Войти

Николай Ширшов: «Дедовщину в команде мы с Осиновым не разводим»

«Футбольный курьер», 16.04.2012

Один из самых опытных игроков «Митоса» защитник Николай Ширшов поделился с корреспондентом «ФК» мнением о предстоящих его команде этой весной матчах и рассказал о многом другом.

– Николай, на ваш взгляд искушенного футбольного бойца, «Митос» хорошо провел предсезонную подготовку?

– По пятибалльной шкале я бы оценил нашу работу на сборах на твердую «четверку». Один балл отнимают погодные условия, которые не позволяли больше тренироваться непосредственно на поле, но это не так страшно. Считаю, что тренерская установка – и в плане «физики», и в плане тактики, нами была выполнена полностью. Если говорить о сыгранных товарищеских матчах, то на результаты спаррингов на предсезонке я не сильно обращаю внимание, ведь они все-таки тренировочные. В течение всех сборов были и хорошие игры, и плохие, но такой разнобой связан исключительно с тем, что наш главный тренер наигрывал какие-то схемы и часто менял состав.

– Многие клубы начали готовиться уже в январе, а «Митос» только в феврале. Достаточно ли трех сборов?

– Честно говоря, тренерскому штабу виднее. По мне так даже столько много, но могу сказать, что команда полностью готова к сезону и все ребята уже «бьют копытом» и ждут возобновления чемпионата.

– Трудно было после перерыва длиной в три месяца вливаться в рутину игровой подготовки?

– Я посмотрел, как работали мои партнеры по команде, и могу сделать вывод, что очень тяжело было только мне, даже несмотря на все мои старания по максимуму поддерживать форму на каникулах. Видимо, возраст уже дает знать о себе.

– С приходом новичков конкуренция на вашей позиции увеличилась?

– Увеличилась, и не только в моем амплуа. Все те ребята, которые пришли в наш клуб, очень хорошие футболисты, и они обязательно внесут что-то новое в стиль игры «Митоса». Как игрок я доволен селекцией и рад, что конкуренция будет на многих игровых позициях. Думаю, что при такой качественной скамейке запасных у тренера теперь даже появится приятная головная боль по определению стартового состава на игры, что очень хорошо. А еще лучше, что все новички без всяких проблем прижились в нашем коллективе.

– Михаил Куприянов в это межсезонье внес что-то новое в тактику по сравнению с прошлым годом?

– Конечно. Например, на этих сборах мы особо старались отрабатывать быстрый переход из обороны в атаку и владение мячом. Это принесло свои плоды, мы сделали большой шаг вперед в этом направлении. Но я бы не сказал, что тренер вносит какие-то кардинально новые идеи, просто на сборах больше работали именно над этими аспектами игры.

– Способен ли «Митос» за оставшиеся туры подняться на более высокую, чем нынешняя восьмая, позицию в турнирной таблице?

– Мы в любом случае в каждом из оставшихся восьми матчей будем играть на победу, но жаль, что происходят такие изменения в системе проведения футбольных чемпионатов в России. Уверен, что если бы турнир сейчас начался заново, то «Митос» точно был бы в четверке лучших. Я вообще не понял смысла перехода на систему «осень-весна», да и поговорив с партнерами по команде и с ребятами из премьер-лиги, скажу, что мало кто нормально воспринял это нововведение. Особенно трудно теперь придется клубам из второго дивизиона.

– Можете ли сказать, что дома новочеркасский клуб играет намного лучше, чем на выезде? Или все-таки разницы нет?

– Жаль, что, даже играя в Новочеркасске, мы потеряли очень много очков, которые должны были брать со стопроцентной гарантией. Конечно же, на выезде играть тяжелее, ведь дома есть поддержка болельщиков, но все-таки у нас сейчас собрался такой коллектив, который способен бороться и достойно выглядеть в игре с любым соперником и на его поле тоже.

– Вы вместе с Михаилом Осиновым на правах самых опытных игроков «Митоса» поддерживаете командный дух?

– Да, это даже не обсуждается. Только не подумайте, что у нас тут какая-то «дедовщина». Мы с Михаилом часто даем советы молодежи, ну иногда можем «по-отцовски» прикрикнуть или сделать замечание, но все это проходит исключительно в дружеской обстановке.

– Расскажите о своем голе в ворота «Мордовии-Д» на втором сборе. Поговаривают, что было очень красиво.

– Та игра неудачно складывалась для нас, сначала Казаченко сравнял счет, тоже красивым ударом, кстати. Потом мы разыграли штрафной, после которого Мезинов скинул мяч мне, а у меня не оставалось другого выхода, кроме как пробить по воротам. Мяч удачно лег на внешнюю сторону стопы и залетел в дальний угол.

– Скажите, а ваш опыт выступлений за сборную Узбекистана и за такие клубы, как «Пахтакор» и «Ростов», помогают в играх за новочеркасцев?

– Не скажу, что сильно помогает. Да, это, как вы подметили, какой-никакой опыт, и я буду всегда помнить, что мне удалось поиграть в таких командах, но мастерство или есть, или его нет.

