Войти

Александр Димидко: «Мне всегда везло с переходами»

«Футбол-Хоккей в Томске», 19.07.2012

Конечно, когда мы планировали это интервью для программы «Наш Большой Футбол» и газеты «Футбол-Хоккей», то не думали, что в игре с «Петротрестом» Александр сделает дубль, ставший победным для команды. Что ж, мы очень рады, что попали в точку и предлагаем вашему вниманию подробное интервью не просто с новобранцем «Томи», а с лучшим на сегодняшний день бомбардиром команды. И мы уверены, что этого скромного, основательного, могучего парня с Дальнего Востока бомбардирская слава ничуть не испортит.

«У меня был только футбол с утра до вечера»

– Саша, ты родом из Хабаровска. С чем у тебя, коренного дальневосточника, он ассоциируется? У меня, например, с красной икрою…

– Думаю, что у многих Дальний Восток ассоциируется со всякими вкусностями – икрой, рыбой, морепродуктами. Но на самом деле все они, в основном, везутся с Сахалина, Приморья, Камчатки. Моря у нас нет. Единственное, что рыба заходит на нерест красная и красную икру в Хабаровске добывают.

– Расскажи о своем детстве: как в твоей жизни появился футбол? Достаточно рано начал им заниматься?

– Да, конечно, с 1 класса, как обычно и бывает. Я родился в Хабаровске, в поселке имени Горького. Там у нас своя школа футбольная, где всего два тренера работали и курировали игроков всех возрастов. Мой брат старше на 6 лет, он тоже занимался в этой школе. Вообще сама семья у нас спортивная, отец играл в футбол и хоккей, правда не на высоком уровне, но он очень любит футбол, следит за чемпионатом, смотрит игры. Когда мне исполнилось 7 лет, то у меня не было шансов на иное – меня отправили на футбол. Я и сам видел, что брат играет, мне тоже хотелось в секцию. Занялся футболом, начал играть, и потом оттуда меня пригласили в школу хабаровского СКА. Так постепенно по школе и по возрасту рос, потом попал в дубль и оттуда уже в основную команду.

– Какие-то еще были интересы у тебя кроме футбола? Возможно, другие кружки?

– Нет, ничем не интересовался, только футбол у меня был с утра до вечера. Сделал уроки и пошел играть в футбол. Родители пытались убедить меня не забывать учебу. В целом я учился в школе хорошо, окончил ее без троек. Они на этом фоне хотели, чтобы я куда-то поступил дальше учиться. Но когда уже серьезный футбол пошел, частые разъезды, то и я, и они поняли – невозможно скрещивать футбол и учебу.

– Ты рано стал профессиональным игроком, уже в 17 лет подписал первый контракт.

– Большое спасибо за это главному тренеру СКА Олегу Алексеевичу Смолянинову. Он любил подтягивать молодых. Только благодаря ему я так рано попал в команду. Он много со мной работал на поле и вне поля, рассказывал мне, как надо себя вести, что надо делать, как лучше питаться. Во многом это его заслуга, что я состоялся как футболист.

– В 17 лет, когда ты еще почти ребенок, трудно заставить себя серьезно относиться к какому-то делу. Как тебе удалось адаптироваться среди взрослых партнеров?

– Тяжело. Я за первые два года отыграл по 40 игр. Тренер мне сильно доверял, никогда не сажал на лавку для того, чтобы проучить. Конечно, благодаря Олегу Алексеевичу и его советам («Надо быть психологически готовым к работе, не бояться, чем быстрее ты пройдешь этот этап, тем проще тебе будет играть со взрослыми») адаптация прошла быстрее.

– А какие задачи тогда стояли перед СКА? Быть середняками первого дивизиона?

– Мы тогда звезд с неба не хватали, у нас был средний бюджет и никаких особых задач. Да, ставили задачи попасть в десятку. Заняли десятое место – захотелось быть выше. Потом стали двенадцатыми, вновь стремились вернуться в десятку. Играли без особых задач.

– Насколько Хабаровск футбольный город? Что он спортивный, это понятно, там и хоккей любят, и есть волейбольная женская команда. Но насколько можно назвать его именно футбольным?

