«Футбольный курьер», 21.10.2010
Легендарный форвард и известный тренер Сергей Андреев, ныне работающий с детьми в спортивном клубе «Максима-Аксай», ответил на вопросы корреспондента «ФК».
– Сергей Васильевич, начну с каверзного вопроса. Три года назад вы в одном из интервью сказали, что ваше предназначение – тренировать взрослых футболистов. Но сейчас вы тренируете детей! Что изменилось?
– Возможно, это слишком прозаично прозвучит, но такое решение я принял не по зову сердца, а в силу обстоятельств. Одно дело, если были бы предложения от профессиональных клубов, может, я бы их рассматривал. Но предложений нет. А не работать я не могу. И тут от Леонида Александровича Никонова поступило хорошее предложение, которым я не мог не заинтересоваться. Уже после этого было два предложения от команд мастеров, но я их рассмотрел и решил, что лучше буду продолжать работать с детьми. Я не могу сказать, что мне это не нравится. Очень даже нравится! Просто мое предназначение несколько иное. Знаю, что мой потенциал намного выше, чем работа в детском футболе.
– Неужели при работе с детьми нужно прилагать меньше усилий, меньше умения и меньше таланта?
– Нет, это неправильный вопрос.
– Хорошо, спрошу иначе. Для детей и для взрослых нужен разный тренерский потенциал?
– Я работал со взрослыми, работал с детьми. Тот, кто в состоянии тренировать команду премьер-лиги, сможет тренировать и детей. Но не факт, что тот, кто хорошо тренирует мальчишек, сможет дать что-то команде мастеров. И в то же время это не значит, что с детьми легче. Приходится подстраиваться, меняться, изворачиваться. Все ведь начинается с нуля. Ты все показываешь, рассказываешь, разжевываешь им остается только проглотить. Им нужно объяснять все азы. А профессиональной команде уже не нужно ничего показывать и рассказывать. Хотя есть и обратная сторона медали. Как дети слушают! У них просто огромные глаза, максимум внимания, потому что они слышат это в первый раз. Взрослые – наоборот. Человек уже где-то поиграл, возможно, даже за границей, и к объяснениям тренера может относиться с какой-то долей снисходительности. Так что есть свои трудности и свои радости в работе с детьми.
– Ребят какого возраста вы сейчас тренируете?
– Подростков. Половина – 1996 года, половина – 1997 и один – 1999 года рождения. Всего 14 человек.
– Младшенький занимается по отдельной программе?
– Тренируется со всеми, играет тоже. Единственное – в школе учится в другом классе. Между прочим, он прогрессирует сильнее всех. Возможно, как раз потому что он маленький и хочет что-то остальным доказать.
– Как правильно назвать эту команду футбольная секция, школа, академия?
– Трудно сказать… Леонид Никонов создал что-то вроде частного спортивного интерната. Группа небольшая. Человек тянет это все на себе. Дети у нас живут, ежедневно. Распорядок дня такой. Подъем в 7.30 Завтрак. С 9 до 11 часов – первая тренировка – работа над техникой. После этого обедают и едут в школу. Уроки с 12 до 16 часов. Затем возвращаются, с 17.30 до 19.00 – вторая тренировка.
– Как ребята выдерживают такой темп, такие нагрузки?
– Они очень быстро восстанавливаются. Не поверите, после ужина, если за ними не уследишь, они уже бегают на площадке, играют в футбол!
– А какая перспектива? Вы готовите кадры для донских клубов?
– Знаю, что в перспективе Никонов хочет организовать команду такого же уровня, как, например, «Краснодар-2000». Интернат будет продолжать работать, будет набор 1999–2000 годов, и так далее. Ребята оканчивают школу в 17 лет и играют в этой команде либо идут в другие команды мастеров. Если получится, это будут просто замечательные инвестиции в юных футболистов.
– Это будет команда, состоящая исключительно из собственных воспитанников?
– Абсолютно верно, только из своих. И максимум, сколько мы будем их держать – это год-два – потом их будут раскупать команды мастеров. Будем работать, воспитывать молодежь.
– Сергей Васильевич, есть у вас воспитанники, которые догнали вас по уровню достижений?
– Что тут спрашивать – Дима Кириченко, конечно! И по количеству забитых голов, и по достижениям – он чемпион страны уже не один раз. Так что не только догнал, но и перегнал, мне до него далеко!
– А в каком возрасте вам поставили «диагноз» – быть этому парню чемпионом?
– Я сам его себе поставил в 13 лет. Понял, что стать профессиональным футболистом – это моя задача, и планомерно выполнял ее.
