Войти

Игорь Ханкеев: «Пройдя с командой трудные времена, надеюсь на перемены к лучшему»

«Футбольный курьер», 18.11.2010

Главный тренер ростовского СКА побывал в пресс-центре редакции газеты «Комсомольская правда-Ростов», где в течение часа отвечал на вопросы журналистов. «ФК» приводит полную версию состоявшейся беседы, которую нам любезно предоставили коллеги из «Комсомолки».

– Игорь Федорович, с каким настроением уходите в отпуск?

– Несмотря на то что команда заняла 14-е место, на каникулы отправляемся с оптимизмом, надеемся на хорошие перспективы в дальнейшем.

– На чем основывается этот оптимизм?

– У людей, от которых это зависит, есть заинтересованность в том, чтобы начать наконец развивать клуб. Это касается и областных властей, и руководства «армейского» СКА. Надеюсь, в следующем году наших болельщиков ждут более радостные дни. А мы уже сейчас будем думать над созданием нового коллектива, новой команды. Придется проделать большой объем работы. Надо создавать инфраструктуру. Нет полей, базы, транспорта, блока питания – связующих вещей для любого футбольного клуба. А ведь это фундамент.

– Поле стадиона СКА СКВО в минувшем сезоне не выдерживало никакой критики. Почему оно оказалось в таком безобразном состоянии?

– Так ведь никто им толком не занимался. Что могут сделать два пожилых человека, на которых все это взвалили? У них рабочий день до шести вечера – потом они уходят домой. А газон нужно было поливать на ночь, подсеивать. В итоге из-за нарушения технологии ухода за полем оно в летнюю жару выгорело. А ведь мы на нем не только играли официальные матчи, но и тренировались. Больше просто негде было: гаревое поле и зеленое – просто убийственные. Я бы туда ни за что игроков не выпускал.

– Не грустно вам, человеку, игравшему в свое время против знаменитого «Ювентуса», сталкиваться с такими проблемами?

– Наоборот, я благодарен судьбе. До этого пять лет был помощником главного тренера, а теперь сам окунулся в эту беспокойную, но интересную работу. Пройти вместе с командой трудные времена – тоже хорошая школа. Но теперь хочется посмотреть на свою деятельность в иных условиях, когда у тебя все будет: полноценные сборы, время для комплектации, отсутствие проблем с транспортом, полями, питанием. Чтобы не доходило до такого, когда люди приходят на тренировки и чуть в обморок не падают от голода, потому что им еду покупать не за что. А ведь именно так у нас и было! К тому же у меня не имелось рычагов управления игроками в плане финансов. Поскольку не было премиальных. Ну получают они зарплату – и получают. Им по большому счету все равно – выиграли, проиграли, ведь гарантированные контрактом деньги в любом случае никуда не денутся.

Если вы заметили, СКА – одна из самых недисциплинированных команд сезона-2010. А почему так? От безответственности футболистов. Пнул человек мяч после свистка, крикнул что-то судье, получил за это карточку – и все. Ну подвел команду – и что? А будь возможность его оштрафовать, он бы в следующий раз уже задумался – не ударит ли такое поведение прямой наводкой по его карману. В этом плане у нас игровой дисциплины совершенно не было.

– Как же вы настраивали футболистов на матчи?

– Приходилось находить слова. Взывал к ответственности перед болельщиками. Старался им внушить, что мы можем уступить сопернику в мастерстве, но не в самоотдаче. И в основном-то мы выигрывали матчи как раз именно за счет того, что ребята выходили на поле и полностью отдавались борьбе, действовали с полной выкладкой. А когда человек старается, то результат рано или поздно придет.

У нас по подбору игроков – 12-13-я команда зоны «Юг». И то после первого круга я восемь человек из состава убрал, потому что они не соответствовали уровню, были балластом. Всего четыре человека летом добавилось – Чечулин, Гейдаров, Боков и Орехов – и они реально заменили этих восьмерых.

В начале сезона мы комплектовались в спешном порядке. Потому что лишь за месяц до начала чемпионата нам сказали, что мы в нем участвуем, и вот, когда до старта оставалось 20 дней, мы поехали на первый (!) сбор. Когда мне было игроков просматривать? К тому же некоторые из них приехали в разобранном состоянии. Понадеялся на них, рассчитывал, что прибавят по ходу сезона. Но потом понял: люди просто не соответствуют уровню второй лиги. Вот и вся история.

