – мало кто с кем был знаком и играл вместе раньше. Потому что некоторые ребята подъехали уже буквально перед самым стартом. Но, видимо, потому что подобрался неплохой коллектив – мы быстро сдружились и с каждой игрой прибавляли. Пришло взаимопонимание, и игра становится лучше.

– Самые запоминающиеся для тебя матчи нынешнего сезона?

– Наверное, это победа над «Уралом». Всегда приятно выигрывать у конкурента. А «Урал» ставит задачу, и коллектив, как я знаю, у них крепкий и сыгранный. Это серьезный соперник, и он мало кому дает шансы выиграть у него.

– Кто еще, кроме «Урала», будет бороться за повышение в классе, на твой взгляд, тем более, что ты знаешь лигу и по прошлым сезонам?

– Команд хороших много. Но я назову, наверное, Нальчик, который хочет вернуться в премьер-лигу, Хабаровск и Уфу. Но эта борьба за прямые путевки в элиту и в стыковые матчи будет в большей степени зависеть от нас самих – насколько мы будем давать шансы конкурентам догнать нас и побороться за выход в премьер-лигу.

– По забитым мячам «Томь» идет очень неплохо, мы чуть-чуть уступаем «Уралу». Но вот по пропущенным мячам мы тоже идем в лидерах. Больше нас пропустили только «Химки» и «Петротрест». В чем причина такого обилия голов в наши ворота?

– В первую очередь назову стандарты. Если посмотреть статистику, то мы больше всего пропускаем при стандартах. Нам нужно решить эту проблему, тогда выйдем на нормальный уровень по «пропускаемости».

– Как человек, поигравший в первом дивизионе, оцени нынешний уровень ФНЛ. В какую сторону она движется?

– Я считаю. Что уровень команд ФНЛ постепенно растет. И все больше становится клубов, которым финансовые возможности позволяют ставить высокие задачи. Конкурентов становится все больше, турнир – интереснее, результаты матчей – непредсказуемые.

– Давай поговорим о твоей жизни вне футбола – о родителях, о семье?

– Родители так и живут на Украине, я с ними вижусь только в отпуске. Есть еще у меня старший брат – он, кстати, тоже играл в футбол, но профессионального уровня не достиг. Ну а про свою семью… Когда закончился прошлый сезон, прошли стыковые матчи – у меня 28 мая состоялась свадьба. Супругу мою зовут Лена.

– В Нижнем Новгороде познакомились?

– Нас познакомили друзья, а сама Лена родом из Питера.

– Ну а ты кем себя считаешь сейчас, выбор большой – Херсон, Москва, Нижний Новгород, Томск. Какой город сейчас родной и гражданин ты какой страны?

– Гражданство у меня по паспорту – российское. Ну а родина – там, где родился. Мой дом – это Украина, Херсон. Там живут мои родители, родственники, братья и сестры, лучшие друзья.

– Хорошо, а тогда – город, где ты бы хотел жить, скажем, после окончания футбольной карьеры?

– Наверное, все-таки Москва или Петербург.

– Расскажи, как проводишь свободное от футбола время?

– На данный момент жена живет со мной в Томске, поэтому мое свободное время мы планируем вместе. По возможности мы много ходили, гуляли по городу. К сожалению, сейчас тренировки заканчиваются вечером, поэтому особо не погуляешь. В основном ходим в кино. Или можем просто в кафе посидеть.

– Какие у тебя и у жены Лены впечатления о Томске?

– Хороший, комфортный город. Своеобразный – есть красивые старые здания. Чтобы в центре города были деревянные дома – такое я видел только в Нижнем.

– А провинциальность не смущает?

– Так ведь мой Херсон – тоже провинциальный город. Я комфортно себя чувствую. Лена – тоже, ведь природа здесь – рядом, спешить никуда не надо. И долго добираться никуда не требуется. У провинции свои плюсы.

– А насколько футбольным тебе показался Томск?

– Я уже почувствовал, что за командой здесь пристально следят. Город, несомненно, футбольный, и все болеют за одну любимую команду, все друг друга знают. Много очень хороших болельщиков, которые горячо поддерживают «Томь» на стадионе. Вообще, на каждом матче собираются практически полные трибуны – это далеко не в каждом городе увидишь. И наверное, хотелось, чтобы в каждом городе так и было.

– Многие болельщики поражаются твоей огромной работоспособности на поле. Откуда столько энергии и насколько легко тебе это дается?

– Дается нелегко, но просто очень хочется выигрывать, побеждать. И хочется в каждой игре отдаваться на 100 процентов, выкладывать все силы.

– А легкой атлетикой со своей скоростью ты раньше не занимался?

– Нет, только немного гимнастикой, когда было лет 5-6.

– Контракт с «Томью» у тебя до конца нынешнего первенства?

– Контракт заключили на два года.

– Тогда тем более тебе интереснее заглянуть в будущее команды. Насколько реально возвращение «Томи» в Премьер-лигу?

– Задача реальная – надо только выходить в каждом матче и побеждать. Нужно, чтобы нас и дальше поддерживали болельщики – как сейчас. И надо понимать, что каждому нужно сделать для общей победы. Здесь собраны люди, которые хотят и могут играть в Премьер-лиге. И они хотят туда попасть – в том числе и те, кто там толком и не играл еще.

О ком или о чем статья...

Черевко Александр Петрович