– Сами руководители клуба – они «футбольные» люди, душой и сердцем за то, чтобы клуб ставил перед собою большие задачи. Они увлечены идеей добиться, чтобы в Хабаровске был большой футбол. Но это сложно потому, что город спортивный, там есть хоккей и с мячом, и с шайбой, и волейбольная команда – все в высшей лиге играют. Футболу тяжело с ними конкурировать, ведь команда только в первом дивизионе. Трудно найти финансы. Еще из-за того, что выступают в ФНЛ, на игры стало ходить совсем немного народу. Сейчас одна из главных задач хабаровского клуба – привлечь болельщиков на стадион. Тем более, что он там вмещает 20 тысяч зрителей, это самая большая арена в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.

– Будучи молодым игроком СКА из Хабаровска, ты впервые оказался в Томске, сыграл здесь против «Томи». Какие воспоминания об этих матчах?

– Тогда я еще был совсем молодой. И запомнил матч как серьезное противостояние. Эти два клуба все время бились, пока меня еще не было в команде, за выход в первую лигу во втором дивизионе. А когда мы играли в Томске (я один сезон успел поиграть против «Томи»), то бились тоже жестко.

– Олег Смолянинов не зря старался и делился с тобою своим опытом, помогал развивать твое мастерство – ты достаточно быстро себя проявил. Иначе бы в 21 год не получил бы приглашение из серьезной команды премьер-лиги. Не от середнячка, а от гранда, московского «Динамо».

– Да, я поработал со Смоляниновым 3 года. Я, Витя Файзулин, который теперь играет в «Зените», Вася Кармазиненко, один из лучших бомбардиров хабаровского клуба – считаю, наши достижения плодами его работы. После Олега Алексеевича пришел в команду тренер Сергей Горлукович. Мы с ним в 2006 году провели очень хороший сезон, заняли 5 место, просто рекордное для Хабаровска, и на многих игроков тогда обратили внимание. И я перешел в «Динамо» именно после того сезона. Помню, сразу согласился, также, кстати, было и с Томском. Мне очень везет, что все переходы даются так легко – нет такого, чтобы я сомневался. Пригласили в «Динамо» – сразу отправился в московскую команду, где отыграл 2,5 года.

«Я не хулиган»

– Если вспомнить динамовские годы – насколько яркие от них у тебя остались впечатления?

– Очень яркие, на всю жизнь – не знаю, удастся ли еще подняться на такой уровень. Мы играли в Лиге Европы, в квалификации Лиги чемпионов. Такое не забывается. Но тогда я был совсем молодой, стабильности мне не хватало и не удалось закрепиться в команде.

– Ты в очень раннем возрасте переехал из большого, но провинциального Хабаровска в столицу. В Москве много соблазнов, иногда молодые люди там забывают о профессиональной деятельности, были такие примеры и в «Динамо». Как ты адаптировался не в футбольной, а в социальной среде в Москве?

– Нет, я не такой ночной хулиган, не было проблем с этим. Нашлись друзья, которые мне помогали с переходом в «Динамо», и они мне рассказывали, как лучше вести себя в Москве правильно, чтобы не потеряться в профессиональном плане. Так что были люди, которые мне подсказали верный путь.

– Прошло уже достаточно времени, и ты себе наверняка задавал вопрос: почему не удалось закрепиться в «Динамо». Наверно, есть и субъективные, и объективные обстоятельства. Как у тебя с тренером складывались отношения, с Андреем Николаевичем Кобелевым?

– Он тренер очень хороший, остались хорошие впечатления. Нет ни капли обиды, что у меня не получилось при нем закрепиться в составе. Я только с собой связываю, это мое упущение, что не смог остаться в «Динамо». Думаю, мне не хватало стабильности и опыта. И уровень в команде очень высокий, надо было лучше подготовиться к этому психологически.

– Когда стало понятно, что не получается закрепиться в «Динамо», ты вернулся в СКА. Может, надо было попробовать закрепиться в другом клубе премьер-лиги, пусть и не столичном?

– Там вышла сложная ситуация, потому что изначально у меня были варианты, но потом в «Динамо» не хватало игрока на какую-то позицию, и Андрей Николаевич попросил меня остаться, чтобы ее закрыть, и я ждал, до конца верил, что я буду в команде. Но буквально за 2 недели до старта чемпионата мне сказали, что надо искать другую команду. А к этому времени все укомплектованы. Тяжело было что-то решать и вести переговоры. Тут со мною вышли на связь руководители «СКА Энергии». А Хабаровск мой родной город…Спасибо им, что в момент, когда я реально не мог найти себе клуб, меня взяли в Хабаровск. Я отыграл в команде полгода, после меня выкупило «Динамо» Брянск.

