Войти

Рууд Гуллит: «Нам поможет Кройф»

«Спорт-Экспресс», 15.03.2011

В гостинице «Терек», примыкающей к стадиону им. Билимханова, корреспондент «СЭ» на протяжении 40 минут беседовал с легендарным голландцем, зимой возглавившим клуб из Чеченской республики

- О каждом великом футболисте сложено множество легенд. О вас, например, доводилось читать, что свою знаменитую прическу вы уничтожили по случаю свадьбы на племяннице Йохана Кройфа. Так ли это?

- Нет-нет! Я действительно постригся за день до свадьбы. Но не из-за бракосочетания, а лишь потому, что уже давно хотел чего-то нового. Вот и посчитал, что самое время изменить не только свою жизнь, но и внешность.

- Будущая жена вас узнала?

- Меня никто узнать не мог!

- Но вы ее хотя бы предупредили, что собираетесь проделать столь кощунственный акт?

- Да, конечно. Она давным-давно была в курсе моих намерений - я был сыт прежней прической по горло. Признаться честно, поначалу Эстель не хотела, чтобы я постригся. Пришлось использовать весь дар убеждения (смеется). И только после этого я приступил к действиям.

- Семья сейчас в Голландии?

- Пока да.

- Там и останется? Или жена с детьми переедут в Россию?

- Переедут. Скорее всего, они будут жить в Москве.

- А какой была реакция легендарного дяди вашей супруги, Йохана Кройфа, когда он узнал о вашем решении стать тренером «Терека»?

- Он был рад за меня - и поддержал. Более того, Йохан поможет «Тереку» с помощью своего «Фонда Йохана Кройфа». Мы уже говорили с ним на эту тему. Кроме того, у Йохана есть своя академия, которая оказывает бывшим футболистам помощь в обретении новой профессии после окончания карьеры. Хочешь стать экономистом, попробовать свои силы в бизнесе - академия поддержит.

- А как тренер никаких консультаций он вам давать не планирует?

- Об этом речь не идет. Зато идет о развитии системы подготовки в «Тереке» юных футболистов.

- Вы успели поиграть с Кройфом в 1982 году в «Фейеноорде» и нередко называли его своим любимым футболистом. А легко ли быть его родственником?

- О да. В том числе и потому, что я вижу его не слишком часто (смеется). Он живет в Барселоне, я - в Голландии, а теперь и вовсе в России. Но мы постоянно перезваниваемся, узнаем, как друг у друга дела, периодически видимся.

- Есть ли у Кройфа особые семейные традиции?

- Говорить о них для печати я не уполномочен (улыбается).

- Как думаете, он когда-нибудь вернется на тренерскую стезю?

- Полагаю, нет.

- Из-за здоровья?

- Нет, просто он счел, что с него довольно.

А РАЙКАРД - ХОРОШИЙ ТРЕНЕР?

- Начало вашей тренерской карьеры получилось отличным: с весьма скромным тогда «Челси» вы выиграли Кубок Англии. Многие полагали, что Гуллит сможет стать столь же блестящим тренером, каким был игроком. Почему, по-вашему, этого пока не произошло?

- Считаю, что потом, в «Ньюкасле», у меня бывали хорошие дни. К примеру, смог, как и с «Челси», выйти в финал Кубка Англии. Правда, мы проиграли «МЮ», но такое иногда бывает (улыбается). А вот после этого...

Как-то разговаривал с Гусом Хиддинком, и речь зашла о тренерской профессии. Гус сказал: «Поскольку я успешен, люди сейчас помнят только о том, как я выигрывал. Но сам я хорошо помню, что у меня бывали и плохие времена!» Услышав это, я сказал себе: «Что ж, и с тобой, Руд, не произошло ничего страшного. Все нормально, и твое время еще придет».

Знаете, я не рвался к тренерской профессии, это «Челси» хотел видеть меня в этой роли. Во времена руководства этим клубом у меня даже не было профессиональной тренерской лицензии, я не заканчивал никаких курсов! Сделал это уже после работы в «Челси» и «Ньюкасле». А после много анализировал футбол, работая на телевидении. Особенно на Sky Sports. Да и на Al Jazeera, в других компаниях...