– А как вы попали в большой футбол, Николай?

– Вообще, все родственники с моего раннего детства знали, что я стану футболистом. Так вот, сразу после школьного спецкласса меня забрали в клуб «Свердловец», который на тот момент выступал во второй лиге СССР, для меня это был первый большой опыт, первая зарплата… Кстати, моим одноклассником был известный впоследствии футболист Валерий Кечинов. А дальше карьера пошла по нарастающей. Через год после распада Советского Союза меня пригласили в «Пахтакор», там я отыграл около 160-ти матчей, а в 2000-м году, на одном из сборов, меня заметил тренерский штаб на тот момент «Ростсельмаша». Ростовский клуб сделал мне предложение, от которого я не отказался. В «Ростове» я проиграл пять лет, и за это время Ростов-на-Дону стал для меня родным домом, хотя сначала было тяжело привыкнуть к новой обстановке. Потом были СКА, «Батайск», «Таганрог» и, наконец, «Митос».

– Вы сразу начали играть на позиции левого защитника?

– Да, и никогда не задумывался о том, чтобы сыграть в другой зоне. Я даже правую ногу никогда не тренировал и из-за этого очень долго привыкал к позиции центрального защитника в «Митосе». Часто терялся, вследствие чего мы с Казаченко «привозили» голы. Вот я даже сейчас сижу на правой стороне дивана и мне неудобно, сдвигаюсь на левый край и чувствую себя хорошо.

– Известно, что за узбекскую сборную вы выступали в трех Кубках Азии. Есть какие-то интересные моменты, связанные с этим турниром?

– Да, это очень хорошее соревнование, где мне противостояли многие сильные соперники. Но все-таки больше всего запомнились отборочные матчи на ЧМ-2002, на который мы так и не смогли выйти, а не хватило совсем чуть-чуть… Последний матч отборочного этапа мы играли с Китаем, который было необходимо одолеть, я забил решающий гол уже в самой концовке встречи. Эмоции тогда были неимоверные, и мы уже стали праздновать, но не сошелся результат в другой игре – Оман не выиграл у Саудовской Аравии, ведя по ходу встречи 2:0, и на чемпионат мира поехали аравийцы и китайцы.

– С кем из звезд мирового футбола приходилось сталкиваться на поле?

– Из самых известных это Зе Роберто, Наката и иранский форвард Али Даеи.

– Вы – опытнейший игрок. Наверное, с годами такое чувство, как волнение во время матча, атрофировалось?

– Да как сказать. Каждый раз, когда приходил в новую команду, у меня при выходе на поле присутствовал мандраж. Ко всему вроде бы привыкаешь, а мандраж все равно остается. Такое происходит абсолютно с каждым футболистом, и мурашки по коже бегут даже у Месси, когда он вступает в игру, в этом я уверен на все сто.

– 2012 год – ваш последний в профессиональном футболе?

– Не могу сказать однозначно, это станет известно только в конце сезона. Мне вообще очень тяжело сейчас приходится, особенно в плане психологии. В феврале мне было трудно осознавать, что я уже теряю свою форму, что я – «сбитый летчик», до сих пор очень сильно переживаю по этому поводу.

– Чем планируете заниматься после завершения карьеры?

– Что бы ни было, буду играть в футбол, не важно, с кем и на каком уровне, ведь я не представляю свою жизнь без этой игры, которая является спортом номер один не только для меня, но и для большинства населения планеты. Понятно, что после ухода из футбола будет необходимо где-то работать, но я еще думаю над этим. В наши дни стало модным тренировать детей, но это дело нужно любить, уметь быть отцом для своих юных подопечных, а это тоже в какой-то степени искусство.

– Нет желания закончить карьеру в Узбекистане?

– В любом случае, это моя родина, но там уже другой менталитет, много чего изменилось за эти годы, поэтому заканчивать буду, видимо, в Новочеркасске.

– Чего ожидаете от ближайшего матча с «Кавказтрансгазом»?

– Три очка наши – и точка. Обыгрывать надо их, причем крупно.

– Вопрос, который уже не раз задавался вашим одноклубникам: почему команда после поражений не подходит благодарить трибуны?

– Да, это очень плохо, и мы стараемся исправляться, но я, например, очень сильно нервничаю после поражений, эмоции порой зашкаливают. Особенно если проиграли на выезде. У меня даже в семье уже выработалось определенное правило, что если вдруг «Митос» проиграл, то меня после матча нельзя трогать часа три. Иногда я приезжаю домой и такое ощущение, что никого нет.

– Ну и наконец, что пожелаете болельщикам «Митоса», которые не меньше самих футболистов ждут начала сезона?

– Просто скажу им большое спасибо. А вообще, хочется, чтобы как можно больше зрителей приходили смотреть наши матчи на стадион, ведь так и развивается клуб, а мы для этого сделаем все возможное. Отмечу, что «Митос» никого не боится, нам не страшен ни один соперник, а наше нынешнее восьмое место – это просто неудачное стечение обстоятельств.

Ярош Владимир

О ком или о чем статья...

Ширшов Николай Владимирович