«Футбольный курьер», 27.11.2011
Капитан футбольной команды – это личность особого склада и характера, а потому все происходящее с ней он переживает по-особенному. Капитан «Ростова» Роман Адамов уезжал из Ростова-на-Дону еще молодым футболистом, который смотрел на мир широко раскрытыми глазами. Спустя годы Роман вернулся на Дон уже «матерым волком». За плечами Романа чемпионство в составе «Рубина», титул лучшего снайпера страны в составе «Москвы» и «бронза» Евро-2008. Однако в беседе с корреспондентом «ФК» нападающий не выказывает никаких признаков заносчивости. В этом сейчас убедитесь и вы, уважаемые читатели.
– Роман, вы уже второй год играете на своей малой родине в главной команде Ростовской области. Насколько для вас это важно?
– Дома мне удобно. В Ростове моя семья, неподалеку отец живет, здесь мой круг общения и здесь по окончании карьеры останусь жить.
– Вы прошли уже достаточно большой путь в футболе, а в детстве у вас были кумиры?
– Да, мне нравилась игра итальянца Роберто Баджо – великий футболист. В его карьере одним из ярчайших событий стал чемпионат мира 1994 года, правда, в финале он не забил важный пенальти. Чемпионат мира в США стал первым турниром, который я смотрел уже в осознанном возрасте. Но в том чемпионате я болел, как это ни странно, за сборную Болгарии. Ну, и за итальянцев тоже. В полуфинале, когда встретились обе команды, которым я симпатизировал, то прямо разрывался, не знал, за кого болеть.
– Если вы симпатизировали болгарам, тогда должны были быть вдвойне рады, когда в Ростов-на-Дону приехал Христо Стоичков – лидер той сборной?
– Действительно, когда Христо приехал к нам, то поймал себя на мысли, что нахлынули детские воспоминания. Правда, нам и пообщаться толком не удалось, так – в рабочем порядке.
– А кем вы мечтали стать в детстве?
– Поначалу – водителем автобуса. Позже мне стал нравиться хоккей, и я реально хотел им заниматься. Думаю, что сейчас вполне мог бы играть в хоккейной команде в роли тафгая. Второго Овечкина страна потеряла. Но на моей родине, в Белой Калитве, хоккейной секции не было, и родители отдали меня в футбол.
– Вы сразу стали играть на позиции форварда?
– Насколько себя помню, да. Мне всегда нравилось забивать голы. Хотя был период, но уже позже, в волгоградской «Олимпии», я какое-то время играл на позиции крайнего полузащитника.
– Безусловно, одним из важнейших, если не самым важным моментом в вашей карьере можно считать выступление в составе сборной России. С кем из футболистов нынешнего состава вы дружите или поддерживаете отношения?
– Практически со всеми, может чуть больше и дольше с Денисом Колодиным. А вообще ребята, которые сейчас играют в команде – это бывшие игроки молодежной сборной, за которую я выступал, исключение разве что Сергей Игнашевич, Костя Зырянов, Слава Малафеев, Игорь Семшов, которые постарше будут. Возможно, наше поколение менее талантливое, чем, например, Александр Мостовой и Игорь Добровольский, но при них сборная из группы не выходила в финальных частях европейского и мирового чемпионатов. В крупных европейских командах заиграли только Андрей Канчельскис и Игорь Шалимов. Хотя некоторые из тех футболистов любят говорить о том, что сейчас, мол, все не так и не то, что в их время все было по-другому. Но есть такие футболисты, как Дмитрий Аленичев или Виктор Онопко, которые поиграли, но при этом никого не критикуют. А в нашем поколении, кстати, достаточно футболистов, выступающих в топ-клубах, и это поколение уже выиграло два Кубка УЕФА и «бронзу» Евро-2008.
– Колодин защитник, а тяжело находить друзей среди коллег по амплуа?
– Все зависит от человека, а не от того, в каком амплуа или в какой команде он играет. Я не могу сказать, что мы большие друзья, но у меня всегда были и есть хорошие отношения с Ромой Павлюченко и Павлом Погребняком – порядочные и приятные люди. Я бы сказал, люди с большой буквы.
– Вы помните свой первый вызов в сборную?
– Впервые меня в состав национальной команды стал привлекать Георгий Ярцев в 2004 году. Помню, мы полетели в Японию, у меня жутко болело колено, и я боялся об этом кому бы то ни было сказать. Мало ли, больше, может, и не вызовут. Так что пару игр пришлось провести на одной ноге.