Период неудач бывает у каждого тренера в мире. Знаю немало специалистов, которые вообще ничего не выиграли, но при этом имеют хорошую репутацию! Просто в случае со мной люди заранее ожидали большего.

Было ли это оправданно? Не уверен. Когда ты только делаешь первые шаги в профессии, сразу выиграть что-то серьезное практически невозможно. Я сделал это - и очень горжусь тем, чего удалось достичь на «Уэмбли». А теперь с огромным интересом ввязываюсь в новое приключение.

- Верите, что все-таки сможете тренировать на столь же высоком уровне, на каком вы играли?

- Это невозможно предсказать. Ты как тренер настолько хорош, насколько хороша твоя команда. Когда в твоем распоряжении есть прекрасные игроки, добиться многого гораздо легче, чем если эти футболисты - посредственные. Когда я начал работать в «Челси», у нас было очень мало сильных игроков, и тем не менее мы кое-что выиграли. Не было у меня звездных составов и в дальнейшем. Возможно, это означает, что в свое время я не принял правильных предложений. И такое случается.

- В «Тереке» звездного состава тоже пока не наблюдается.

- Но ведь в «Челси» мне удалось победить без топ-футболистов! Считаю, что тренеру, чтобы стать сильнее, нужно проходить периоды, подобные тому, что был у меня. Возьмите Франка Райкарда. Он и чемпионат Испании выиграл, и Лигу чемпионов с «Барселоной». Но до этого вылетел из голландского высшего дивизиона с роттердамской «Спартой»! Так хороший он тренер или плохой? (Смеется.)

- Что вы расцените как успех в «Тереке»?

- Буду идти от игры к игре. Постановка задач - дело владельцев клуба. Мое дело - концентрироваться на каждом последующем матче.

- Как знакомые отреагировали на ваше решение поехать в Грозный?

- Общей реакцией было удивление. Почему?! Как такое возможно?! Собираешься ли ты жить там? Все это - нормальные вопросы, и я слышу их до сих пор.

- Вы-то сами быстро все для себя решили?

- Для меня главным было собрать информацию. Я получил ее от Хиддинка, который знает о России все. А также от Дерека Сауэра (знаменитый голландский издатель. - Прим. И.Р.), который живет в Москве. Разговор с ним был для меня очень важным, и теперь его сын работает в «Тереке» моим переводчиком. То есть я беседовал с людьми, которые знают о России не понаслышке. И они дали очень позитивные рекомендации. Самым же важным фактором стала реакция моей семьи. Жена и дети сказали: «Да».

- А если бы они были против, вы бы поехали?

- Нет.

- Коль скоро заговорили о Хиддинке, помните, где смотрели четвертьфинал Euro-2008 Голландия - Россия?

- Я тогда находился в США, работал в «Гэлакси». Матч, конечно, смотрел. Естественно, расстроился. Но когда в команде-сопернице работает Хиддинк, ее победа не может оказаться сюрпризом.

В ГРОЗНЫЙ СЛОВНО ПРИЕХАЛИ «БИТЛЗ»!

- Какие у вас пока самые сильные впечатления от Грозного и Чечни?

- То, чего люди успели достичь за очень короткий период с тех пор, как здесь все было разрушено, - просто невероятно! Во время благотворительного матча со сборной Бразилии-2002 было потрясающе видеть, до какой степени счастливы люди. Что для них, никогда не видевших всех этих игроков вживую, означает футбол и спорт в целом. «К нам приехали и с нами играют те, кто выигрывал чемпионат мира!» - одна эта мысль вызывала фантастический восторг и энтузиазм. Как будто в Грозный приехали «Битлз»! Когда видишь безмерную радость людей просто оттого, что ты здесь, - хочется дарить им эту радость вновь и вновь.

- Какие стереотипы о России и Кавказе, которые у вас были до поездки, подтвердились, какие - нет?

- У меня нет и не было никаких стереотипов. Поэтому в жизни мне легко.

- И привыкнуть к здешнему менталитету - тоже?

- Я легкий по характеру. Очень быстро нахожу общий язык с людьми разных наций, рас, вероисповеданий. Люблю смотреть им прямо в глаза, стараться понять ход их мыслей. И спрашиваю, спрашиваю, спрашиваю. А они, видя такой интерес, о многом рассказывают и не замыкаются в себе! Мне важно, чтобы людям было интересно со мной. Это - мой путь. Всегда был и буду таким.