Если бы тот состав, которым мы завершали чемпионат, был у нас с самого начала, то я думаю, что мы бы спокойно вошли в десятку. Ведь еще за два тура до окончания мы реально претендовали на восьмое место. Выигрывай два последних матча – и все. Но – не получилось…

– Команда у вас молодая. Отличаются ли футболисты нового поколения по своему менталитету от тех, которые были в ваше игроцкое время? Не такое уж давнее, между прочим…

– Конечно. У меня, например, в юности была мечта играть в высшей лиге. Я начинал со второй, потом оказался в первой, затем в высшей. То есть постепенно, шаг за шагом, шел к своей цели. И других интересов у меня тогда не было. Сейчас же смотришь, человеку 20-21 год, он попал в команду СКА и считает, что жизнь удалась. Сняли ему квартиру на двоих-троих человек, платят какое-то жалование – вот и прекрасно. Дискотеки, девочки… Они думают, что я ничего не знаю. Но я-то в курсе, где они гуляют, с кем и как проводят свободное время. Это же видно в первую очередь по их отношению к тренировкам. Когда игроку 20 лет, он должен носиться по полю, а парень еле ползает. Почему? Нетрудно догадаться. Что ж, с теми людьми, которым в этой жизни больше ничего не надо, которые не желают учиться и чего-то достичь в футболе, я больше работать не буду. Страница с их фамилиями мною перевернута навсегда.

– А сколько игроков из состава-2010 вы бы оставили на будущий год?

– Если будут такие же условия, как в этом году, то я многим дам шанс. Большинству. Но если ситуация улучшится (я не имею в виду, что будем шиковать, просто финансирование станет более объемным), то в команде останется меньше половины из нынешнего состава, примерно восемь человек. И то им придется на каждой тренировке доказывать свою профпригодность, необходимость команде. А те, которые проведут сборы, а потом в ходе сезона будут дурака валять, мне не нужны.

– В этом сезоне обратили на себя внимание вратари СКА. Шесть отраженных ими 11-метровых – такой результат тянет на рекорд.

– При том, что мы заняли 14-е место, по пропущенным мячам стали шестыми. Это радует. И нашими вратарями я очень доволен. Не только потому, что часто брали пенальти. Да, были моменты, когда ребята пропускали необязательные голы, но это футбол. Однако в большей степени они нас выручали. Саша Афанасьев провел неплохой сезон. После окончания первого круга его позвали в другую команду, но я попросил его остаться. И он согласился. Спасибо ему большое за то, что помог.

– А вот скажите, не чересчур ли много вы требуете от игроков из-за того, что были сверхтребовательны к себе?

– Я замечаю это. Игрока в себе, став тренером, вроде, как говорится, убил, но в то же время замечаю, что порой требую от ребят выполнения заданий на уровне премьер-лиги. Я знаю, как играют крайние хавы, как играют нападающие – перед глазами прекрасные примеры. И мне всегда хочется, чтобы человек выкладывался по максимуму, чтобы он рос. А потом понимаю, что чем ниже уровень мастерства, тем меньше футбольный интеллект. Сравниваешь: игрок премьер-лиги так бы не сделал. Это касается и поведения в быту. Поэтому напрашивается вывод: будь тот или иной игрок сильнее, наверное, не играл бы сейчас в СКА. Звучит для кого-то обидно, но это, увы, так.

– Какова ваша тренерская философия, в какой футбол в идеале должна играть ваша команда?

– Хочется, чтобы сзади был «ноль», а впереди – хорошая реализация. Но при этом я не за сугубо оборонительную игру и не за «шашки наголо!» А за рациональный футбол. В этом году мы сознательно отходили назад, но на своей половине поля уже действовали плотно. То есть отбирали мяч и проводили быстрые атаки. Это позволило нам забить много голов.

Важен и вопрос исполнения стандартных положений. Так вот, сколько мы это ни обсуждали с футболистами, но выходим на игру – и все забывается. Мне было очень обидно. Разжевывали же все на тренировках: ты туда бежишь, ты вот здесь, разыгрываем вот так. Поняли? Поняли. Но потом начинаются нелепые пасы, обрезы, организовываем себе ответные атаки. Хватаешься за голову: «Да мы же только вчера это делали, ребята!» В футболе много голов забивают со «стандартов», мы же в минувшем сезоне забили всего ничего. А ведь во второй лиге за счет тактики и тех же «стандартов» можно занимать высокие места, выигрывать матчи. Если видишь, что твоя команда функционально «подсела», можно отдать территорию и сыграть за счет мысли, похитрее.

– Как вам уровень судейства в зоне «Юг»?

– С каждым годом он налаживается. Хотя симпатии часто отдавались хозяевам. Но ошибок стало меньше. Да и зачем откровенно «убивать»? «Посадил на свисточек», и все – рушится вся игра. Мы не пишем претензии, а судья потом получает от инспектора «пятерку». Арбитр, получается, сработал на «отлично», а мы, тренеры, на «двойку», потому что команда уступила. Это обидно.

– Самый тяжелый выезд прошедшего сезона?

– В Каспийск. Мы преодолели 1200 км на автобусе ночью, приехали под утро, а уже в 16 часов была игра. И состав мы туда повезли слабенький, потому что некоторые ребята «заболели». Это к вопросу о финансах. Если бы с деньгами было все нормально, то такого бы не случилось. Поехала молодежь. Мы проиграли по всем статьям – 0:3.

– Как складываются отношения СКА с «Академией футбола им. В. Понедельника»? Рассчитываете усилить состав за счет ее воспитанников?

