«Футбол-Хоккей НН», 23.04.2015
Защитник Андрей Прошин азы футбола осваивал на борском стадионе «Водник», а затем занимался в ДЮСШ «Сормович». Однако в одной из нижегородских команд футболист дебютировал только в 28 лет, когда летом 2013-го оказался в дзержинском «Химике».
«Химик» дал шанс вернуться
– Андрей, в прошлом сезоне вы выступали за «Химик». Как оцениваете этот период своей карьеры?
– Я благодарен руководителям дзержинского клуба за то, что они мне дали шанс вернуться. После вынужденного «простоя» в ФК «Ростов» я провел полгода в Новосибирске – можно сказать, просто так потерял год из футбольной жизни. Сейчас очень много хороших футболистов – и молодых, и не только. И когда «выпадаешь» на год, будь то травма или другие обстоятельства (а в моем случае, с учетом второй лиги получилось два сезона), не имея контракта очень сложно вернуться. Мне повезло, что в «Химике» предоставили возможность, можно сказать, набрать форму. Потом перешел в «Волгу», подписал с нижегородским клубом двухлетний контракт…
– То, что по окончании сезона уйдете из «Химика» в другую команду, подразумевалось изначально?
– Да, я разговаривал с президентом клуба Юрием Шумским и техническим директором Евгением Захаровым, с которыми хорошо знаком. «Мы даем тебе шанс восстановиться, – сказали они, – ты нам пользу принесешь, а потом мы тебя держать не будем, уйдешь, куда захочешь, если будет хорошее предложение». То есть условия оказались обоюдовыгодными – как для меня, так и для клуба.
– Как считаете, удалось ли в Дзержинске заиграть так, как вы играли до «Ростова»?
– Наверное, нет, и на то есть объективные причины. Я же говорю: столько времени не играл на нормальном уровне. Нужно было подтягивать свои физические кондиции. Да и психологически непросто осознавать, что можешь играть совсем на другом уровне, нежели тот, где ты оказался в силу обстоятельств. Свою уверенность нужно подкреплять какими-то физическими возможностями, а после двухлетнего «простоя» вернуться даже в ФНЛ – это очень сложно.
– В период, когда вы играли за «Химик», случился кубковый матч с ЦСКА. Я так понимаю, для вас это стало своеобразным двухчасовым возвращением в премьер-лигу. Тот матч стоит особняком в прошлом сезоне?
– Матчи против чемпиона страны всегда стоят особняком, даже когда ты встречаешься с ним в премьер-лиге. Вот «Амкар», который давно не выигрывал и замыкает турнирную таблицу в премьер-лиге, в 23 туре обыграл ЦСКА, и наверняка это дало футболистам пермской команды приличный стимул дальше работать. Выиграли у чемпиона – значит, не все потеряно… Так же и «Химик». Для каждого футболиста дзержинской команды матч с ЦСКА – это шанс проявить себя на фоне очень хорошего соперника, проверить, на что ты способен. Тем более игру показывают по центральному телевидению. Понятно, ЦСКА сильнее, и никто с этим не поспорит. Но все равно было интересно. Мы хорошо играли против армейцев в Кубке России и могли претендовать на ничью. Может быть, чуть-чуть не повезло, где-то судья лояльнее отнесся к чемпиону, потому что это ЦСКА. К примеру, удаление, считаю, было незаслуженным. Но, даже оставшись без нападающего Александра Касьяна, мы и вдесятером последние 20 минут атаковали, пытались что-то сделать. Конечно, не всегда получалось, поскольку против нас играла опытная команда.
– Насколько я помню, в том матче случился автогол в ворота «Химика»…
– Да, защитник Валера Кичин срезал мяч в наши ворота. Но такое с каждым может случиться. У меня недавно тоже было: помните, в ноябре «отметился» автоголом в домашнем матче с «Шинником», который закончился в пользу ярославцев – 5:1. Что и говорить, неприятные ощущения. Наверное, если бы наша команда победила – 2:1, одноклубники только посмеялись бы и пошутили: «Все три гола мы забили». Но когда команда проигрывает, а ты еще в свои ворота забиваешь, конечно, это неприятно. Всегда так: результат положительный – и все ошибки, все травмы и прочие неприятности нивелируются, потому что после победы преобладают положительные эмоции, все довольны и счастливы.
– В первом круге нынешнего первенства вам довелось сыграть против «Химика». Насколько сильно нынешняя дзержинская команда отличается от той, в которой выступали вы?