- В одном из интервью вы рассказали об игроке, почти вся жизнь которого пришлась на годы войны, и потому он никогда не улыбался, но в ответ на ваши слова - улыбнулся. Кто это был?

- Не хочу уточнять (по информации «СЭ», речь о Зауре Садаеве. - Прим. И.Р.). Понимаете, я тогда назвал этого парня «неограненным алмазом» - и он в ответ на мою реплику улыбнулся. Я сначала не придал этому значения, но люди из «Терека» рассказали мне о его судьбе. Вся эта история, не скрою, меня очень тронула.

- Как игралось против бразильцев в одной команде с Рамзаном Кадыровым?

- Он сделал все, чтобы забить гол! И ему это удалось, причем дважды. Я обратил внимание, что он был абсолютно счастлив оттого, что находится на одном футбольном поле со всеми этими игроками. И в этом - суть футбола. Он делает людей счастливыми.

- Президент Чечни перед игрой не просил вас с Маттеусом побольше играть на него?

- Нет-нет. Таких разговоров не было.

- Как Кадыров отреагировал на то, что два раза не смог поразить ворота соперников с 11-метровой отметки?

- Очень по-спортивному.

- Успели пообщаться с бразильцами и Маттеусом?

- С бразильцами - нет. Было элементарно некогда. А с Маттеусом, конечно, поговорили о Благо (Георгиеве. - Прим. И.Р.), поскольку тот играет в сборной Болгарии, которую Лотар возглавляет. И мне, и моему коллеге хотелось побольше о нашем общем игроке друг у друга узнать. Причем не только об его игровых, но и о житейских, человеческих качествах.

«ТВЕНТЕ» В ПИТЕРЕ ЖДЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ МАТЧ

- Сколько лет планируете работать в России?

- У меня контракт на полтора года.

- Это мне известно. Но он может быть продлен?

- Не знаю.

- На вашей презентации в Грозном Кадыров сказал, что надеется выиграть с вами еврокубок. Вам не кажутся подобные ожидания завышенными?

- Президент клуба имеет полное право говорить все, что считает нужным. (Смеется.)

- Сколько слов по-русски или, может, даже по-чеченски вы уже успели выучить?

- По-чеченски - пока ничего. По-русски уже знаю отдельные слова - «давай», «дави», «спасибо», «доброе утро».

- Гус Хиддинк и Дик Адвокат в России достигли многого, так и не заговорив по-русски.

- Специфика вашего языка заключается в том, что в нем нет ничего лингвистически общего с западноевропейскими, которые мы знаем. Поэтому нам приходится сложно. Представьте, в первую неделю в «Тереке» я даже не мог запомнить имен и фамилий своих игроков! Конечно, «Дмитрий» или «Александр» - это легко. Но «Годзюр», «Ризван», «Шамиль» - я же ни с чем подобным раньше в своей жизни не сталкивался!

- И как скоро запомнили?

- Это произошло постепенно, через работу. Так что точного срока назвать не могу.

- Правда, что вы на дух не переносите «Аякс»?

- Неправда! Я никогда ничего подобного не говорил! Другое дело, что тот способ, которым они в свое время пытались меня заполучить, мне очень не понравился, почему я и отказался. Но это совершенно не означает, что я ненавижу «Аякс». И сам смотрю его матчи, и сын мой смотрит.

- То есть в противостоянии «Аякса» со «Спартаком» поддерживали соотечественников?

- Естественно. И расстроился поражению «Аякса», поскольку всегда болею за голландские команды. Считаю, что с победой в Амстердаме «Спартаку» повезло.

- «Твенте», пройдя «Рубин», разгромил в первом матче «Зенит»...

- (Перебивает.) Счет 3:0, на мой взгляд, не был реальным отражением того, что происходило на поле. «Зенит» играл намного лучше и имел куда более реальные шансы забить. «Твенте» в этой игре до некоторой степени повезло.

- Уверены, что клуб из Энсхеде пройдет дальше?

- Не знаю. «Твенте» ждет очень, очень сложный матч в Санкт-Петербурге.

- Вы по-прежнему считаете, что чемпионат России сильнее голландского?