– У вас был в детстве какой-то футболист, на которого вы ориентировались?
– Так много лет уже прошло… Нет, кумиров не было, я никому не подражал.
– Но откуда все-таки пришло желание заниматься футболом профессионально?
– Моя самая любимая игрушка в детстве была – мяч. Не машины, не «войнушки» – только мяч! Сейчас я знаю, как это выглядело со стороны, – теперь мой внук по телефону вместо «привет» говорит: «Деда, мяч или футбол?»
– Ну, у него-то понятно – дед футболист… А у вас? Кто вам прививал любовь к футболу?
– Да никто не прививал. Сам. Я, наверное, родился сразу с мячом. Мама, наверное, что-то скрыла от меня (смеется). Мячик я гонял чуть ли не с рождения. Но всерьез футболом начал заниматься позже. Сна чала было плавание, потом акробатика, потом легкая атлетика и только в 4-м классе – футбол. А в 9-м классе я попал в дублирующий состав ворошиловградской «Зари», которая только-только стала чем пионом Советского Союза. Я просто решил для себя, что это мое. В 13 лет я уже чувство вал себя взрослым. И со своими подопечными сегодня я разговариваю, как со взрослыми, нет никаких поблажек, расслаблений, сюсюканья…
– Вы суровый тренер?
– Очень! Я не сторонник сантиментов. Перед ними стоит конкретная задача, и ее нужно выполнять. Я отдаю им всю душу и все силы. Мне неинтересно готовить футболистов для второй лиги – как минимум для первой, а в идеале – для премьер лиги.
– Для ваших воспитанников ваш авторитет непререкаем? Насколько хорошо они осведомлены о вашей биографии?
– Мне, конечно, приятно слышать, когда перечисляют мои достижения, но в то же время – стесняюсь. Хотя чего стесняться – я не украл, я не убил – я заработал это собственным здоровьем! Но мне все же неудобно… Несмотря на то что я закончил играть уже 17 лет назад, а им – по 13, я думаю, ребята знают, кто их тренирует. Есть СМИ, есть родители, которые рассказывают своим детям, кем был их тренер.
– Вы были более 20-ти лет игроком, уже немало лет тренируете – кем вы больше ощущаете себя сейчас?
– Знаете, у меня достаточно недоброжелателей, которые скажут, что Андрееву еще сидеть и сидеть в футболистах. Есть такая пословица: если тебя назначили тренером – нужно убить в себе футболиста. Я не понимаю, что это такое! Почему я должен забывать, что я был хорошим футболистом? Я не забуду, да и народ не дает забывать. За время моего тренерства не раз были такие случаи, когда я рассказываю, разжевываю, но меня не понимают. Тогда я беру и показываю, а люди этого повторить не могут. И кто-то говорит: «Андреев еще футболист, а не тренер!» Да нет, я уже давно не футболист. Просто для меня как для тренера это огромный плюс, что я могу показать, могу так показать, что некоторым футболистам премьер-лиги будет стыдно, что они этого не смогут сделать. А в чьих-то глазах это будет минус, но меня это не волнует.
– Сергей Васильевич, показать то, что другие не смогут повторить – это ваш личный уровень или это отличие советского футбола от современного?
– Нет, я не согласен с такой постанов кой вопроса. То, что он отличается, – мне даже слышать неудобно. Это из разряда «раньше небо было голубее». У меня есть кассета с записями старых матчей. Я ее посмотрел один раз и забросил. В сравнении, как мы играли в 80-х и как играют сейчас, – это небо и земля! Скорости абсолютно разные. Раньше мы думали, что мы летали, но летают-то сейчас. Сейчас уровень совсем другой. Сравнивать нельзя. Футбол не лучше и не хуже, он просто другой.
– Почти до 40 лет вы играли в футбол. Как вы считаете, в каком возрасте лучше заканчивать карьеру футболиста?
– Все просто – если ты играешь и в 39 лет востребован, значит, ты футболист очень высокого класса. В первую очередь это зависит от здоровья. О себе я могу сказать по прошествии времени, что нужно было раньше заканчивать. Хотя бы года на три раньше.
– Смотрите футбол по телевизору? За какую команду болеете?
– Меня один раз тоже спросили: «А за кого вы будете болеть?» Я сказал, что мне по барабану. Мне в ответ: «Так же нельзя отвечать, не может быть такого!» А почему я должен лицемерить? Я вообще ни за кого не болею – я смотрю как профессионал, как специалист, я люблю смотреть, но ни за кого не болею.
– А как же «Ростов»?
– Спокойно смотрю – и все.
О ком или о чем статья...
Андреев Сергей Васильевич