– На морально-волевых?
– Вся жизнь проходит на морально-волевых, а как иначе?!
– Не могу у вас не поинтересоваться, как у бывшего игрока национальной команды, вот чем. Многие сейчас говорят о том, что сборной России необходимо обновление, что Адвокат исчерпал тот багаж, который ему оставил Хиддинк. А что вы думаете по этому поводу?
– Я слышал, что говорят о сборной. Но, мне кажется, что об ее игре надо судить по итоговым результатам. Я понимаю критику, которая обоснованная, но когда футболистов просто огульно хают, то здесь – извините… Мне понравилось, как Вася Березуцкий сказал, мол, удивительно, но сборную ругают бывшие футболисты, которые сами ничего в своей карьере не добились. Непонятно, почему ругают Аршавина. Может быть, последние игры Андрей провел не так ярко, но сейчас в сборной России собраны высококлассные футболисты, лучше которых в нашей стране на данный момент нет. Есть две или три спорные позиции, но в основном это лучшие из лучших.
– У вас за плечами довольно богатый опыт. Что из случившегося в вашей карьере вы можете назвать самой большой удачей, а что – наоборот?
– Не могу сказать, что в моей жизни многое решила или решает удача. Все, чего достиг, – это труд. Хотя, пожалуй, самой большой своей удачей могу назвать эпизод, который произошел со мной в 2002 году, когда главный тренер «Ростова» Сергей Балахнин не выгнал меня из команды, а было за что. Если бы тогда это все же случилось, то я сейчас играл бы во второй лиге. А к неудачам можно отнести поражения в Кубке России. Я трижды играл в финале и трижды мои команды проигрывали с одинаковым счетом 0:1.
– Сейчас «Ростовом» руководит все тот же Балахнин, под началом которого вы начинали свой путь еще в «Ростсельмаше». Насколько изменился за это время Сергей Николаевич?
– С человеческой точки зрения он остался таким, как и прежде. А вот как тренер стал более гибким. Раньше он был по-хорошему упертый, а теперь в тренировочном процессе больше проявляет гибкость, а квалификация у него всегда была достаточно хорошая.
– Как вы относитесь к Клубу «100» и насколько вам реально в него попасть?
– Реально и хочу попасть. Ведь если человек в футболе забил сто и более мячей – это уже многое значит. Хотя, если не получится попасть в Клуб, то убиваться не буду. Сейчас я немного притормозил, но, уверен, это ненадолго.
– Хавбек «Динамо» Игорь Семшов преодолел сотню, принципиально не забивая с пенальти. Этот факт достоин двойного уважения?
– Я думаю, что это не очень принципиально, потому что пенальти мало заработать, еще и забить надо.
– В небольшом списке прославленных донских футболистов – Виктор Понедельник, Сергей Андреев. Со временем Роман Адамов может стать в один ряд с ними?
– Вряд ли. Это будет просто кощунство по отношению к ним.
– Сейчас в Ростове-на-Дону действует «Академия футбола имени Виктора Понедельника». Возможно ли, что через 30 лет появится школа Романа Адамова, может быть, в вашей родной Белой Калитве?
– Я ничего не исключаю. Те же болельщики, которые сейчас меня ругают, после того, как я закончу карьеру, возможно, станут признаваться в любви и, может, школа тогда будет организована, хотя бы в Белой Калитве.
– Ваш земляк полузащитник московского «Локомотива» Денис Глушаков не раз говорил, что мечтает постелить в родном Миллерово в Ростовской области искусственное поле. Вам такая мысль в голову приходила?
– Мысли есть, и разные, но мне кажется, что инициатива должна исходить все же от местных органов власти. Совместно всегда проще любые вопросы решать. Ко мне с просьбой постелить поле хотя бы 50 на 50 никто не обращался.
– Игра какой из команд российского чемпионата вам сейчас симпатична и почему?
– «Динамо» не может не нравиться. Игроки получают удовольствие от футбола. Да, они ошибаются, но это у них проходит как-то гладко. «Зенит» сейчас играет, возможно, не так ярко, но команда привлекательна своей стабильностью и организованностью. Чувствуется в них что-то итальянское. ЦСКА имел приличный очковый запас, но сейчас его подрастерял. Пожалуй, что игра этих трех команд сейчас привлекает больше остальных.
О ком или о чем статья...
Адамов Роман Станиславович