– Отличается, потому что в прошлом сезоне мы делали ставку на насыщенную оборону, играли больше на контратаках, стараясь использовать свои сильные стороны – Касьяна, Паштова, которые неплохо двигаются и борются за мяч. А в этом сезоне «Химик» пытается играть за счет контроля мяча. В межсезонье у команды поменялся главный тренер, пришли новые футболисты, играет много молодых ребят, которым тренеры прививали комбинационный, атакующий футбол. Не все получалось, по ходу сезона «Химик» поменял тренера, после чего и игра несколько изменилась. С другой стороны, после зимнего перерыва дзержинцы начали набирать очки. Не знаю, что лучше – либо набирать очки, либо играть в красивый футбол. В «Химике» скамейка тоже не такая длинная, поэтому у тренерского штаба нет возможности особо варьировать игровой состав. Хотя для меня как защитника без разницы, в какую тактику играет соперник. Мое дело – охранять ворота, отбирать мяч. Меня больше интересует, как мы играем. При подготовке к очередному туру мы просматриваем матчи и ищем слабые стороны у соперника. Тренер нам объясняет, как и что лучше делать. Поэтому мы больше думаем о своей игре, чем об игре соперника. А «Химик» пусть играет, как ему нравится.
– Сдерживать Касьяна защитникам очень сложно?
– Я считаю, Александр Касьян – квалифицированный футболист, быстрый, хорошо борется головой, цепляется за мяч, выполняет большой объем работы, что для нападающего очень важно. Плюс забивает голы. Мне кажется, для него «Химик» всего лишь «перевалочный пункт». Просто пока Касьян считается легионером, но, насколько я знаю, ему оформляют документы на смену гражданства, и вскоре он получит российский паспорт. Уверен, у Касьяна большое будущее – он может помочь любой команде.
Футбол должен быть вне политики
– Кстати, вы, как и Касьян, успели поиграть на Украине и, помнится мне, полтора года назад не исключали возможность продолжить карьеру в одной из украинских команд, если поступит хорошее предложение. Последние политические события ставят крест на подобной перспективе?
– Мое мнение – футбол должен быть вне политики. Могу сказать, что за последнее время никакого негатива по отношению к Украине у меня не появилось. Там осталось много друзей, крестный моих детей – мы продолжаем поддерживать отношения. Да, украинские власти, видимо, не хотят, чтобы россияне и украинцы нормально общались. Что поделать, это их проблемы. Я оптимист, и мне бы хотелось, чтобы на Украине тоже все было спокойно. Главное, чтобы не было войны, не гибли люди. Я был на футбольном стадионе в Донецке, был в новом аэропорту. А сейчас смотрю по телевизору – там сплошные руины. Это неправильно, ведь украинцы сами строили эти объекты, вкладывали в них деньги. И вот так, взять и все разрушить, при этом погибло так много народу. Кому-то за это все равно придется отвечать…
А по поводу карьеры… Я хочу играть в Нижнем Новгороде и решать высокие задачи с «Волгой». Но это не значит, что в перспективе не буду рассматривать какие-то другие предложения. Пока надо закончить нынешний сезон и как можно лучше начать следующий. Мы видим, что в Нижнем Новгороде есть интерес к футболу со стороны региональных чиновников, которые собираются строить здесь спортивную базу и новый стадион. Не только же для чемпионата мира все это затевается, чтобы провести четыре матча, и все. В таком большом городе должна быть футбольная команда определенного уровня – уровня премьер-лиги. Нынешний главный тренер «Волги» делает ставку на молодежь и на местных воспитанников. Я, допустим, только «за» и приветствую это. Понимаю, что полностью сформировать команду из нижегородцев невозможно, но даже если в ней будут играть пять-семь местных футболистов, уже замечательно. В том числе и это позволит вернуть болельщиков на трибуны.
Заканчивать карьеру не собираюсь
– Вы большую часть карьеры колесили по городам и весям. Интересно, где же у вас дом?
– Я долгое время жил в Москве, но мой дом всегда был, есть и будет здесь. Как говорится, где родился, там и пригодился. Все мои родственники живут на Бору, и я не делю Бор и Нижний Новгород – они совсем рядом, только речку переехать… В Нижнем Новгороде пока живу на съемной квартире, но если еще какой-нибудь финансовый кризис не случится, достроится и несъемная.
– На квартиру заработали, наверное, не в «Химике»?
– Нет. Здесь пока я еще ничего серьезного не заработал. На данном этапе в «Волге» и «Химике» зарплаты не такие огромные, как многим может показаться со стороны. Мои сбережения относятся к периоду выступления в премьер-лиге. Команды были разные, но во всех платили нормально.
– Оказавшись на родине, почувствовали разницу, когда приезжали в Нижний Новгород с другими командами, и теперь, когда играете за «Волгу»?
– Теперь ответственности больше, потому что на стадионе родители, родственники, это во-первых. А во-вторых, потом с моей родни болельщики спрашивают за наш результат. Меня-то никто не видит, а к отцу после неудачных матчей «Волги» постоянно обращаются с вопросами: «Что у них происходит? Почему плохо играли?» У местных футболистов ответственности больше – так всегда было, мне кажется. А с другой стороны, приятнее играть, когда на трибунах родственники. Вдвойне интересно, эмоций больше. Я на самом деле уже, как вы говорите, наколесился. Плюс, наверное, 30-летний рубеж на меня повлиял. Заканчивать с футболом не собираюсь, и мое первоначальное желание – играть в премьер-лиге именно в Нижнем Новгороде. Относительно всего остального, как говорится, будет день – будет и пища.
О ком или о чем статья...
Прошин Андрей Владимирович