- Да. В то же время я вижу, что Голландия на клубном уровне возвращается. Был неважный период, но сейчас все идет на поправку. И мне очень приятно это видеть.

С АДВОКАТОМ ПОКА НЕ ОБЩАЛСЯ

- В биографии Дика Адвоката журналист Мартин Мейер написал: мол, когда футболист Гуллит покритиковал тренерские методы Адвоката, то был моментально лишен капитанской повязки в сборной и не поехал на чемпионат мира-94 в США.

- Не ехать в Америку было моим решением, а не Адвоката!

- Более того, в каком-то интервью вы даже назвали это самой большой ошибкой в своей карьере.

- Вот это я действительно говорил и считаю так по сей день. Кстати, капитанскую повязку Адвокат у меня не отбирал.

- В 2004 году вы были одним из помощников Адвоката на Euro. Значит ли это, что между вами сохранились хорошие взаимоотношения?

- Да. У людей могут быть разные мнения по каким-то футбольным вопросам, но это не означает, что они не любят друг друга, понимаете?

- Конечно. Вы с ним уже общались после того, как возглавили «Терек»?

- Еще нет.

- Вам довелось поработать в Америке и как тренеру. Недавно вы сказали, что ужасно работать в стране, где футбол всем безразличен.

- Да, в Лос-Анджелесе я испытал подобное чувство впервые в жизни. Для меня как спортсмена, который привык, что о моем виде спорта спорят до хрипоты и обсуждают его повсюду, все это было крайне непривычно. Там о футболе никто, вообще никто не говорит! И в газетах о нем не пишут, никто никого не критикует... Ничего удивительного в этом нет - у американцев есть свои виды спорта: бейсбол, баскетбол, американский футбол. Но все равно - странно. Повсеместное обсуждение футбола давно стало для меня частью самого футбола.

- По-вашему, работа в «Лос-Анджелес Гэлакси» была ошибкой?

- Нет. Это было своеобразным периодом в моей жизни, уходом с обычной тропы. Но на самом деле я этому только рад. Каждый такой опыт делает тебя более разносторонней личностью.

- У вас были хорошие отношения с Дэвидом Бекхэмом?

- У меня со всеми хорошие отношения.

Как кошка с Гуллитом в прятки играла

В субботу вечером главный тренер «Терека» спускался по лестнице одноименной гостиницы с совершенно растерянным видом - я даже не представлял, что Гуллит таким бывает. «Куда исчезла кошка?!» - восклицал он.

Выяснилось, что руководители «Терека», как-то прознав о любви голландца к кошкам, в порядке гостеприимства за день до матча с «Зенитом» доставили ему из Москвы белую сиамскую красавицу. Гуллит был в восторге. Чтобы, не дай бог, никуда не сбежала, на время похода на матч «Спартак» Нч - «Крылья Советов» запер ее в ванной комнате своего номера. А вернувшись - не обнаружил. И сильно расстроился.

На поиски кошки Гуллита был брошен, кажется, весь персонал гостиницы и клуба. Но все было тщетно - хотя, по словам ответственных сотрудников, мимо которых здесь муха не пролетит, из отеля она не выбегала. В какой-то момент мне уже стало казаться, что от того, будет найдена кошка или нет, зависит исход матча с «Зенитом» и вообще успешность пребывания Гуллита в Грозном.

Нашлась! Оказалось, что она обнаружила какую-то незаметную нишу около душевой кабины в номере голландца, забралась туда и долгое время не подавала ни малейших сигналов. Но природа взяла свое - в какой-то момент кошка захотела есть. Будь у Гуллита аквариум - рыбки были бы обречены. Но питаться было решительно нечем, и она замяукала. Не знаю, был ли Руд в этот момент настолько же счастлив, как после своего гола Ринату Дасаеву в финале Euro-88, однако облегчение испытал немалое.

Завязку этой маленькой драмы я видел собственными глазами, а о развязке узнал в воскресенье утром. И подумал: может, если черная кошка для многих является знаком беды, то белая кошка станет для «Терека» и самого тренера в сезоне-2011/12 символом удачи? Правда, исход матча с «Зенитом» эту теорию не оправдал. Что-то будет дальше?

О ком или о чем статья...

Гуллит Рууд (Руди) Дил