– Почему такой недолгой оказалась «домашняя» командировка? Мне доводилось слышать, что не все футболисты уживались с Горлуковичем, известным своим невероятно жестким нравом и порой неадекватным поведением.

– С ним сложно работать, но я знал, куда шел, мы с Горлуковичем уже пересекались. Дело не в том, что у меня с ним не сложилось. Я знал, куда шел. Но просто у меня еще действовал контракт с «Динамо», так что Хабаровск брал меня в аренду. А Брянск обратился в клуб и выкупил мой контракт. В Хабаровске были не против, и я перебрался в Брянск.

– Давай проанализируем этап твоей карьеры в Брянске.

– Это был новый этап – надо было заново строить команду. За 2 года собрали хороший коллектив, мы бились, играли ради того, чтобы нас пригласили в хорошие клубы. В прошлом сезоне заняли хорошее 5 место. И такое дежавю – что после пятого места СКА появились предложения, что сейчас, тоже после хорошего сезона, стали приглашать в клубы. Меня пригласил такой клуб, как «Томь», еще в прошлом году игравший в высшей лиге. Серьезное предложение. Для меня честь играть в таком клубе. Я согласился. Хотя Брянск – это тоже хороший этап моей карьеры. Там работают и живут замечательные люди, в городе прекрасный стадион. Болельщики команду поддерживали. Мне было очень приятно там работать, и очень жаль, что команда развалилась.

– В Брянске тебе удалось поработать под руководством тренера, которого хорошо знают в Томске, с Валерием Юрьевичем Петраковым. Какие воспоминания остались от сотрудничества с этим специалистом?

– Тоже только приятные, он мне много помогал, доверял, ставил в состав. Если мне тренер доверяет, то я никогда не смогу сказать про таких специалистов ничего негативного. Надо ценить это доверие. Благодаря Петракову мы заняли 5 место. И все пацаны, кто играл при нем, нашли себе место работы, в этом есть его заслуга.

– Почему все же Брянск лишился места в ФНЛ, говорили, что и желание у клуба было, и возможности были… Какая-то туманная здесь история..

– До конца мы не можем знать все подробности, дело решалось на высшем уровне, мы можем только догадываться, почему все так произошло. Мы в команде считаем, что дело в финансировании – у нас был спонсор, он выкупил «Динамо», и мы стали частным клубом. В какой-то момент у спонсора возникли финансовые сложности, и он просто забыл о команде на полгода. Мы существовали это время за счет долгов и займов. Потом, когда началось лицензирование, то РФС обратил внимание на большие долги и займы. И заявил «Если вы не погасите хотя бы 50%, то мы вас снимем с чемпионата». А спонсоры, которые должны были решать эти вопросы, наверное, недооценили ситуацию, подумали, они смогут все разрешить деньгами. Потом деньги вроде и нашли, но не только они все решают. РФС пошел на принцип и вынес такой вердикт. Надо было вовремя гасить долги…

– После снятия с чемпионата Брянска у тебя кроме «Томи» были другие предложения?

– Да, и спасибо этим людям, с которыми я обсуждал варианты. Но это было до Томска. Как только поступило предложение от «Томи», я всем сразу отказал и поехал сюда.

– Не смущало ли тебя, что за Томском тоже тянется слава нестабильного в финансовом отношении клуба, который вылетел из премьер-лиги и имеет задолжности перед теми игроками, кто остался в команде?

– Нет, страха не было. Хотя бы из-за того, что в прошлом году Путин поддержал эту команду. И здесь такой регион, где футбол спорт номер один, другого спорта просто нет. Думаю, если даже и будут какие-то проблемы с деньгами, то город поможет. Так что страха у меня не было абсолютно.

«Томи» просто требуется время

– Давай поближе познакомим болельщиков с твоей футбольной спецификой. По амплуа ты опорный полузащитник, но можешь сыграть и на других позициях?

– В Хабаровске я изначально был опорным полузащитником, но иногда из-за моих габаритов играл защитника. В принципе, это удобная позиция, я там комфортно себя чувствую. В середине поля с моей комплекцией тяжеловато, там надо много двигаться, большую резкость и в отборе взрывную работу. Мне сейчас трудно, но все это навыки, они приходят со временем, если долго играть на этой позиции, то привыкаешь и адаптируешься. В московском «Динамо» я выходил на замену на разные позиции. Может, это мой плюс – универсализм.