– Пока рано об этом говорить. Старшим ребятам сейчас только по 14 лет, им еще как минимум два года надо для того, чтобы «опериться». Ну выпущу я парнишку, а его возьмут и «сломают». И все – у пацана футбольная жизнь будет окончена. Так что не стоит спешить, всему свое время. Привыкать к взрослому футболу ребята должны постепенно. Да и в 14-летнем возрасте трудно от них что-либо требовать. Пусть пока тренируются в Академии. Как только возмужают, тогда и будем смотреть. Да, некоторые уже подписали профессиональные контракты с клубом СКА, но это всего лишь аванс.

– Позвольте несколько личных вопросов. Как планируете провести отпуск?

– Да вот, хочу сделать операцию на колене – просто замучило меня. Посидел – встаю, а нога полностью не разгибается. Поэтому отпуск проведу на операционном столе, потом – восстановление. Но из Ростова никуда не уеду, потому что, если сверху будет получено «добро», предстоит много работы.

– Ваше любимое место в Ростове?

– Улица Пушкинская. Потому что я там живу.

– Каким вы были учеником? Самое яркое впечатление из школьной жизни?

– Был хорошистом. А вспомнить, действительно, есть что. Учился я, кажется, в четвертом классе, и нам учительница по математике задала контрольную, а мне надо было как можно быстрее уехать в деревню. Так я эту контрольную решил за десять минут, причем оба варианта. И она, восхищенная, меня отпустила со всех остальных уроков. Еще случай. В первый раз, когда я поехал на сборы с футбольной командой, это был 86-й год, набрал с собой учебников по химии, которая мне особо трудно давалась. Но, естественно, ничего так и не прочитал. Все больше в карты с ребятами резались. Потом возвращаюсь, преподаватель вызывает к доске: ну-ка, Игорь, что ты там учил? А мне-то и ответить нечего. Получил «единицу». На следующий день снова вызывает: «Молодец, сегодня ты получше ответил. Садись, два».

– Как отвлекаетесь от повседневных футбольных забот?

– Когда я играл за «Ростсельмаш», частенько вместе с партнерами выезжали на рыбалку. В той команде большие умельцы этого дела были. Сейчас же особо развлекаться некогда. Просматриваю много матчей на готовлю тренировочные занятия, придумываю упражнения, анализирую работу коллег. Кроме того, уделяю много времени делам семейным, у нас же маленький ребенок. Старшие дети уже взрослые – дочка учится в Казанском университете, сын, которому 15 лет, занимается футболом в школе «Квадро».

– Какой у вас автомобиль?

– Джип Suzuki Grand Vitara. Ему уже десять лет. За рулем же я с 93-го года. Когда выступал за «Уралмаш», мне как лучшему игроку сезона подарили «девятку». Первая моя машина. А водил тогда, мягко говоря, так себе. Сейчас бы за десять минут от стадиона до дома доехал, а в то время – полтора часа на первой скорости плелся. И то жена мне кричала: «Не гони!» А я за троллейбусом пристроюсь – и вместе с ним торможу на каждой остановке.

– Значит, вы – аккуратный водитель…

– В серьезные ДТП, тьфу-тьфу, не попадал никогда. Однажды зацепили, слегка задний бампер помяли, но это так, ерунда. А вообще в Ростове любят полихачить. Я к этому уже привык. Поэтому анализируешь ситуацию на дороге, как на футбольном поле. Нужно видеть на три-четыре шага вперед. И если где-то вдалеке начинают притормаживать, то ты знаешь, что будет дальше и как себя вести.

– Какой стиль в одежде вы предпочитаете?

– Люблю вещи попроще: джинсы, футболку, кроссовки, летом – шорты, сланцы. Главное, чтобы удобно было. Я родом из Омска, а там долгая зима, поэтому теплая одежда – привычное дело. В Ростове же как купил себе дубленку, так, по-моему, ни разу ее не надел. А вообще, для меня лучше тепло, чем холод. Когда в Ростове было «плюс 40», многие мучились, а мне – нормально, никакого дискомфорта.

– А выбор гардероба на матчи своей команды от чего зависит?

– От фарта. Пока команда выигрывает, одеваюсь в одном и том же стиле. Проиграли – стараюсь что-то менять. Обычно чередую спортивный костюм и джинсы с рубашкой. Зашел раз к ребятам в строгом одеянии. Они увидели, говорят: «Ну, сегодня точно не проиграем!» И действительно – выиграли. А если серьезно, то если у тебя команда не играет, ничегошеньки у нее не получается, то можно хоть в галстуке ходить, хоть голым – это ей мастерства не добавит. Хотя вот, например, Юрий Палыч Семин в «петушке» ходил много лет – и его «Локомотив» до каких высот добрался. Помню, я еще играл – Семин в этом «петушке», закончил – он все так же в нем. Все так и говорили: счастливый «петушок» Палыча.

О ком или о чем статья...

Ханкеев Игорь Фёдорович