– Ты с «Томью» пока тренировался сравнительно недолго, но, наверно, уже успел оценить ее потенциал. Как ты считаешь, что собой представляет наша команда по сравнению с другими клубами ФНЛ? Тем более, ты знаешь первый дивизион не понаслышке…

– Да, мне есть, с чем сравнивать, даже судя по тренировочному процессу. Упражнения отличаются. В Брянске было чуть помедленнее… Я когда сюда пришел, то даже в первые дни немного уставал, задыхался. Все же многие футболисты «Томи» поиграли в премьер-лиге, те, кто остался с прошлого года. А новички пришли – тоже сильные, добротные футболисты. С ними тяжеловато было работать, надо было привыкнуть, сложнее, чем в Брянске. Считаю, уровень здесь очень хороший. Думаю, команде под силу занимать высокие места.

– В первом матче у «Томи» не все получилось пока еще, и дело не только в результате, но и в качестве игры. Идет процесс адаптации, тем более, что сразу четыре новых полузащитника появилось в команде. Насколько сложно команде сыгрываться?

– Для адаптации просто нужно время. Ни у кого из новых ребят нет с нею проблем, в Томске очень хороший коллектив, руководство и все работники клуба помогают решать любые проблемы, поэтому футболистам остается только думать о футболе. Считаю, игра с «Ротором» показала, что не хватает сыгранности в передней линии, в атаке. Нет последнего паса, открывания, удара…Уверен, мы сделаем правильные выводы, и тренер что-то подкорректирует. Нужно время, надо работать. Такой командой реально сыграться, сезон длинный, она себя еще покажет. Время есть все исправить, хотя ничего страшного еще не произошло. Да, первый блин комом, нам дали по шапке, причем клуб, вышедший из второго дивизиона, но теперь мы представляем, что такое первый дивизион. Надо с каждой командой выходить и биться, какое бы у нее не было название, и из какого бы города она не была.

– Давай поговорим и о житейском. Ты, в отличие от других футболистов, сразу приехал в новый город с семьей. Обычно игроки сначала сами обживаются, снимают квартиру. Почему вы сразу вместе приехали?

– Моя супруга отдает мне на откуп вопрос о выборе команды. Я, конечно, этим не злоупотребляю, мол, поехал куда захотел – все учитываю, звоню родителям, с супругой советуюсь. Учитываю пожелания, но выбор все равно за мною. А Кристина готова в любой город ехать. Что касается того, почему я сразу приехал с семьей – я в Брянске два месяца жил один, жена ко мне не приезжала. Я по ней очень соскучился, и как появилась возможность, мы сразу же вместе приехали в Томск, нашли квартиру. Теперь Кристина будет мне помогать здесь адаптироваться.

– Понятно, что у футболиста почти все время уходит на тренировки, на отдых, на подготовку к матчам. Но есть и свободное время. Большую часть его проводят с семьями. Возможно, у тебя есть еще и какие-то хобби?

– Это легкий для меня вопрос, мое хобби – рыбалка. В Томске еще не рыбачил, а в Брянске в выходные мы часто собирались компанией и выезжали. Люблю рыбалку, надеюсь, мне здесь покажут нужные места, и я успею половить рыбу. Знаю, Денис Бояринцев здесь нашел места для рыбалки.

– А что насчет книг, кино, музыки?

– Не так фанатично люблю книги, чтобы много читать. Хотя могу в самолете в поезде в автобусе книжку прочесть, но не скажу, что это хобби.

– Многие футболисты – болельщики в других видах спорта. Тебе что-то еще интересно из соревнований?

– Да, мне все интересно. Особенно люблю хоккей с шайбой, смотрю игры. В Хабаровске недавно начал ходить на хоккей с мячом, и мне очень понравилось.

– Многим кажется, это скучно.

– И холодно смотреть. Но я сам сходил на матчи – и понял, что это здорово. Теперь еще и им увлекаюсь.

– Томск ты пока еще не видел?

– Толком нет. Пока познакомился только с базой. Ее оценил, это большой плюс для команды, когда есть своя база, так гораздо удобнее работать. В Хабаровске ее нет, и я хорошо знаю, какие хлопоты доставляет ее отсутствие. Нет своего тренажерного зала, питания. А в Томске все есть, и это тоже показывает, какой уровень у футбольного клуба.

О ком или о чем статья...

Димидко Александр Александрович